Часто, общаясь с искателями или тем, кто считает себя таковым, я никак не мог взять в толк, почему человек не хочет буквально протянуть руку — и взять то, что поможет ему кардинально измениться или найти выход из той или иной ситуации. Как правило, это видение причин: которые может быть нелегко увидеть, сложно принять, но на которые гораздо чаще — просто нет мотивации смотреть.
Понятно, что у невозможности увидеть что-то часто есть свои объективные причины: не хватает уровня осознанности, присутствует страх перемен, внутренних или внешних, либо мешает образ себя, представления о том, какой ты есть или каким должен либо хотел бы быть, противопоставление себя другим и так далее — некоторые из этих причин упомянуты в статье про особенности восприятия — но часто даже когда объективных препятствий нет или они вполне преодолимы человек не проявляет интереса к причинам происходящего и не может увидеть их только поэтому.
Что вообще делает одни вещи интересными, а другие — нет? В большинстве случаев это наши желания (и страхи). Работа над собой в этом плане не является исключением, по крайней мере, поначалу: не только область нашего интереса, но и вся наша мотивация, а также в существенной степени скорость продвижения и даже вероятность успеха зависят от тех желаний, которые привели нас на Путь и определяют наши сознательные или бессознательные цели.
Мы всегда спрашиваем тех, кто приходит в Школу, — какова ваша цель? Зачем вы хотите обучаться, чего хотите достичь? Понятно, что зачастую эти вопросы воспринимаются как своего рода вступительный тест — поставьте галочку в нужном месте — чтобы тебя взяли в обучение, и ответы, которые даются, — это нередко «правильные» ответы, не то чтобы сознательный обман, скорее, то, во что самому хотелось бы верить. Иногда бывает так, что человек даже не может до конца понять вопрос: «Хочу получить помощь в продвижении по Пути», — говорит он, или: «Хочу стать более осознанным». Этот момент — когда тебя спрашивают о цели — для многих становится первым моментом, когда ты впервые серьёзно задумываешься о цели вообще. Мы не привыкли думать о целях. Для большинства людей жизнь — череда сиюминутных целей: не опоздать на работу, хорошо провести вечер, отдохнуть на выходных, поехать куда-нибудь в отпуск — а вопрос глобальной цели сразу наводит на нехорошие мысли о смерти или заставляет рыться в глубинах ума, извлекая на свет какую-нибудь пыльную и совершенно банальную идею вроде продолжения рода. Истина такова, что никто не знает, зачем он живёт: даже если на этот счёт припасена пара ответов — они либо выглядят малоубедительно, либо от них веет искусственностью, да так, что сложно самому не заметить. Поэтому неудивительно, что поиск Пути — который также отчасти является поиском смысла жизни — содержит всю ту же неопределённость, и, с одной стороны, сложно требовать от человека понимания того, что он понимать не может, а с другой — откуда взяться пониманию вопроса, который не задавался?
Так что вопрос о цели — это хороший вопрос, ответ на который нужен в первую очередь вам самим. И лучше уделить его поиску больше пары минут, сев и спросив себя серьёзно и искренне — чего я хочу от своей жизни? К чему хочу прийти? Время, которое вы потратите на созерцание цели, стоит того, ведь оно может сэкономить годы и массу усилий, которые можно потратить впустую, выбрав для достижения своей цели неподходящие средства. Если вы видите, скажем, что разочарование в обычной жизни, которое вы, возможно, испытываете, вызвано в основном нереализованными — или, как вам кажется, нереализуемыми — желаниями, то не стоит ли сначала всё же предпринять ещё пару попыток воплотить их до того, как вступить на Путь, который, как вы обязательно поймёте впоследствии, не имеет к этим желаниям никакого отношения? Поверьте, лучше «плохая» цель, но своя, родная, чем чужие цели, желание достижения которых вы будете безуспешно пытаться себе привить.
Посмотрите — как, по-вашему, Путь может насытить вас, в чём помочь, какие вопросы закрыть? Для чего вам нужны осознанность, избавление от страха и других отрицательных эмоций, комплекса неполноценности и прочие прекрасные вещи, которые может дать Путь? Если для того, чтобы они не мешали, скажем, в полной мере насладиться миром и его плодами, — так существуют куда более простые способы: психотерапия, различные тренинги и прочее… по крайней мере, вам не придётся выполнять непонятные практики и пытаться усидеть на двух стульях, когда вы столкнётесь с тем, что вместе с избавлением от страха вам предложат поработать и с желаниями, которые совсем не хочется отпускать (потому что — а что взамен?), необходимость постоянно осознавать себя станет отвлекать от привычных занятий (потому что — а зачем осознавать себя, когда тебе хорошо?), а молитвы и зикры будут вызывать только сопротивление (потому что Бог — это что-то абстрактное, а возможно, и вовсе несуществующее). Ведь на истинном Пути нельзя просто улучшить себя и свою жизнь — вам придётся отдать ему всё: или полностью измениться, или оставить его, раньше или позже, третьего не дано.
Если же вы не видите никакой определённой цели — смотрите до тех пор, пока не увидите. Почитайте материалы, посвящённые этому вопросу, возьмите таймаут до тех пор, пока ваша главная цель не проявится хотя бы в общих чертах. Примите её, и то, нужен ли вам Путь, тоже станет понятно.
И, если «да», даже тогда ещё нужно будет определить — какой Путь вам нужен. Ведь, возвращаясь к теме статьи, — Путь осознанности, разновидность которого мы предлагаем, предполагает движение к Истине: истине человека, и Истине Бога, а истина — это не просто красивое слово, оно имеет вполне определённый и простой смысл: то, что есть на самом деле. Открывая причины своих состояний, эмоций и чувств, желаний и страхов, осознавая механизмы своих реакций и работы ума, вы постигаете истину самого себя, двигаясь внутрь шаг за шагом, приближаясь к дверям, за которыми — возможность прикоснуться к Истине Бога…
Нельзя начать путь к Истине со лжи. А также — нельзя прийти к Истине, если её не искать. Возможно, поиск своей истинной цели станет вашим первым маленьким шагом на этом Пути. Затем вы начнёте видеть, что осознание причин состояний, которые казались совершенно непреодолимыми, избавляет от них как по волшебству — как будто вы добрались до маленьких колёсиков, которые вращают колёса побольше, и смогли их остановить навсегда. Страдание стоит на невежестве, и вся магия Нисходящего Потока теряет свою силу, как только оно рассеивается, — вроде того, как фокус, секрет которого вам известен, перестаёт быть интересным. А ещё познание удивительным образом начинает приносить глубочайшее насыщение — как будто мы созданы для того, чтобы познавать, по меньшей мере, в том числе для этого. Не всегда это познание равносильно пониманию, иногда это невыразимое переживание, легчайшее прикосновение к какой-то грани Истины, которая слишком велика, чтобы вместиться в скромный человеческий ум или даже быть отражённой им. Прикасаясь к Запредельному, вы начинаете чувствовать всю ограниченность обычного существования, и выход за пределы этой ограниченности становится для вас высочайшей целью, ради которой можно отказаться от всего, просто потому что в сравнении с ней «всё» ничего не стоит. И постепенно чисто практическая необходимость в Истине — как в средстве избавления от лжи и приносимых ею страданий — становится необходимостью в Истине ради самой Истины. Вы выходите за пределы истины человека и прикасаетесь к Истине Бога — но Путь не заканчивается, а в каком-то смысле только начинается, готовый открыть свою бесконечность. Необходимость в Истине же только продолжает расти, становясь продолжением необходимости в Боге, в Его ведении и взаимодействии с Ним.