Любое описание Пути будет нести в себе черты упрощения. Подробную карту нельзя создать в принципе, ведь каждый человек обретает на Пути свой уникальный опыт обращения к Богу, приближения к Нему и последующего с Ним взаимодействия. С другой стороны, людям необходимы некие указатели, ориентируясь на которые, они могли бы осуществлять работу над собой. Существовали, например, описания стоянок или стадий Пути, которые были привязаны либо к внутренним состояниям человека, либо к неким этапам внешней жизни, и пройти через них должен был каждый ученик. Многие из описанных стоянок сейчас потеряли своё значение в связи с изменением условий, в которых живут люди; к тому же их внутренняя ситуация тоже существенно отличается от того, что было привычным в прошлые века. Поэтому и современное описание этапов Пути должно быть несколько иным.
В том, что касается сути внутренней Работы искателя над собой, имеется три этапа:
- Очищение
- Развитие
- Трансформация
Очищение подразумевает под собой избавление от подавленных энергий, накопленных в физическом и эфирном телах, а также в теле ума. С этой стадии начинается работа над собой, но продолжается она и позже, поскольку очистить глубокие слои подавленных энергий ни с одного, ни с двух заходов не удастся. Самым сложным является очищение бессознательных слоёв ума, где лежат психотравмы, и где берёт своё начало человеческая обусловленность. Существуют практики, благодаря которым производятся разные виды очищения, и искатель применяет их по мере необходимости.
Надо сказать, что стадии внутренней Работы искателя не имеют чётко очерченных границ относительно последовательности друг друга – развитие может происходить одновременно с работой по очищению внутреннего пространства, да и новый этап трансформации порой приводит к новому уровню очищения всего человеческого существа.
На стадии развития человек работает над обретением осознанности и утончением собственного восприятия. Кроме того, на этой стадии происходит необходимое доразвитие и вызревание сущности человека, которая обычно подавляется при формировании личности ещё в детстве. Человек, сущность которого является зрелой, не нуждается в подпорках эго.
Если первые две стадии вполне укладываются в рамки духовного Пути, то стадия трансформации прямо и непосредственно принадлежит Пути мистическому. Без трансформации невозможно достижение высших целей поиска, таких, как постижение Истины или пребывание в Боге. При этом сама трансформация тоже почти невозможна без предварительного очищения и развития человека. Для того чтобы войти в эту стадию, тоже существуют свои методы и практики.
Есть и другая схема Пути к Богу, описывающая стадии внутренних перемен искателя. Она выглядит так:
- Вхождение во внутреннее пространство;
- Открытие Сердца;
- Сдача собственной Воли и принятие Воли Бога;
- Утрата личностных качеств, исчезновение;
- Обретение атрибутов Бога, пребывание в Боге.
Большая часть этих стадий имеет отношение к трансформации искателя. Только вхождение внутрь не сопровождается преображением; все остальные стадии при вхождении в них запускают новые процессы трансформации.
Чтобы войти во внутреннее пространство, нужно его очистить и осознать. Соответственно практики очищения и осознания имеют наивысшее значение для достижения этой стадии. С открытием Сердца дело обстоит несколько сложнее, и чтобы прийти к нему, требуются практики всех видов – очищающие, развивающие и трансформирующие. Как открытие Сердца, так и последующие этапы зависят не столько от желания человека достигнуть чего-либо, сколько от его истинной необходимости, которая далеко не всегда совпадает с его «духовным» желанием. Чем сильнее необходимость человека в Боге, тем быстрее он проходит все вышеупомянутые стадии Пути. Стадии утраты собственной воли и принятия Воли Бога полностью соответствуют стадиям внешней фана и бака, описанным в классических суфийских трудах. Стадии же исчезновения с последующим вступлением в пребывание в Боге означают то же самое, что внутренние фана и бака в традиционном суфизме.
Стадии внутренних перемен проходятся последовательно, и искатель может остановиться в своём продвижении на любой из них. Кто-то доходит до вхождения внутрь своего внутреннего пространства и его осознания, и с этим живёт, кто-то останавливается после открытия Сердца и доживает свой век, оставаясь на этом этапе Пути. Никакое достижение не гарантирует неизбежного продвижения к следующей ступени Пути. Разные версии его описания существуют именно потому, что они написаны людьми, находившимися на разных его стадиях, и считавших их окончательными.
Любое описание Пути должно иметь прикладное значение, иначе оно не имеет смысла, и в разные времена существовали описания разной степени подробности. Там, где обучение подразумевало под собой отречение от мира и длительное обучение, создавались подробные карты состояний, через которые постепенно должен был проходить человек во время обучения. Наше время предлагает нам иные условия и другую интенсивность жизни. В силу этого меняется и описание карты Пути, но сам путь всё равно остаётся доступным для всех, кто в нём по-настоящему нуждается.
Ещё об этапах суфийского Пути (Автор: Белый Шум)