Вам нужно знать только одно: живите жизнь, проживайте, живите максимально

 

В чем смысл нашей жизни? Вы всё ещё ищете его? Ищу его и я… 

1 (поиск)

Поиск смысла жизни отличает человека в высшем смысле от человека биологического вида и частично, от вида социального. Поиск этот считается самодостаточным, а вот его результат – сомнительным. Почему же поиск этот, столь важный, столь безрезультатен? Смысл жизни стал относительным, чисто субъективным, как и все другие гуманитарные понятия в наше время духовного кризиса. Но попробуем покров тайны над этим проклятым вопросом всё-таки приподнять и разглядеть нечто объективное.

Поиск смысла жизни начинается, как и поиск Пути – с появления тяги к иному, с неудовлетворенности окружающей обыденностью. Этот «искательский изъян дар» отличает определенный тип людей, особенно в молодости. Это признак пробуждения того неуловимого, но высшего, что есть в любом человеке – потенциала к духовному развитию, к познанию себя.

Мой путь самопознания, путь Гадкого утенка, начался с драгоценного изумления от осознания ценности своей внутренней жизни, подсказанного дневником брата Чехова: внешняя жизнь человека, оказывается, совершенно не отражает главного в нём. А самое ценное, что есть у человека – внутри и там же скрыт ответ на главный вопрос о смысле жизни. Люди, глядя на человека, видят только общее, считывают внешнее. А то уникальное, внутреннее, потенциально совершенное и вечное, невидимо заложенное в него Богом, раскрыться может в Свете только изнутри, Тому, кто закладывал и ему самому – то есть духовный потенциал.

«Вы – не просто животные, вы существа, имеющие духовный потенциал. Вы – носители разума и Света, вы способны творить – как внутри себя, так и во внешнем мире, и вы часто отказываетесь от духовного становления, но потребность в нём – пусть и самая малая – существует у всех, и нет совсем недуховных, ибо камень не может перестать быть камнем, в какую бы глину его ни заворачивали; так и вы – не можете избавиться от той части своей природы, которая требует высшего, которая тянет вас к идеальному, которая хочет проявиться свершением великого».

«Ты, порой абсолютно несовершенный, можешь достичь абсолютного совершенства. Это твой потенциал. И этот потенциал – дар Бога вам. И это дает вашей жизни глубину. Это дает вашей жизни тот смысл, единственный, который имеет значение, и которому имеет смысл следовать. Все остальные смыслы вы придумываете себе сами для того, чтобы не чувствовать себе абсолютно никчемными, абсолютно бессмысленными, не имеющими вектора движения».

 

2 (два смысла)

Смысл жизни человека заключен, скрыт в его потенциале развития. Раскрывается, реализуется он в максимальном проявлении  в деятельности, в творчестве, в потомстве, в создании и разрушении, в наимаксимальнейшем проявлении себя. Почему же он остается таким неуловимым для осознания?

На первый взгляд надежный, очевидный смысл жизни один – он в самом процессе жизни, в потоке перемен, в движении. Но у любого движения есть вектор, точнее два:

  • по кругу, неизменное движение (повторение), и
  • движение вперед, движение с изменениями, с новым результатом (развитие).

В жизни человека и в её смысле также можно различить эти два направления:

  1. мирское, житейское, жизнь ради жизни, внешнее, общее, воспроизводящееся, повторяющееся, круговое, горизонтальное (которое питает Нисходящий поток и кач/обмен энергий);
  2. духовное, высокое, жизнь как итог, как путь к смерти, внутренне, уникальное, накапливающееся, необратимое, прямое, вертикальное (которое питает Восходящий поток Творения и развитие живого).

У горизонтального, кругового вектора движения жизни, поверхностного измерения смысла – нет результата. Смысл здесь есть только в самом процессе качания, вращения, но после его завершения ничего не остается. Это – смысл жизни как процесса, смысл жизни в жизни.

В горизонтальной, внешней, материальной жизни, казалось бы, легко накапливать «результат» в виде вещей, денег, навыков, качеств, но все они обесцениваются в движении по кругу и обнуляются смертью, хотя уже и в процессе жизни постоянно стираются. Красивый «результат» типа детей, дерева, дома, памятника (нерукотворного) мотивирует интенсивней жить и проявляться, но с собой на тот свет и это не возьмешь. По той же логике куча наложенного дерьма – тоже «результат» жизни. Нет, это бег по кругу, без результата и реальных перемен. Тем не мнее специфическая реализация на этом мирском пути есть, её высшая степень – достижение власти.

У вертикального, прямого вектора движения жизни, глубинного измерения смысла результат есть, но сам процесс перемен вне достигнутого результата бессмысленен, жизнь – только средство достижения цели, некая работа. Это – смысл жизни как итога, смысл жизни в смерти.

Но этот вектор жизни позволяет реализовывать скрытый, духовный потенциал, который невозможно реализовать в обычной жизни. Тот, который заставляет отворачиваться от мира, менять вектор внимания с горизонтального на вертикальный, надмирный, ведущий к Богу. И тут максимальная реализация тоже выражается во власти, но другой – сначала над собой, над своими желаниями, своим выражением, над всем, чем только можно было обладать на мирском пути, а затем обретается высшая власть, власть Бога, возможность проявления в себе его Власти и Атрибутов, возможность выйти за пределы этой жизни на Пути самого Господа.

Итак, двум разным смыслам, векторам внимания, соответствует два разных потенциала:

  1. витальный потенциал запечатан в физическом теле его родителями и он у всех различен;
  2. духовный потенциал запечатлен в индивидуальном сознании Богом и он у всех одинаков.

Эти два потенциала соединяются Богом в момент рождения всего живого. Они вместе порождают его реальный, живой, диагональный, волновой вектор движения, имеющий и горизонтальное, и вертикальное измерение. Порождают то ощущение неполноты, незавершенности и стремления к завершению, которое присуще всему живому и которое толкает его жить и проявляться, а также умирать и исчезать.

Поиск смысла жизни вообще связан с осознанием конечности жизни, со смертью и необходимостью её объяснить, найти некий итог этой жизни. Духовность завязана на понятие смерти. Религия спасения осмысляет жизнь именно как результат, как подготовку к смерти и посмертию, как вертикальное измерение смысла, давая возможность накапливать заслуги, с которыми не стыдно предстать на Страшном суде. Правда, никакой ясности, какова цена «накопленных сокровищ духа» на том свете (и есть ли она вообще) – нет. На этом же свете они, кроме проблем, мало что дают.

И так ли вертикален ли этот религиозный смысл? Ведь он – общий, в основном внешний, повторяющийся и т.п.: по своим признакам это классический горизонтальный смысл Нисходящего потока, но позволяющий имитировать развитие, прямое движение к изменениям и успокаивать ум. Зацикленность на вертикали, на смерти и посмертии, отрицание самостоятельного смысла горизонтали, потока жизни, является роковой ошибкой религиозного сознания.

Да, любая жизнь кончается смертью, но нельзя жизнь измерять смертью, как и смерть выключать из жизни. Они неразрывно связаны, самодостаточны и противопоставление их надумано. Вся загадка смысла жизни человека связана с необходимостью объяснения одновременно и смысла жизни, и смысла смерти, и их соединения; почему человек начинает жить, ради чего живет, ради чего жил. И тут без включения в уравнение жизни Бога не обойтись.

«Жизнь — это поток изменений, смерть — одно изменение с последующим угасанием. Нельзя Путь, ведущий к Богу, сравнивать со смертью, потому что на Пути все становятся более живыми, больше чувствующими и вообще — фантастическими с точки зрения обывателей».

«Путь — самое живое, что есть на Земле, и люди Пути, идущие по нему, расстающиеся со страхами и ожиданиями, — самые живые люди из всех, что есть».

 

3 (Путь к Богу)

Странный материальный мир, в котором жизнь начинается случайно, а заканчивается закономерно, по определению бессмысленен. Но если допустить, что у жизни и человека есть Создатель, то предположение, что созданная им жизнь бессмысленна – нелепа. И если источник Смысла в человеке и его жизни – Творец, если Свет Его дарующий нам сознание и жизнь присутствует в нас, проявляется, то вертикальное измерение смысла жизни также связано с Ним, как потенциал Возвращения, как возможность жизни в Нём, как способ проявления Его в нас и через нас, как выражение Творения.

«Мир создан для вашего проявления и благодати, которую это проявление несёт». Но проявление возможно только в слове и деле. Всё остальное, ощущения, чувства, мысли, не отраженные в словах или делах, исчезают без следа. Вне такого проявления себя смысла нет. «Нет смысла в непроявленном, ибо только проявленное в мире имеет и цену, и смысл, и способствует развитию Творения».

Но прямая духовная вертикаль к Богу, игнорирующая жизненную горизонталь, не работает, как бы её не рекламировала религия. Единственный реальный способ отсчета движения в вертикальном измерении смысла жизни, возможность наблюдений текущих «результатов» духовного роста – Путь к Истине и Богу по диагонали (а не вертикальная Лестница на небеса). Путь – этапы, стоянки и ступени которого отмеряют достигнутые успехи. Путь – это единственный способ соединения, синтеза смысла жизни и смысла смерти. Причем способ, верифицируемый на личном опыте.

Этот синтез двух векторов внимания, осуществляемый на Пути, основан на формуле «в миру, но не от мира». Ключ к этому синтезу – осознанность, разделение внимания, постоянное удержание части внимания пока живешь внутри, в Сердце, на Пути, на Боге, как на главном и в жизни, и в смерти. Но не забывая и об окружающем мире, в котором проявляешься. Разделение внимания на горизонталь и вертикаль на Пути происходит с приоритетом вертикали. Это «вертикальное» внутренне внимание и прочерчивает дорогу познания себя и Бога, по диагонали между жизнью и смертью, в бесконечную глубину раскрытия и проявления своего духовного потенциала (при условии получения на этом трудном Пути помощи).

«Неизведанный Путь требует проводника или меток, которые помогали бы путнику ориентироваться на местности, чтобы понимать, как далеко он прошёл, и насколько приблизился к заветной цели; чтобы знать, что он не сбился с Пути и что его маршрут по-прежнему ведёт его туда, куда он стремился попасть в начале своего похода».

«Путешествие от состояния к состоянию и от стоянки к стоянке, каждая из которых имеет своё содержание, свои признаки и свои условия пребывания на ней и есть – Путь».

 

4 (нафсы)

Сложность понимания смысла жизни человека связана со сложностью самого человека,  со всеми его разными нафсами.

Жизнь в горизонтальном измерении смысла – максимальное проявление своих желаний ради их удовлетворения, происходит в повелевающем нафсе. Вертикального измерения нет, горизонталь повелевает. Этот смысл жизни – в жизни.

Жизнь в вертикальном измерении смысла – максимальное проявление своих нравственных сил ради воздания, происходит в осуждающем нафсе. От горизонтального измерения стараются отказаться, желания осуждаются. Этот смысл жизни – скорее в смерти.

Жизнь в обеих измерениях смысла, в сложении двух векторов внимания, проявляется при максимальной вдохновенной открытости ради потребления новых впечатлений – и происходит во вдохновенном нафсе. Это уже движение «по диагонали», но круговое, ограниченное, всё время возвращающееся к горизонтали. Это сложение частичное, механическое, фрагментарное, избирательное, инерционное, во многом бессознательное. Человек выбирает что-то одно в двух измерениях и в нём пребывает, но горизонталь сильнее и всегда побеждает. Он как бы радостно подпрыгивает с горизонтали на вертикаль, за каким-то новым духовным «ништяком», но всегда быстро опускается обратно, в мирское. Всё неприятное, не принятое на горизонтали, тем более на вертикали, исключается, отменяется, в том числе главный вызов – смерть. Этот смысл жизни – как бы вне смерти.

Постоянная жизнь в обоих измерениях смысла в прямом движение «по диагонали» в максимальном проявлении принятия себя и мира – происходит только на Пути к Истине и начинается в умиротворенном нафсе. Здесь оба потенциала развития проявляются без расщепления, на основе осознанности и разделения внимания между двумя векторами смысла одновременно. Сложение этих двух векторов тут органичное, оба измерения смысла жизни принимаются полностью, это их синтез в динамике. Так обретается и смысл жизни, и смысл смерти – смысл проявления.

Этот синтез происходит через путь внутрь, через трудное принятие всего, не избирательно, по случаю, как во вдохновенном нафсе, а тотально. Не случайно к нему приходят через тяжелую ночь души, находя, в итоге, якорь внимания на вертикали, находя прочную внутреннюю опору умиротворения. Тогда как смысл жизни человека во вдохновенном нафсе изменчив, легок и текуч, приятен и предельно субъективен. Он осмысляет свое проявление в мире по настроению, всё время придумывая себе новую мотивацию жить, новые смыслы своего существования.

Но…

«Новый смысл – это всего лишь новое наполнение ума, новый способ вдохновляться, и новый способ видеть себя, людей и мир. В этом нет ничего особенного, это попытка добавить немирского в мирское, и мир всегда побеждает в этом синтезе, оставляя вас в нереализованных желаниях и с ощущением того, что вы потратили время зря».

 

5 (две ловушки)

Прямой путь соединения горизонтального и вертикального смысла жизни прост, но нет ничего более трудного, чем простое. Искушение коротким, быстрым путем к цели всегда сопровождается испытанием, ловушкой легкого пути.

Есть две такие главные ловушки, в которые попадаются почти все, кто пытается расти вверх в жизни, но забывает о необходимости постоянных усилий и прочих трат, которыми нужно за это платить. Но работают они одинаково – ты сворачиваешь с пути, с движения вперед, уходишь в бок, в поворот, повторение, движение по кругу. Целостность, тотальность теряются, сменяясь расщеплением, и в этих щелях теряются силы и возможность расти вверх. И всё это – от неприятия двух вещей: сомнений и боли.

Первая ловушка скрыта в вертикальном измерении смысла и связана с неприятием сомнений на пути познания, сомнений, рождающих тревогу и беспокойство. Сомнения при встрече с неизвестным неизбежны, таково свойство ума. Единственный простой способ их избежать – отвернуться от неизвестного вообще и ходить по кругу своих привычек, догм и обусловленности, объявив их своей правдой, а то и святой верой. В этих тисках все проявления духа человека оскопляются и искажаются, не давая реализоваться потенциалу развития, лишая человека того смысла жизни (в смерти), ради которого он якобы живет.

Вторая ловушка лежит в горизонтальном измерении смысла и связана с неприятием в жизни боли, порождаясь страхом боли. И речь не об обычных жертвах компенсаций и новомодного обезбола, наркоманах, пьяницах, игроманах, зависимых от виртуальных миров и игр, потребителей рилсов, шортсов, картинок, клипового визуала и бесконечных новостных лент. Такие люди просто боятся жить, их потенциал беспробудно спит. Речь о тех, у кого потенциал развития ещё жив и требует раскрытия, у кого есть тяга к иному, сопровождаемая стойким неприятием окружающего. Речь – об идеалистах и романтиках, которые бегут от обыденности в мечты, сворачивая с прямого движения в круговое, где происходит расщепление их целостности. Вместо подъема вверх из круга обыденной жизни, эскаписты застревают в карусели своих фантазий, в повторяющемся закукливании. Вместо того, чтобы идти вперед, на встречу вызовам жизни, своему неприятию, страху боли, дабы разрешить проблемы, прожив, преодолев их, они тонут в водовороте воображения, всё время откладывая трудные решения, теряя подъемную силу жизни, повторяясь, лишаясь возможности проявления своей уникальности, лишаясь возможности реализовать свой духовный потенциал.

Избежать этих ловушек трудно. Потенциал человека сторожат два реальных чудища:

  1. боль (на уровне физического и эфирного тел) = страдания (на уровне ума);
  2. тревожные сомнения (на уровне ума) = напряжение/треволнения (на уровне физического и эфирного тел).

Их естественное неприятие становится стенами тюрьмы, в которых заперт, заключен запутавшийся человек. К счастью, от замков этой тюрьмы есть ключи.

«Всё человеческое в вас – всего лишь первый этаж дома, в котором вы существуете, и есть иные этажи, закрытые для вас, пока вы всерьёз не заинтересуетесь тем, как жить иначе, и в чём ещё можно жить, кроме того, чем вы уже живёте; и стремление к познанию своего потенциала, своих иных возможностей, приведёт вас к дверям, к которым нужны ключи, и без обретения их вы не выйдете из ограниченного желаниями, чувствами и плотью».

«Необходимость в Пути не только том, что вы не можете ужиться в миру и с миром, но и в том, что вы осознаёте ограничение в себе, ограничение собой, и вдруг видите жизнь свою, как тюрьму бесконечного повторения одного и того же, в одних и тех декорациях, и в повторяющихся чувствах, мыслях и состояниях; и выход здесь только в том, чтобы изменить всё, начиная с себя».

 

6 (ключи)

Главный ключ к гармоничной реализации своего духовного потенциала – необходимость, без которой нет решений, нет перемен в жизни, нет выбора узора, а значит нет свободы, нет поступка, нет реальности. «Увеличь свою необходимость», настоятельно рекомендовали раньше суфии. Освободить свои необходимости от надстроек желаний рекомендуется для всех идущих по Пути и сейчас. С помощью чего осознается эта необходимость проявления своего потенциала духовного развития, проявления себя, реализации своего предназначения, постижения смысла жизни и смерти?

Хороши малые ключи Гурджиева:

  • никогда не повторяться, стремиться делать всё как в первый раз, только то, что больше никто не может: это ключ о том, как уходить с горизонтальной, бессознательно, без конца повторяющейся жизни на вертикальную, к реальным изменениям;
  • идти навстречу страху, навстречу боли, навстречу самому неприятному: это ключ не только о способе нарабатывания ключевого навыка преодоления внутреннего сопротивления, терпения, но и о компасе, указывающем на твой самый прямой (диагональный) путь наверх;
  • всегда стараться практиковать сверхусилие, раздвижение пределов возможного: это ключ к навыку нахождения и прохождения испытаний, из которых и состоит самый прямой путь к Богу.

Есть два Больших ключа, размыкающих две вышеописанные главные ловушки на Пути.

1 – Первый ключ, расположенный ближе к горизонтальному измерении Пути – это принятие боли, «полюбите боль».

«Боль – это сигнал о том, что воздействие или действие слишком сильное, это сигнал о том, что существует дисбаланс, нарушение гармонии». Жизнь – это и есть нарушение статического баланса в несовершенной среде неопределенности. Боль – это предупреждающее ограничение, сигнал нарастающего сопротивления среды любому «сырому», несовершенному проявлению. И это сопротивление на горизонтали «обтачивает», шлифует это проявление, делает его зрелым, крепко сваренным, упругим, гибким, полностью живым. И когда оно ещё идет вверх, по вертикали, преодолевая, побеждая боль – оно очищает проявляющееся, делает его сухим, легким, прозрачным, светлым, совершенным.

Боль всегда сопутствует проявлению, рождению новой силы, рождению человека, жизнь неразрывно связана с болью (и его оборотной стороной – удовольствием). И если жизнь – это движение, то чем сильнее движение вперед, в новое, неизвестное – тем больше интенсивности, больше желаний, боли и удовольствия, больше жизни, больше проявления витального потенциала.

Когда боль побеждает, наступает, гоня впереди себя сломленного человека по кругу повторений, она делает его закрытым, глухим, хрупким, старым, умирающим, затихающим, уставшим, постепенно погружая вниз, в тяжесть, вязкость, тьму и муть, в хаос дисгармонии. Когда человек побеждает боль, принимает её и идет дальше, он вырывается из этих тисков на свободу, открытости жизни и свету, получая возможность проявить свой потенциал, раскрыть его гармонию в бытии.

Смысл Большого ключа принятия боли – выработка необходимости в терпении и силе воли, без которых Путь не пройти, потенциал не раскрыть.

2 – Второй Большой ключ, расположенный ближе к вертикальному измерению Пути – это принятие тревожных сомнений, треволнений и неопределенности. Смысл ключа принятия сомнений – в обретении через их преодоление понимания абсолютной необходимости доверия и веры, уверенности и решительности. Этот страж, это препятствие на Пути часто недооценивают, хотя он не менее страшен, чем боль. Если боль остра и открыта и не заметить её атаку трудно, то тревога от бесконечных сомнений и стрессов подкрадывается незаметно и кладет на обе лопатки так, что человек даже не понимает, когда и кому проиграл в жизни и что теперь делать.

Если страдание – проекция боли в уме, сопровождаемая жалостью к себе, как главный враг человека известен от века, то проекция сомнений ума в физическом и эфирных телах даже имени своего не имеет. Хотя сопровождается наглядными эффектами:

  • или пустой, тревожной суетой (проекция напряжения прежде всего в эфирное тело, «люди-сурикаты»);
  • или бессознательным, изматывающим напряжением, гипертонусом мышц (проекция напряжения прежде всего в физическое тело, «люди-бегемоты»).

Это тревожное напряжение стало ныне главной проблемой всех невротиков (которых уже большинство среди людей). И методы работы с этой проблемой известны. Прежде чем начать работать с сомнениями ума нужно почиститься, поработать с проекциями, напряжениями в физическом и эфирном телах, главная причина которых – подавленности, загнанные в бессознанку нерешенные умом, непринятые проблемы, «сомнения».

О сомнениях, в целом, уже говорилось в «Слабострастии», но есть куда лучший источник.

«Путь – это постоянное испытание на веру и доверие, и сомнения здесь выглядят как препятствия, но без навыка действия в преодолении сомнений, вы не пройдёте, как и не пройдёте, не испытав сомнений вообще.

Сомнения – неотъемлемая часть процесса познания, и без них любой искатель и исследователь быстро останавливается, не дойдя до сути исследуемого процесса или состояния, удовлетворившись первым попавшимся ответом. Сомнение создаёт необходимость в обретении уверенности.

Не отрицайте сомнения и не потакайте им. Используйте их как источник необходимости для уточнения понимания, для выяснения нюансов многосторонних Истин, для обнаружения истины своих состояний и ситуаций. Без необходимости нет решения, и необходимость, возникающая из сомнения – не самая лучшая, но если нет другой, то и эта подходит для того, чтобы случилось новое понимание и познание».

 

7 (необходимость)

Итак, смысл жизни человека по форме один, общий: это максимальное проявление своего потенциала развития, дабы заполнить свою изначальную неполноту, реализовать, завершить себя. В пределе – в Боге, своем Создателе. И это проявление, возможность реализация смысла своей жизни, в конечном счете, зависит от степени осознания своей необходимости.

По содержанию смысл жизни у разных людей, конечно, разный. И дело не только в том, что каждый человек уникален и сам наделяет свою жизнь субъективным смыслом. Такой субъективный смысл – часть человеческого самообусловливания, которое почти целиком обусловливание внешнее и в этом смысле – стереотипное. Но такова свободная воля, данная людям – выбирать по себе и получать по вере своей.

Важно учитывать различие содержания смысла жизни и ключей их реализации у людей с доминированием разных нафсов. Тем более что в этих рамках заключается нечто весьма общее в их, казалось бы, столь разных необходимостях:

  • А) смысл жизни человека в повелевающем нафсе связан с необходимостью максимального развития его силы воли, которая позволяет через преодоление страха боли полноценно проявлять себя, свой потенциал – через достижение своих главных желаний;
  • Б) смысл жизни человека в осуждающем нафсе связан с необходимостью максимального развития его нравственного потенциала, совести, которая позволяет через преодоление сомнений полноценно проявлять в себе свою норму и свой идеал поведения;
  • В) смысл жизни человека во вдохновленном нафсе связан с необходимостью максимального развития открытости, которая позволяет через преодоление предубеждений реализовывать себя и свой потенциал – через получение разнообразных впечатлений;
  • Г) смысл жизни человека в умиротворенном нафсе связан с необходимостью максимального развития способности принятия, которое позволяет через преодоление гордыни, Эго и ЧСВ начать реализовывать себя и свой потенциал на Пути к Истине.

Схема

Главная Необходимость – необходимость Принятия Всего, раскрывается по мере движения по Пути, начиная с умиротворенного нафса, по мере принятия себя, принятия Бога – как необходимость проявления в себе Света, божественной части своей природы и других Его атрибутов (Воли, Любви). Сохраняя верный баланс между горизонтальным и вертикальным векторами внимания, между внутренним и внешним, мирским и надмирным, житейским и духовным. В итоге этот баланс, эта гармония истинного проявления себя, позволяющая двигаться по прямому Пути, не сворачивая на круги заблуждений, раскрывает перед нашим внутренним взором, в Едином Свете, неизменную главную, конечную необходимость – необходимость в Боге.

«Необходимость в познании смысла своего существования, необходимость в познании источника своей жизни, необходимость в том, чтобы избавиться от чувства неполноты и вечной недостаточности приводит людей к Богу».