О важности решений в человеческой жизни я уже писал, но мы не всегда осознаём моменты их принятия, потому что недооцениваем силу собственных мыслей, подкреплённых намерением. При недостаточной внимательности к движениям своего ума, пропустить очередное, влияющее на ситуацию решение, проще простого. Вот, например, кто-нибудь из близких сказал вам нечто гадкое и неприятное, ранящее душу, и тут же, под влиянием только что полученной боли, вы сказали себе: «Я не хочу больше попадать в такую ситуацию, и не хочу чувствовать такую боль.» Высказывание получается эмоционально окрашенным, и подкреплённым желанием, а потому тут же будет принято умом к исполнению. И тогда вы, не особенно это сознавая, закроетесь от людей и станете подавлять всю боль, что сможете подавить. Одно событие, одно желание, одна его словесная формулировка – и очень длинные следствия, лишающие вас чувствительности к энергиям и собственным состояниям, и создающие дистанцию между вами и окружающими, которая всегда будет противостоять вашей близости с кем-либо. Боли будет меньше, а счастья не будет совсем.
Подобные мысли порой создают непреодолимые препятствия на Пути. Вот искатель, пестуя свой комплекс неполноценности, думает, что он, видимо, не достоин внимания Творца. Он говорит самому себе: «Господь велик, а я – мал и грешен, а потому недостоин Его внимания.» Безобидная, вроде бы, мысль, но определяющая позицию искателя по отношению к Богу. Слова: «я недостоин, я не готов», произносимые как утверждение, становятся проявлением воли утверждающего, и подпадают под правило свободы человеческой воли, согласно которому Господь не даёт человеку того, от чего он отказывается. И здесь я говорю не о потоке жизни, в котором перемешивается хорошее и плохое, а об осознанном взаимодействии с Господом в поисках близости с Ним. Потакая привычке самоосуждения, и позволяя уму плодить осуждающие мысли, искатель сам вводит ограничения на своё продвижение.
Понятно, что проговаривание противоположных фраз: «Господи, я готов к служению, Господи, я достоин Твоего внимания и Твоих даров», без такой готовности особенно хороших результатов не принесёт ровно потому, что произносящий их внутри себя будет знать, что это не так. Обмануть себя, обращаясь к Господу, сложнее, чем просто обманывать себя, пытаясь не замечать истины своих состояний. Само обращение внимания к Богу подсвечивает эту истину и врать Ему гораздо труднее, чем себе. То есть, врать, конечно, можно, но сам при этом будешь прекрасно видеть, что врёшь. А самих себя, при желании, некоторые обманывают на «отлично».
Большая часть ограничений возможностей на Пути имеет своё начало в таких вот небольших мыслях с большими последствиями. Вы не чувствуете, потому что когда-то решили не чувствовать, не верите очевидному, потому что решили ничему не верить, не способны открыться, потому что решили быть закрытыми, и теперь не можете отмотать назад. Много чего не могут люди, однажды решив отказаться от этого.
Всем кажется, что решение – это особенный волевой акт, требующий предварительных раздумий, однако большинство наших решений совершается между делом, почти на ходу. «Мне он не нравится, я не буду с ним встречаться.» «Мне всё надоело, я не буду больше делать практики.» Начиная искать моменты, в которых вы наложили на себя самоограничения, не ищите больших событий, создавайте запрос на обнаружение той фразы, которая до сих пор исполняется умом, как приказ к действию. Наблюдайте реакции своего ума в разных ситуациях – кодовая фраза может снова повторяться в схожих с первичной ситуациях. Обнаружите фразу, ставшую решением – сможете её отменить, но ваше намерение отмены должно быть не менее сильным, чем намерение, заложенное в фразе-приказе. В общем, есть на что смотреть, и с чем работать.
Мы принимаем очень много таких «решений на ходу», и много их принято ещё в детстве. Часть решений действительно уместна и полезна, другая часть лишает нас каких-то возможностей. И чем важнее ваша свобода воли, тем большую роль начинают играть самоограничения. Поэтому с ними и нужно разбираться.