Если кто вдруг не знает — то принятые ранее решения сильно влияют на жизнь человека. Вот решил человек в детстве, что ничего он не будет бояться, и стал подавлять страх, и стал тяжелеть и тяжелеть, теряя всякую чувствительность и радость жизни. Или, допустим, кто-то решил, что будет жить, рассчитывая только на себя; и вот он уже не способен искренне помолиться.

Подобных решений в детском и подростковом возрасте принимается много. Что-то позже отменяется, но большинству этих «приказов» самому себе человек подчиняется всю жизнь. Он не задумывается об искусственности их происхождения, потому что следование им осуществляется автоматически, без участия его сознательного ума. Страх подавляется сразу, как возникает. Отказ от любой помощи сразу прописывается в любом плане действий. Конечно, не весь страх удаётся подавить, а помощь со стороны иногда всё-таки требуется; но в целом ум стремится выполнить все решения, прописанные в нём, как приказы, не подлежащие обсуждению.

Существует закон свободы воли, который всегда проявляется при взаимодействии человека с Богом. Согласно ему, свобода выбора человека не нарушается, она священна. Не хочешь помощи от Бога — отлично, её и не будет. Хочешь оставаться закрытым для ощущений, чтобы не чувствовать ни своей, ни чужой боли? Не вопрос, оставайся. И поскольку в обычной жизни почти никто с Господом всерьёз не взаимодействует, то настоящей большой проблемой прежний выбор становится только на Пути.

Искатель ищет очищения, но не может выразить ни гнева, ни печали, поскольку его ум на автомате выполняет детские решения, и отменить их сложно, потому что искателю не хватает осознанности, чтобы их увидеть и признать не нужными. А молиться о помощи в выражении подавленного вроде бы получается, но молитва остаётся как будто бы не услышанной, поскольку приказ «не выражать ничего» остаётся в силе, и это — свобода воли человека. А свобода воли — священна.

Везде, где вы сталкиваетесь с автоматическими реакциями, регулирующими ваше поведение, за ними стоят решения, которые ум выполняет со всей прилежностью. Пока вы их не осознаете, изменить ситуацию будет трудно, и Господь не станет в этом помощником, если вы не сформулируете молитву правильно: «Господи, помоги мне увидеть решение, которому следует мой ум, и помоги мне его отменить». Ну или как-то так. Правильно сформулированная молитва получает ответ гораздо чаще.

Сильное желание преодолеть запрет на выражение (или любой другой внутренний запрет) тоже помогает. Желание, по сути, и есть проявление вашей воли, и потому оно может отменить волю, явленную ранее. Кто сильно хочет изменить себя — всегда добивается желаемого. Правда, далеко не всем удаётся развить в себя сильное желание, потому что прежние решения ограничивают и возможность желать противоположного. Однако, опыт показывает, что изменить можно всё.

Какие-то старые решения вам мешают, какие-то — нет. В процессе осознания себя все их надо обнаружить и исследовать. Отменить вредное, оставить полезное. И, делая это, хорошо бы помнить о том, что и сейчас вы способны принимать решения, касающиеся ваших реакций, поведения и отношения, которые будут приняты к исполнению и столь же сильно станут влиять на вашу жизнь.

В общем, друзья мои, будьте бдительны, потому что любое ваше решение, кроме вас, никто отменить не сможет.

* * *

Мы не всегда осознаём моменты принятия таких решений, потому что недооцениваем силу собственных мыслей, подкреплённых намерением. При недостаточной внимательности к движениям своего ума, пропустить очередное, влияющее на ситуацию решение, проще простого. Вот, например, кто-нибудь из близких сказал вам нечто гадкое и неприятное, ранящее душу, и тут же, под влиянием только что полученной боли, вы сказали себе: «Я не хочу больше попадать в такую ситуацию, и не хочу чувствовать такую боль.» Высказывание получается эмоционально окрашенным, и подкреплённым желанием, а потому тут же будет принято умом к исполнению. И тогда вы, не особенно это сознавая, закроетесь от людей и станете подавлять всю боль, что сможете подавить. Одно событие, одно желание, одна его словесная формулировка – и очень длинные следствия, лишающие вас чувствительности к энергиям и собственным состояниям, и создающие дистанцию между вами и окружающими, которая всегда будет противостоять вашей близости с кем-либо. Боли будет меньше, а счастья не будет совсем.

Подобные мысли порой создают непреодолимые препятствия на Пути. Вот искатель, пестуя свой комплекс неполноценности, думает, что он, видимо, не достоин внимания Творца. Он говорит самому себе: «Господь велик, а я – мал и грешен, а потому недостоин Его внимания.» Безобидная, вроде бы, мысль, но определяющая позицию искателя по отношению к Богу. Слова: «я недостоин, я не готов», произносимые как утверждение, становятся проявлением воли утверждающего, и подпадают под правило свободы человеческой воли, согласно которому Господь не даёт человеку того, от чего он отказывается. И здесь я говорю не о потоке жизни, в котором перемешивается хорошее и плохое, а об осознанном взаимодействии с Господом в поисках близости с Ним. Потакая привычке самоосуждения, и позволяя уму плодить осуждающие мысли, искатель сам вводит ограничения на своё продвижение.

Понятно, что проговаривание противоположных фраз: «Господи, я готов к служению, Господи, я достоин Твоего внимания и Твоих даров», без такой готовности особенно хороших результатов не принесёт ровно потому, что произносящий их внутри себя будет знать, что это не так. Обмануть себя, обращаясь к Господу, сложнее, чем просто обманывать себя, пытаясь не замечать истины своих состояний. Само обращение внимания к Богу подсвечивает эту истину и врать Ему гораздо труднее, чем себе. То есть, врать, конечно, можно, но сам при этом будешь прекрасно видеть, что врёшь. А самих себя, при желании, некоторые обманывают на «отлично».

Большая часть ограничений возможностей на Пути имеет своё начало в таких вот небольших мыслях с большими последствиями. Вы не чувствуете, потому что когда-то решили не чувствовать, не верите очевидному, потому что решили ничему не верить, не способны открыться, потому что решили быть закрытыми, и теперь не можете отмотать назад. Много чего не могут люди, однажды решив отказаться от этого.

Всем кажется, что решение – это особенный волевой акт, требующий предварительных раздумий, однако большинство наших решений совершается между делом, почти на ходу. «Мне он не нравится, я не буду с ним встречаться.» «Мне всё надоело, я не буду больше делать практики.» Начиная искать моменты, в которых вы наложили на себя самоограничения, не ищите больших событий, создавайте запрос на обнаружение той фразы, которая до сих пор исполняется умом, как приказ к действию. Наблюдайте реакции своего ума в разных ситуациях – кодовая фраза может снова повторяться в схожих с первичной ситуациях. Обнаружите фразу, ставшую решением – сможете её отменить, но ваше намерение отмены должно быть не менее сильным, чем намерение, заложенное в фразе-приказе. В общем, есть на что смотреть, и с чем работать.

Мы принимаем очень много таких «решений на ходу», и много их принято ещё в детстве. Часть решений действительно уместна и полезна, другая часть лишает нас каких-то возможностей. И чем важнее ваша свобода воли, тем большую роль начинают играть самоограничения. Поэтому с ними и нужно разбираться.