— Знай, что в наше время суфийское учение выходит из употребления, особенно в нашей стране. Люди заняты утолением своих вожделений и повернулись спинами к пути душевного покоя (риза), в то время как улемы (богословы) и те, кто прикидывается учителями, выдают за суфизм то, что противоречит его основополагающим принципам.

Люди всякого звания одинаково довольствуются бессодержательным вероисповеданием, восторженность духа сменилась слепым следованием догмам. Простые люди говорят: «Мы ведаем Бога», а избранные, довольные уже тем, что ощущают в сердцах томление по миру иному, говорят: «Это томление и есть духозрение и ревностное чувство». Каждый исполнен притязаний, никто не добирается до реальности. Ученики, пренебрегая самообузданием, увлеклись помышлениями о праздном, которые они называют «сосредоточением».

Мне и самому довелось написать несколько трудов по суфизму, но все без пользы. Лживые притворщики выхватывают фрагменты отовсюду, чтобы ввести в заблуждение публику, при этом уродуя и разрушая целостный смысл. Другие не калечат книги, ибо просто не читают их. Третьи читают, но не воспринимают смысл прочитанного и потому делают себе список текста, заучивают его и говорят: «Мы можем проповедовать мистическое знание».

Ныне истинная духовность так же редка, как философский камень (кибрит-и ахмар), ибо естественно искать лекаря, который является сведущим в болезни, никто не желает смешивать жемчуга и кораллы с такими общеупотребительными средствами, как шалиса и дава аль-миск*.

В прошлом работы видных суфиев, попадая в руки тех, кто не был способен понять их, шли на подкладки для шапок либо на переплеты для стихов Абу Нуваса и непристойных шуток Джахиза. Будьте уверены, что если королевский сокол, улетев, сядет на стену у дома старой карги, — она подрежет ему крылья.

Наши современники именуют «законом» свои вожделения, а гордыню и амбиции — «честью и ученостью», лицемерие по отношению к людям — «страхом Божьим», скрытое недовольство — «снисходительностью», склоки — «обсуждением», вздор и глупость — «достоинством», неискренность — «самоотверженностью», скаредность — «поклонением Богу», свои пустые фантазии — «Божественным знанием», побуждения сердца и привязанности животной души — «Божественной любовью», ересь — «нищетой», скептицизм — «чистотой», неверие в несомненную религию (зандака) — «самоупраздненностью», небрежение Законом Пророка — «мистическим Путем», неблаговидное пособничество временщикам — «проявлением благочестия». Как сказал Абу Бакр аль-Васити:

«Нас язвит время, в котором нет ни религиозных обязанностей Ислама, ни этики язычества, ни добродетелей рыцарства» (ахлам-и зави'ль-мурувва).

О том же говорит Мутанабби:

О Боже, прокляни сей мир,
Отвратный и погонщику верблюдов,
Мучительный возвышенному духу.


* шалиса — электуарий (лекарственная кашка), используемый как целебное средство при параличе языка или рта; дава аль-миск — лекарственный мускус — средство от немоты.