Выдержка из автобиографии Аль-Мухасиби

 

Случилось так в наши дни, что разделилось наше общество на семьдесят и более сект, но есть только один путь к спасению, а что касается остальных, то Богу о них лучше знать. Я ни на миг не прекращал думать о разногласиях, в которые впало общество, и искать чистого пути и истинного, для чего я изучал и теорию, и практику и искал руководства на дороге к тому миру, что грядет, в книгах знаменитых ученых. Кроме того, я много учил из доктрины Бога Всемогущего и толкования законодателей и размышлял о различных состояниях общества и его разнообразных учениях и принципах. Из всего этого понял я то, что мне было предопределено понять. И видел я, что их различия были подобны глубокому морю, в котором многие потонули, но лишь малое число смогло спастись. И слышал я, как говорили они, что к спасению можно прийти только следуя им, и что погибнет тот, кто пойдет против них.

Я думал о различных орденах, организованных людьми. Ибо есть среди них те, кто знаком с природой того мира, что придет, и желает его: таких трудно найти, но они имеют большую ценность. А иные ничего из того не знают, и быть далеко от них — благо. А некоторые только показывают, что будто бы похожи на тех, кто знает, но на самом деле любят этот мир и предпочитают его. Некоторые имеют неясное представление о том другом мире, но используют это знание, чтобы снискать уважение и почет, таким образом получая от знания другого мира благости этого. Некоторые несут это знание, но не знают, как его истолковывать. А иные только делают вид, что подобны богам, и строят из себя добрых людей, да только нету силы у них — их знаниям не хватает глубины и нельзя доверять их суждениям. Некоторые обладают разумом и рассудком, но тем недостает благочестия и добра. А иные тайно идут на поводу своих желаний, и стремятся получить блага мирские, и хотят править среди людей. А иные — суть дьяволы в человеческом обличье, они отвращают свое лицо от мира, который грядет, они бешено бегут за этим миром, а тот жадно прибирает их к себе, обогащаясь в себе. Говорят, что они живы, но на самом деле — мертвы. У них добродетель становится мерзостью, а злодеяние — добродетелью.

И у всех этих людей я искал своего предназначения, но не смог найти его. Тогда я избрал наставления тех, кто шел верной дорогой в поисках очищения, истины и руководства. Я искал знания, которое бы вело меня, и думал глубоко и размышлял долго. Тогда стало ясно мне из Книги Бога и деяний Пророка, и единодушия верующих, что погоня за желанием затемняет верный путь и уводит от истины, заставляя человека долго жить в своей слепоте. И так я начал изгонять желания из моего сердца. Я остановился, глядя на разнородное общество, искал веру спасения, стремясь избегать гибельных схизм и сект, обреченных на уничтожение. Я боялся, что умру до того, как увижу свет. Всем своим сердцем я искал путь к спасению и нашел его благодаря единодушному мнению верующих о явленной Книге Бога, что путь к спасению лежит в страхе перед Богом и в выполнении его повелений, воздержания от того, что он объявил законным и незаконным, и в следованию тому, что Он предписал, и в искреннем Ему послушании и подражании Пророку.

И так я искал, как довести до себя повеления Бога и деяния Пророка, так же как благочестивые руководствуются деяниями святых. Я видел, там было и согласие, и противоречие, но я понял, что все люди считали, что Повеления Бога и деяния Пророка можно было найти среди тех, кто, зная Бога и зная о Боге, трудился, дабы заслужить Благорасположение Его. Я поэтому искал в обществе именно таких людей, чтобы я смог пойти по стопам их и получить от них знания; и я видел, что их было крайне мало и что их знания уже полностью утекли куда-то. Ибо как сказал Пророк: "Ислам пришел странником и странником уйдет, как и пришел". Велико было мое горе, когда я не смог найти богобоязненных людей, которые могли бы стать моими наставниками; ибо боялся я, что смерть внезапно заберет меня как раз в то время,когда жизнь моя была так запутана.

Я продолжил свои поиски того, что должен был узнать непременно, не ослабляя внимания и не спрашивая совета у всех и каждого. И тогда милосердный Бог познакомил меня с людьми, в которых я нашел своих богобоязненных учителей, которые были примерами благочестия и предпочитали тот мир, что придет и заменит этот. Они всегда учили терпению в трудностях и напастях, успокоению в судьбе и благодарности за полученные благословения. Они искали, как сделать, чтобы люди полюбили Бога и напоминали о Его Доброте и Милосердии и побуждали их раскаиваться перед Ним. Эти люди создали образец религиозного поведения и написали правила благочестия, которым у меня нет сил не следовать. Я тем самым понял, что религиозное поведение и истинное благочестие подобны морю, в котором подобный мне тонет и которое подобный мне никогда не сможет исследовать. И тогда Бог открыл мне знание, в котором ярко светились доказательства и решения, и у меня появилась надежда, что всякий приблизившийся к этому знанию и принявший его будет спасен. Я тем самым увидел, что мне необходимо было принять это знание и выполнять его требования. Я уверовал в него всем сердцем и заключил его в себя, и это было основанием моей веры. На нем я стал строить свои действия, и через него шли все дела мои, и я прошу Бога поторопить меня с оказанием благодарности Ему за то, чем Он наделил меня, и дать мне соблюсти его повеления. Ибо знаю я хорошо недостатки свои и то, что никогда не смогу отблагодарить Бога за все то, что он сделал для меня.