Под банальным страхом я подразумеваю ответ эмоционального (эфирного) тела на привычные раздумья о насущных проблемах и о текущих необходимостях.

То есть банальный страх – это слабо ощущаемые волны страха, возникающего из-за простых, регулярно возникающих житейских мыслей.

В психологии подобное явление называют обсессивными мыслями, которые, можно сказать, живут в нашей голове, то всплывая на поверхность, то создавая достаточно навязчивый фон во втором слое ума.

Сильные страхи, подобные тем, которые люди переживают на войне и в экстремальных ситуациях, а также разного рода фобии, здесь не рассматриваются.

Тема страха в текстах Мастера и здесь на сайте исследована, как говорится, под микроскопом. Однако часть работы над собой требует освежать понимание и пересматривать свой опыт. Принципиально нового фактически не добавить, но взгляд чуть с другого ракурса на эту тему может помочь.

Страх – эмоция, которая вызывает дискомфорт в эфирном теле, и сколько ни освобождай его через практики очищения, он возвращается до тех пор, пока не изменится ум, который и продуцирует его. Известно, что причина страха в уме. Избавляясь от причин, избавляемся от следствий. И здесь, говоря о страхе, речь идёт о его вербализации, то есть о процессе, когда ум сам себя гипнотизирует пугающими заурядными мыслями.

 

Приведу свой пример. Мой заработок напрямую зависит от количества продаж – процент от успешно завершённых сделок идёт в зарплату. И, естественно, мысли о проваленных сделках регулярно висят серым облаком, наполняя эфирное тело капельками страха.

А далее по цепочке: не продал – не хватит денег на прожиточный минимум, меньше комфорта и больше беспокойства… Для начала я попробовал довести до апогея эту логическую цепочку, чтобы дойти до более сильного ощущения страха и увидеть, к чему это приведёт в итоге: не хватит денег на еду – голод, не хватит денег платить за аренду квартиры – бродяжничество. Ну, думал я, и ладно – осознавать можно себя во всех жизненных ситуациях, главное же: двигаться по Пути.

Этот психологический приём немного помогает обесценить «трагедию» происходящего, но полного избавления не приносит.

Можно, конечно, прервать процесс мышления, переводя внимание в тело, но если дать вниманию течь, не канализируя его, в какой-то момент ум опять начнёт выдавать те же привычные лейтмотивы. Можно просто смотреть на мысли и они начинают угасать.

Но по-прежнему остаётся вопрос, почему всплывают именно «пугающие» мысли, помимо прочих, когда запускается ум?

Есть страх перед будущим, когда перспективы видятся в негативном ракурсе. Есть страх перед неизвестностью. Есть страх боли физической или эмоциональной. Есть страх потерять любимую, страх экономического коллапса, страх потерять лицо.

То, что мы впитали из опыта своей жизни, то и крутится в сфере нашего ума. Чем более важной нам кажется та или иная утрата, чем более она значима для нас, тем чаще мысли о ней всплывают в нашем уме. А вместе с мыслями возвращается страх. Наблюдая за мыслями, порождающими страх, можно добраться до желания.

Страх исчезновения, страх небытия рождается из желания быть. Далее по нисходящей: страх потери образа себя рождается из желания быть кем-то, и, в итоге, начиная с этих «банальных страхов», приходим к целому набору желаний «быть кем-то и как-то», а конкретные формулировки здесь у каждого свои.

Например, страх, что Господь перестанет отвечать на твои молитвы, является «отражением» желания постоянного покровительства и помощи от Всевышнего. И так через незамысловатые пугающие мысли можно добраться до источника их возникновения. Обнаружив желание, работаем с ним.

 

Иногда страх может возникать совсем, казалось бы, в безобидных ситуациях. Ещё один личный пример: страх в диалогах с близкими людьми или непосредственным начальником на работе, когда идёт, что называется, «разбор полётов», и они пытаются объективно озвучить свой субъективный взгляд на твои действия и поступки.

В подобных ситуациях возникает неуверенность, корень которой – тоже страх. Тогда может возникать чувство, что тебя «атакуют», хотя человек даже не пытается оказывать на тебя давления, просто проговаривая факты и свою их оценку.

Моя реакция на подобные разговоры выглядела как явный симптом.

У меня был строгий отец – он меня не бил, но постоянно оказывал сильное психологическое давление; разговаривал с трёхлетним ребёнком как будто говорит со взрослым мужиком, и я не всегда мог понять, чего он от меня хочет. Отец же при этом требовал ответов, но ответить я не мог, потому как тупо не знал, что говорить, и это злило отца ещё больше. Один раз, после того как я не оправдал его ожиданий, он пристыдил меня перед матерью своего товарища. Когда я в практике созерцал эту ситуацию, чётко всплыли картинки и сказанные фразы, а также моё чувство неловкости, беспомощности и обиды. Были ещё подобные случаи, которые привели к развитию комплекса неполноценности и неуверенности в себе; к страху ошибки и последующего за ней наказания.

На выходе получилось вот что: ситуации, возникающие в повседневной жизни, поднимают ассоциативный ряд воспоминаний, и ты начинаешь механически выдавать реакции, лишь бы не чувствовать дискомфорт; а это и делает из тебя робота. Так во мне выработался компенсаторный рефлекс, и когда мне задавали вопрос, а я не знал ответа на него, я мог наплести логически выстроенное изречение какой-нибудь универсальной чуши, лишь бы не очутиться в ситуации «молчащего болвана». Очевидно, мотиватором всего происходящего являлся страх, из которого возникло компенсаторное желание выглядеть компетентным и «соответствовать требуемым нормам». Иногда я начинал качать гнев, подавляя страх, а также для того, чтобы окружающие не увидели какой я «недоразвитый на самом деле».

У нас есть практика работы с воспоминаниями, с её помощью возможно обезвредить слишком сильные впечатления, которые травмируют ум и потом постоянно корректируют наши проявления.

 

В процессе созерцания, дай Бог терпения, становятся видны корни причин подобных состояний. Таким образом, зацепившись за этот «банальный страх», точнее, мысли, способствующие его генерированию, можно по ниточке распутать весь клубок желаний, привязанностей, идей и реакций, содержащихся в нашем уме. Это я к тому, что стоит больше внимания обращать на мелочи, чем пытаться сразу расколоть айсберг.

Страх – ограничитель. Избавляясь от страха, мы обретаем большую внутреннюю свободу, демонтируем структуру эго и постепенно обретаем бесстрашие, более широкий взгляд и поле возможностей. И вот тогда Господь (наверное) сотрёт остатки, которые мы не способны убрать с помощью самоисследования и осознания!