Сколько себя помню, всегда испытывал разочарование высшей степени всякий раз, когда пытался разобраться в том, что происходит у меня внутри. Не с естественно-научной точки зрения (и тем более не с физиологической, где все относительно просто), а с позиции понимания мотивов собственного поведения и особенностей взаимодействия моей индивидуальной психосоматики с окружающей действительностью.
Да, конечно, время, которое – лучший учитель, помогает усвоить определенные навыки обращения с самим собой и оптимизировать наше взаимодействие с миром. Но, развиваясь таким естественным образом, это взаимодействие почему-то больше становится похожим на контакт домоседа с собственным телевизором – его широкому выбору предоставляется… ограниченное количество кнопок и программ. А хочется чего-то большего – хотя бы ощутить себя перед монитором компьютера, чтобы управлять не только каналами, но и качеством и содержанием контента на экране. Но чудо не происходит! И ты продолжаешь оставаться заложником той неопределенности и темноты, которую постепенно и все более явно начинаешь ощущать у себя внутри.
Видимо, надо как-то разбираться самому во всем этом клубке чувств, мыслей, ощущений, эмоций, впечатлений, идей, желаний и проч. Начнем, пожалуй, с мнений о внутренней жизни разных умных людей, изложенных ими в печатном или электронном виде. И что же? Изучение протекает достаточно успешно – ты читаешь и тебе все (или практически все) понятно… до тех пор, пока ты не откладываешь книгу очередного автора в сторону и не обнаруживаешь, что твой внутренний хаос сохраняет прежнюю стабильность, не смотря на квалифицированную (?) помощь извне. Мысль о том, что «они сами в этом ни хрена не понимают!», при всей своей милой спасительности и вероятной близости к суровой истине, не решает, однако, главной проблемы, а достигнутый результат явно не оправдывает потраченных на его достижение героических усилий.
А может, проблема не в них, а во мне? Может, со мной что-то не так? Может, я просто не в состоянии воспринимать высокие истины? И тут в помощь «страждущим» предлагаются разнообразные способы самосовершенствования и техники развития личности, находящиеся в интервале от древних до самых современных. Мне повезло, хотя, очевидно, что везет не всем. Мне посчастливилось остановиться на одном из самых древних и проверенных временем методов – классической йоге. Помогло… Постепенно стихли «шум в голове» и «ураган в сердце», жизнь стала спокойней, и при этом объемней и содержательней. Я узнал и ощутил, что такое ментальное молчание и медитация. Многое в жизни стало получаться само по себе. Появилось спокойствие и нехарактерная прежде стабильность. Хо-ро-шо!
Казалось бы!!! Но проблема-то не решена! Внутри по-прежнему сумрак и неопределенность. А настоящий искатель не может отступать (вспоминается стишок из известного в прошлом киножурнала – «Орешек знаний тверд. Но все же мы не привыкли отступать ...»). Что делать? Вернуться с новыми силами к изучению мыслей «знающих» людей? Может быть, я уже дозрел, проходя круги, описанные выше, до понимания тех самых высоких истин?
И тут совершенно неожиданно появляется Мастер.
Дальше хочется молчать... Да! А как же проблема?
Она решилась сама собой… на днях. Чтение книг Мастера и общение с ним позволили увидеть общую картину и сложить в единую мозаику хаос внутреннего мира. Попробую изобразить эту общую картину с помощью 2-х рисунков. Первый отражает природу и содержание тех явлений, которые имеют место на «внутренней сцене» человеческого существа.
Физическое тело является домом для 5 органов чувств, снабжающих нас ощущениями при взаимодействии с внешним миром, – это зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Здесь все относительно просто даже для совсем непосвященных. Кроме одного момента… Сигналы от органов чувств обрабатываются в мозгу, и поэтому восприятие ощущений от окружающей действительности и адекватность наших реакций на них существенным образом зависят от состояния ума и эго, являющегося неотъемлемой частью ума.
Эфирное тело служит источником и областью локализации 5 эмоций – гнева, страха, печали, тревоги и радости. Наши эмоции, как правило, являются реакциями эфирного тела на особенности процесса реализации желаний. Сами желания, рожденные умом на основе «художественной обработки» наших нужд и характерной для каждого из нас идейной обусловленности (см. второй рисунок), являются при этом топливом, которое рождает тягу к жизни и придает смысл нашему существованию.
Функционирование ума происходит с использованием:
- – жизненной энергии, поступающей в разнообразных формах как от собственного организма, так и извне;
- – имеющихся нужд и потребностей, количество которых может быть весьма обширным (вспомним пирамиду потребностей Маслоу), начиная от физиологических и заканчивая самыми возвышенными;
- – идей и установок, сформированных воспитанием и в результате полученного ранее жизненного опыта;
- – информации о имеющихся внешних воздействиях, как независимых от нас, так и являющихся следствием нашей активности.
Существенное влияние на нашу психическую жизнь также оказывает ложь, являющаяся неотъемлемым свойством эго.
На следующем рисунке представлен упрощенный механизм формирования и поддержания эмоций, отражающий также их взаимодействие между собой.
Эмоции в большинстве случаев являются реакцией на желания, за исключением тревоги, которая обычно рождается из страха. Сам же страх, в отличие от других эмоций, может возникнуть даже без участия ума и желаний, как следствие нашей врожденной реакции на неожиданные изменения окружающей действительности – вспышка света, громкий звук, незнакомец, внезапно возникший в темном переулке. Фоном, благоприятствующим возникновению страха, является чувство нашей мнимой отделенности и одиночества, зафиксированное в эго. Страх и желания всегда находятся во взаимно-поддерживающей связке (страху смерти противостоит желание жить, страху неизвестности соответствует желание сохранения стабильности и безопасности), бросая их обладателя в прямом и переносном смысле «из холода в жар». При этом страх, достигая определенного уровня, может заморозить своим холодом самые горячие желания. Гнев часто становится средством борьбы со страхом или реакцией на нереализованные желания. Последствия испытанного гнева печальны в большей или меньшей степени, но еще большую печаль рождают в нас нереализованные желания.
Однако часть желаний реализуется. Чувство радости, возникающее при этом, позволяет забыть на время или смягчить действие 4 отрицательных эмоций-оппонентов радости. Страх при этом, однако, может легко расправиться с радостью или даже не дать ей возникнуть. Три других отрицательных эмоции, хотя и отстают от страха в деле подавления радости, но не сильно. Впрочем, одна из них – тревога – происходя от страха, является своего рода «аварийным клапаном», сдерживающим разрастание страха посредством инициализации необходимой активности (страх получения двойки и возможного наказания от родителей рождает у нерадивого ученика превентивную тревогу, которая заставляет его заранее выполнить домашнее задание). Наша деятельность, к которой наряду с тревогой нас подталкивают нереализованные желания, в зависимости от полученных результатов может формировать положительный или отрицательный эмоциональный фон. Отрицательный фон усугубляется привычной ложью нашего эго.
Представленные изображения можно было бы дополнить и усложнить еще большим количеством элементов и связей. Но автору пришлось отказаться от такой возможности, так как, во-первых, нельзя объять необъятное, а во-вторых, всегда существует грань, за которой излишняя детализация начинает «топить» даже очевидные смыслы в тексте.
Остается заметить, что сознание фиксирует состояние нашей психосоматики, считывая отраженную энергию внимания, преломленную и искаженную особенностями нашей схематично описанной выше внутренней жизни. Роль эго в происходящих процессах (см. первый рисунок) как раз и сводится к внесению этих искажений на всех трех уровнях нашего естества.
Процесс формирования чувств изобразить графически практически невозможно, да и не имеет смысла в связи с огромным их количеством (все та же излишняя детализация). Можно только констатировать, что формируются они умом с вовлечением в процесс производных всех трех тел, изображенных на первом рисунке.