Писать о сексе трудно. Не только потому что тема табуирована, но и потому что она завязана на множество вроде бы не сексуальных желаний и неудовлетворённостей. Как правило, теоретизировать и строить догадки по поводу роли секса в человеческой жизни гораздо проще, чем заниматься исследованием своей сексуальности на личном опыте. Благо после Зигмунда Фрейда нет недостатка в теориях, утверждающих огромное значение сексуального желания в психике человека. Однако проблема всех теорий в том, что они предлагают понять проблему, а не получить личный опыт. Так можно обнаружить в себе проявление некоторых автоматизмов сексуального поведения и согласиться с предлагаемым объяснением причин. В лучшем случае такое «понимание» может привести к изменению отдельных (не самых глубинных) шаблонов поведения, которые доступны сознательному уму. Но это будет либо слишком общее объяснение («все завязано на сексуальность»), либо фрагменты, не затрагивающие общую ситуацию сексуальной неудовлетворённости (рекомендации, как правильно заниматься сексом, строить отношения с партнером и т. п.). Такое понимание или изменение может дать иллюзию проработки проблемы: освободить сексуальное поведение от жёстких стереотипов и запретов, научить получать больше удовлетворения от секса. Но оно не освобождает от подавленной сексуальной энергии. Даже те исследователи-практики, которые ратуют за самостоятельное изучение сексуальности, игнорируют важный момент - что энергия сексуальных желаний подавляется и копится человеком на протяжении всей жизни, ровно с того момента, как жизненная сила начинает течь в этот канал по неумолимому закону природы.
В книгах Мастера подробно описаны проблемы сексуальности человека, как работать с сексуальным желанием и влияет ли оно на духовное развитие. Мой практический интерес к этой теме был связан с серьезными трудностями в интимной сфере: секс я осуждала и мои самостоятельные попытки изменить своё отношение к сексу не приносили особых результатов. Мне было важно убедиться на опыте, позволяет ли осознанность избавиться от неприятия секса и связанных с ним страхов, а также научиться получать удовлетворение от секса, как все нормальные люди.
Действие запрета было настолько жёстким, что я практически не чувствовала энергию сексуального желания в реальном времени и испытывала чувство вины за всё, связанное с сексом. Удовольствия от секса я не получала, скорее наоборот, и всеми силами его избегала. До обучения в Школе мне нравились учения, в которых секс считался проявлением животной природы человека, которую надо сдерживать, а по возможности полностью искоренить. Это был период усиленного подавления сексуальных желаний с опорой на возвышенные идеи, которые были мне комфортны, поскольку позволяли не сталкиваться со своими страхами и отвращением. В Школе ситуация кардинально изменилась: практика осознанности, очищение от подавленностей, отсутствие противопоставления «высокого» и «низкого», задача принятия своих проявлений - всё это выводило проработку подавленной сексуальности на первый план.
Поскольку моя ситуация была осложнена отрицанием секса и непринятием тела, сначала мне были предложены упражнения, которые позволили ощутить расслабление и удовольствие от простого телесного контакта (объятий) - появилось чувство защищённости и физической опоры. Потом было поставлено условие, что это упражнение надо делать только после секса, что резко обострило мое отрицание секса и спровоцировало мощный выброс гнева. После этого уже не осталось сил на сопротивление: в этом состоянии я непроизвольно расслабилась, смогла полностью переключиться из ума в тело, открыться ощущениям и неожиданно получить в сексе удовольствие. Конечно, и до этого теоретически мне было ясно, что корень проблемы у меня в уме, но этот опыт наглядно продемонстрировал мне реальную доступность физического удовольствия от секса, достижение которого раньше казалось какой-то сверхсложной задачей «на долгие годы». Запрет это не сняло, но это серьёзно мотивировало меня развивать осознание тела в сексе.
Ключевым моментом начальной работы было добиться ощутимого присутствия в теле в самом процессе. Поскольку секс я осуждала, то любое переключение внимания из тела в ум (мысли, наблюдение со стороны, ассоциациативные образы) перекрывало свободное движение и высвобождение сексуальной энергии во время процесса. Общий уровень осознанности был совсем невысок, тем важнее было удерживать внимание исключительно на ощущениях - особенно внизу живота, на дыхании и в энергетических центрах. Тогда получалось максимально расслабиться и дать сексуальной энергии раскрыться и выйти.
Попутно пришлось делать довольно много упражнений, описанных в книге Мастера «Секс и духовный рост». На начальном этапе особенно важными были упражнения на принятие тела, которые отрабатывались тоже в несколько заходов, т.к. приступы неприятия себя то растворялись под действием практик, то шли новым фронтом. С ростом осознанности получилось увидеть, что неприятие тела обострялось именно в тот момент, когда поднималось подавленное сексуальное желание или возникало новое, которое было невозможно удовлетворить. В этот момент появлялось сильное желание компенсаторных действий: купить красивую вещь, принарядиться, напроситься на комплимент и т. п. Увидеть свои сексуальные желания и связанную с ними обусловленность помогла также работа со стереотипами: отслеживание, что привлекает внимание в мужчинах (в метро, на улице, в компании), осознанный просмотр эротики, также полезно было посмотреть на свои реакции на чужое проявление сексуальности и т. п.
Главным результатом этого этапа проработки было очищение внутреннего пространства и утончение восприятия сексуальной энергии. В целом эта работа дала несколько эффектов:
Во-первых, сначала выход подавленных энергий (не только сексуальной, но и эмоциональных) после секса был интенсивный: на некоторое время немели ноги, туловище, эфирное тело пульсировало, погружаясь то в жар, то в холод. Такие «выбросы» после секса случались на протяжении нескольких месяцев (и прекратились после того, как я стала целенаправленно работать с подавленными страхами). Это показало, насколько много накопилось у меня подавленной энергии, связанной с сексуальным желанием. И что вместе с желаниями подавляются и связанные с ними эмоции - у меня это был прежде всего страх, но также гнев и печаль.
Во-вторых, секс оказался полезным инструментом для развития осознанности тела. Он прекрасно показывал текущее состояние тела и эмоций - степень напряжённости и сами зоны напряжений, избыток гнева, страха и печали, которые могли быть незаметны в обычных ситуациях, из-за привычки контролировать и постоянства этого фона. В сексе внимания в теле заметно больше, а открытость к партнеру предполагает более беспрепятственное течение эмоциональных энергий, поэтому чувствительность к своим состояниям выше обычного. Я обнаружила, что возбуждение распространяется по моему телу неравномерно: в некоторых зонах блокируется (например, в лице или в руках), и в них идёт сопротивление к свободному выражению через тело. Работать с этими блоками приходилось отдельно, рассматривая в созерцании, с какими подавленными эмоциями они связаны и что именно вызывает неприятные ощущения.
В-третьих, стали видны многие стереотипные реакции ума - базовые желания и страхи, которые проявлялись как паттерны сексуального поведения, блокирующие сексуальное желание, запускающие другие сценарии избегания секса или подгоняющие свободное движение тела под определенные представления о том, как лучше и правильнее. Эти реакции ума иногда обнаруживались в созерцании постфактум, а иногда были видны и во время секса, что позволило глубже увидеть общую ситуацию моих поведенческих шаблонов и работать с ними.
Описанный процесс был довольно продолжителен по времени (больше года). Он не был линейным продвижением, периодически (особенно первые месяцы) возникало сопротивление. Осуждение секса брало верх над исследовательским запалом, и тогда ум предлагал разные объяснения, почему «надо сделать паузу». Одним из главных препятствий было устойчивое ощущение «мне это не нравится», которое я долго считала своим объективным отношением к сексу. Только потом я стала видеть, что это автоматическое действие запрета, который таким образом поддерживал привычную схему избегания секса. Другим тормозом было чувство унижения. Быть инициатором секса, обнаруживая при этом свою неуверенность, уязвимость, неудовлетворённость, это казалось мне унизительным. Эта реакция стала ослабевать, только когда образ себя начал утрачивать жёсткие очертания, тогда и к своему сексуальному поведению я стала относиться проще. Однако поначалу преодолевать эти зоны «отката» в работе было нелегко. Осуждение секса уменьшилось также с получением опыта, что в сексе достигается необходимое расслабление тела и отключение от зацикленного ума, когда в нём поднимаются сильные реакции. Это похоже на эффект освобождения от действия эмоциональных энергий в практике выражения.
На следующем этапе - благодаря лучшему чувствованию сексуальной энергии и ослаблению общей системы подавления - появилась способность поднимать эту энергию и раскрывать её в эфирном теле. Эта практика позволяет освобождаться от подавленной энергии сексуальных желаний без активного участия тела и без партнёра. Она требует определённого навыка различения энергий, а также способности к поднятию и раскрытию энергий во внутреннем пространстве. Мне помогла практика дыхания животом, которая позволила лучше расслаблять мышцы и ощущать движение энергий в нижней части живота. Дыхание животом было подготовительной частью, а уже потом, когда я отчётливо ощущала начинавшийся подъём сексуальной энергии, я давала ей раскрыться. По ощущениям это похоже на оргазм, но мягче и более продолжительно по времени. В этом упражнении самое сложное было не начать подавлять, т. к. привычка к контролю свободного движения сексуальной энергии обычно сильна. Главный ключ - это максимальное расслабление, неподвижность и полное присутствие в теле, как только энергия начала раскрываться, поскольку любое смотрение через ум на этот процесс включает систему подавления. Этот навык полезен тем, что можно отработать сексуальное желание, не направленное на реального партнера, или когда нет возможности секса.
У меня эта практика стала получаться после того, как ослаб контроль дыхания - оно перестало меняться от направленного на него внимания и появилось больше отстранённости в его наблюдении. В это же время появилось больше внимания в ногах - я стала чувствовать реакцию неуверенности на невозможность реализовать свои желания как сжатие в голенях.
В результате отделения внимания от сексуальной энергии появилась также способность смотреть на то, как возникает сексуальное желание, - смотреть на ум, как тот формирует желание и вектор его приложения, и за что оно держится. До этого момента прямое видение этого процесса было закрыто, т. к. осуждение секса мешало прямо смотреть и на желания, с ним связанные.
Главной была практика созерцания: я смотрела на человека, к которому возникало желание, - с вопросом, что именно возбуждает и привязывает моё внимание к человеку: его голос, взгляд, интеллект и другие притягательные качества. Такая медитация на источник возбуждения позволила увидеть, что направление внимания на качества другого человека даёт ощущение слияния с ними и удовлетворение от наполненности этими качествами. Тут стала ясна ещё одна причина, почему так трудно осознавать в себе возникновение сексуального желания - потому что этот процесс доставляет большое удовольствие, и основная часть внимания погружается в приятные ощущения от мысленного слияния с желанным объектом. Разотождествлению помогло удерживание внимания на самих качествах мужчины, вызывающего желание. Тогда их восприятие как бы отделялось от образа этого человека, он терял сексуальную привлекательность и начинал выглядеть как все остальные мужчины.
Также я стала замечать, что сексуальные желания сильно давят на ум. Они питают целую плеяду желаний, завязанных на эго, как-то: получать внимание, добиваться успеха, выделяться из толпы, доминировать, доказывать другим своё превосходство, и даже самосовершенствоваться, то есть менять себя в наиболее привлекательную сторону. Характерной особенностью этих желаний является то, что их реализация практически не приносит насыщения, а нередко и усиливает чувство неудовлетворённости. Зато давление этих желаний заметно слабеет после очередного сброса сексуальной энергии, а потом - на каждом этапе проработки - их сила и частота возникновения тоже сокращается.
В итоге работа с подавленной сексуальностью дала много эффектов, на которые изначально я даже не рассчитывала. Конечно, она повлияла на качество секса: изменилась способность расслабляться, поднимать текущее желание, чувствовать своё тело и получать от этого удовольствие. Это уменьшило чувство ущербности и неуверенности в себе. В то же время я стала меньше противопоставлять себя другим людям, оправдывая это возвышенностью своих помыслов и поступков. Перестала чувствовать себя особенной, отличающейся от других запутанностью своих внутренних проблем или серьёзностью внешних достижений. Работа с сексуальной подавленностью оказалась полезна и для роста осознанности, и для очищения внутреннего пространства, и для работы с умом. Наблюдение своих шаблонов сексуального поведения привело к осознанию глубинных структур комплекса неполноценности и некоторых механизмов, безотказно запускающих его компенсацию. А навык прямо смотреть на своё сексуальное желание помог лучше видеть и другие желания, и следовательно, меньше бояться своих проявлений и работать с ними на пути к принятию себя.