Между землей и небом – война
Представление о том, что жизнь есть борьба и только через борьбу возможно развитие, очень глубоко укоренилось в умах современных людей. Борьба за успех в «капитализме», классовая борьба «социализма», христианская борьба с Сатаной и собственной греховностью – вся эта борьба всегда объявлялась высокой, ведущей вперед, в отличии от низкого стремления к банальному комфорту, ведущему на мещанское дно. «Борцовское» усилие через преодоление себя вообще считается «альфой и омегой» искателя, верно?
Доминирующее мировоззрение дихотомично и делит мир на две противоположности – на то, что принимается и то, что не принимается. На фоне борьбы между ними и разыгрывается вся драма жизни. Без её напряжения все краски бледнеют, энергия жизни пропадает, как искра либидо между двумя противостоящими полами.
На Пути нами движет внутренняя необходимость в переменах. Но в какой-то момент необходимо поменять её мотор. Громкий двигатель внутреннего сгорания, основанный на отталкивании, сжигании самого непринимаемого, позволявший двигаться «раком», как бы спиной в неизвестность, приходится заменять на бесшумный электромотор на базе притяжения к тому, что сильнее принимается, требующий развернуться лицом к движению, чтобы видеть и ощущать это притяжение, любовь, мотивирующее устремляться к нему.
Это как раз и есть пресловутая «ловушка умиротворенного нафса», посредине семичастного Пути нафсов, когда движение по Пути замедляясь, умиротворяясь, наконец останавливается. На самом деле – чтобы можно было спокойно поменять на машине движок, её кардинально развернув.
Как известно, «избежать застревания на Пути можно только через принятие». И вот, когда наше принятие углубляется, наше состояние нам начинает всё больше нравиться и прежняя мотивация двигаться от противного уходит, когда мир перестает делиться на две борющиеся половины, раскол между которым проходит по нашему сердцу, возникает ощущение, что стимул двигаться дальше, стимул меняться, исчез.
В этот момент и нужно «переключить тумблер принятия»: вместо поиска того, с чем бы ещё побороться в себе, – искать в себе импульсы к развитию, раскапывать то, что хочет проявиться. Принятие тут само по себе не решает вопрос, а лишь открывает возможность к решению. Когда нет больше такой необходимости что-то делать с тем, что раньше не принимал (страхом, гневом, порочными или жалкими желаниями и т.п. – в основном подавлять), появляется необходимость что-то делать с другим – со своими потенциями к духовному проявлению. И «врагом», а точнее просто рабочим препятствием, становится только то, что этому мешает в моменте (а не «вообще»). И тут ещё начинает расти естественная необходимость в росте внутреннего света, осознанности. Позволяющей видеть то, что мешает и откуда оно растет.
Тут же появляется другое интересное следствие – если раньше важнее было приобрести что-то хорошее, нарастив свои возможности, увеличив количество принимаемого, готовя экспансию на территорию непринимаемого во всеобщем пространстве борьбы, то теперь хочется скорее просто избавиться от чего-то даже не плохого, а – лишнего, мешающего в конкретной ситуации. Хочется быть не столько сильнее, весомее, сколько легче, прозрачнее.
И раз исчезает «война между землей и небом» – исчезает и внутреннее сопротивление Богу. Расколотый борьбой мир снова становится единым. Мир, мирское – это уже не то, что противостоит божественному, трансцендентному. Имманентное беременно трансцендентным, потенциалом к развитию, заложенным во все живое в мире его Творцом. И раскрытие этого потенциала само по себе с неизбежностью включает в себя все более проявленное движение к Богу: он так Им создан.
Это раскрытие, проявление – и есть настоящее добро, а всё, что этому противостоит – зло. Но это не новая дихотомия, дуальность, рождающая новую борьбу. Любая борьба приводит лишь к усилению закрытости, а значит сама является скорее злом. Отсюда и смысл евангельского выражения «подставь другую щеку», призывающего не лезть в борьбу. Но это не исключает ни меча, рассекающего, «раскрывающего» всё закрытое в мире (так раскалывание скорлупы не является борьбой с яйцом). Ни вынужденной борьбы ради восстановления баланса (так спасают мир и людей от преждевременной гибели).
И пусть весь мир людской живет в борьбе, в драматичной истории, смысл которой один – борьба ради продолжения борьбы, борьба за баланс, которая заставляет людей проявляться вопреки их осознанной воле. Путь искателя истины ведет его прочь от этой борьбы, в осознанное проявления себя, которое неизбежно становится проявлением Господа. И с каждым шагом по этому Пути он удаляется от пространства борьбы в пространство принятия, в пространство Любви, Света, Бога.

