Господи, я отвергаю всё, кроме Твоей Истины…

 

Недавно во время выполнения предписанной практики я столкнулся с одним из её незапланированных воздействий (ведь мы, ученики, страсть как любим их планировать). Одна из частей практики носила созерцательный характер, и в ходе её выполнения нам следовало смотреть на то, как в нас проявляется некое качество. Здесь нет нужды уточнять, какое именно.

Я стал смотреть. И почти сразу почувствовал непреодолимое сопротивление к этому процессу. Выражалось оно в том, что в теле возникала какая-то неопределенная маята и дискомфорт, ощущался разной степени гнев, ум постоянно отвлекался на «насущные» мысли и любая попытка вернуть внимание в русло созерцания быстро терпела неудачу. В общем, как мне тогда казалось, практика проходила провально и бессмысленно.

Но, как утверждали мудрые люди, есть время для того, чтобы испытывать некоторые чувства или состояния, а есть время, когда мы можем вступить с ними в определенное взаимодействие. Поэтому я продолжил созерцание через сопротивление, и спустя какое-то время (примерно через неделю) мне представилась возможность увидеть, что кроется за этой странной реакцией всех трех тел.

Как выяснилось, созерцание попутно подняло из недр бессознательной части ума глубоко скрытые, но всегда присутствовавшие сомнения в истинности и подлинности той формы Учения, в которой мы участвуем, в легитимности Мастера, а стало быть, и достижимости поставленных целей.

Идрис Шах утверждал, ссылаясь в том числе и на научные исследования, что люди в подавляющем своем большинстве ищут убежденности, а не Истины. Ибо убежденность, как эмоциональный стимул, приносит комфорт и успокоение. Такой убежденности бессознательно искал и я, а испытываемые сомнения есть лишь обратная сторона этой медали, поскольку мне никак не удавалось найти искомое. Так устроен ум – отыскивая комфорт и не находя его, он испытывает дискомфорт (или страдание, если кому-то ближе такой технический термин) и уходит в сопротивление. «Погоди еще немного», – сказал мне Мастер, когда я рассказал об этом, – «и ты увидишь, что на самом деле не веришь и в Бога». Что тут скажешь? Этого вполне можно ожидать.

Что же в таких случаях делать и как быть? Во-первых, здесь нужно искренне признать, что мы не в состоянии по своему хотению в одночасье избавиться от сомнений, а поставка ученикам эмоциональных стимулов в обязанности Мастера не входит. На самом деле мы всегда находимся где-то между убежденностью и сомнениями, и в какие-то моменты верх берет одно, а в другие – второе. Просто мы предпочитаем этого не замечать.

Наиболее конструктивной представляется такая внутренняя позиция ученика, из которой он в состоянии держать в поле внимания как фактор убежденности, так и фактор сомнения, что позволяет найти между ними правильный баланс. Как ни странно, именно такой баланс и дает возможность учиться и продолжать участвовать в Работе (хотя, справедливости ради, отметим, что есть и другие влияющие факторы). Отклонения же от него в ту или иную сторону, напротив, лишают способности. Если сомнения слишком одолевают ученика, и ученик не готов это увидеть и признать, то он впадает в глубокое сопротивление, вследствие чего покидает Работу, уходя от невыносимого дискомфорта. Если велика убежденность в «правильности Пути» или «истинности Веры», ученик превращается в сектанта и перестает быть искателем Истины. В этой позиции также невозможно оставаться постоянно без определенной степени лицемерия со стороны ученика и ущерба для учебы.

Считается, что когда Истина открывается человеку, и убежденность, и сомнения отпадают сами собой. Но поскольку в условиях реальной Работы процесс её поиска и открытия растянут во времени, эти два естественных спутника еще долго будут сопровождать нас в Пути. И что-то подсказывает мне, что их функция также и в том, чтобы помочь нам обрести состояние глубокого и истинного принятия, открывающего Сердце.