В популярной песенке прошлого века пелось: «…О любви не говори – о ней все сказано. Сердце, верное любви, молчать обязано…». И все же – где, как не на суфийском сайте, поговорить о любви? Ведь суфизм – это путь к Богу посредством любви (Дж. Нурбахкш, «Путь»). Как известно, в период расцвета суфизма определились два основных направления – «трезвых» суфиев и «опьяненных». Идущие путем осознанности (ал-Тустари, ал-Газали, Ибн Араби и пр.) разработали методологию Пути, учение о стоянках и состояниях. Идущие путем любви (Рабия, Руми, Хафиз и др.) оставили нам поэтическое свидетельство своей любви к Нему.

Никакая другая тема не занимает людей настолько, как любовь – ведь она пронизывает всю человеческую жизнь. Любовь к родителям, любовь к детям, к мужчине или женщине, другу, любовь к Родине и прочие разноликие формы любви.

Но суть любви всегда одна – стремление выйти за узкие пределы себя, стать больше единицы, дополнить себя, объединившись с другим, познав его. Или то же самое стремление, только объединение с идеей – любовь к Родине, к команде «Спартак» и пр. (расширяешься до общности).

Любовь требует беззаветности, служения... служение и возможно только тогда, когда ты становишься больше, чем единичное «я», – ты уже можешь жертвовать интересами этого узкого «я» ради интересов большего, объединенного «я», – «мы».

Кто не помнит то состояние блаженства на первых порах любви, когда мгновениями две души словно сливаются, и выразить это можно только словами: «Я – дома!». Но, как мы знаем, недолго все это длится. В любой форме земной любви чувство единения твоего «я» с чем-то большим рано или поздно исчезает, и оставленность, безраздельное одиночество снова охватывает нас. И тогда неудовлетворенная потребность толкает нас на поиск нового предмета любви…

Если всмотреться внимательнее в феномен любви, становится очевидным, что в основе его лежит та самая иллюзия (реальная, как реальна сама жизнь) отделенности от Бога; глубинная, фундаментальная потребность, томление духа во плоти, стремящегося найти путь назад, к Нему, домой…

Едва появившись на свет, мы уже любим – сначала родителей, потом – друзей, любимых, детей или идеи – и уходим из жизни, чаще всего так и не утолив свою жажду, лишь познав всю тщетность, неполноту, суррогатность человеческой любви.

Рай – это единение с Богом. И Он изгнал нас… У великого писателя-мистика ХХ века Д. Мережковского есть замечательные строки о той жажде, которая движет искателем. Та нестерпимая, выматывающая жажда Его – огонь любви неутоленной. Любви, слабое подобие которой мы испытываем к другому человеку, и которая – не насыщает.
«...огонь любви – начало бессмертия для всех одинаково, спасаемых и погибающих... Вечною мукой в аду или вечным блаженством в раю будет один и тот же огонь любви, там неутолимой, здесь утоляемой.»

Похоже, пока мы – в аду…

Мир управляется просто, как часто говорит Мастер. И весьма экономными средствами. Весь механизм Нисходящего Потока (смысл которого – воспроизводство жизни и качка энергий) основан на той самой отделенности духа от Бога при нисхождении в физический мир. К безраздельной тяге духа назад, в лоно Божественной Любви, присоединяется сексуальный механизм плоти, только и всего.

У современного мистического художника В.Башлыкова есть потрясающая картина «Адам и Ева» – убогие, неряшливо сотворенные Адам и Ева шарят по стенкам своей темницы – физического мира – в поисках выхода домой, в Рай. Жалко и вызывающе накрашенные губки Евы символизируют животный механизм секса… Но выхода – нет! И в этом своем жадном поиске они могут только наткнуться друг на друга... и начать Нисходящий Поток. Так создан этот мир.

Завеса земной любви скрывает от нас лик Любви Божественной – об этом говорят нам суфии, идущие по пути Любви. Самая знаменитая суфийская история о любви – история Юсуфа и Зулейки – пересказ библейского сюжета о соблазнении Иосифа женой египетского царедворца Потифара (здесь она обретает имя Зулейки), только с неожиданным, суфийским, концом. Пламенная неразделенная любовь к рабу Юсуфу провела Зулейку через преступление, раскаяние, потерю состояния, здоровья и самой жизни, наконец. Она умирала нищенкой у городских ворот, когда мимо проезжал Юсуф, ставший из раба богатым царедворцем. Он узнал в нищенке Зулейку и попросил у нее прощение за то, что не мог ответить на ее любовь, – ведь она была женой хозяина. Зулейка открыла глаза, засиявшие удивительным светом на изможденном лице: «Любовь к тебе, снедавшая меня, всего лишь жалкий отблеск Божественной Любви, скрытой от нас завесой. Но я порвала завесу. И мне не нужна твоя любовь».

Разные формы Пути – различный образ жизни. Идущие по пути осознанности, совершая свое внутреннее путешествие, внешне не отличаются от других членов общества – имеют семью, работу. Для искателей Бога, идущих по пути любви, становится естественным состоянием целибата. Апостол Павел в одном из писем, отвечая на вопрос о браке, говорит: «Кто женат, тот пусть будет женат. Но лучше быть как я».

Суфийские «подруги Аллаха» Рабия, Фатима, неистовый ал-Халладж, христиане апостол Павел, Юлиана Нориджская, Нил Столобенский – да мало ли других, безвестных, чернецов и черниц, в сердце которых горел огонь любви к Богу!

Господь разбрасывает зерна «тех, кого Он возлюбил». Среди них теплятся и трепетные свечи Любви перед Престолом Господа…