Есть такое определение суфизма у Нурбахша: суфизм – это факр (духовная нищета) плюс зикр (поминание Бога). О факре высказывались все великие суфии – отсылаю к книге Нурбахша «Духовная нищета в суфизме». Замечу лишь, что в основе суфийского учения о духовной нищете лежит высказывание Пророка в Коране: "О люди, вы нищие перед Богом, а Бог богат, преславен" (35:15).

С понятием духовной нищеты столкнулась впервые в ранней юности, прочитав Евангелие. «Блаженные нищие духом, ибо их есть царствие небесное…» – эти строки привели в ступор. Все понятно в Нагорной проповеди – и плачущие, и чистые сердцем, и милостивые, и кроткие…но – нищие духом?! Понадобилось прожить целую жизнь, идти 5 лет по Пути через внутренние кризисы, освобождение от прошлого, непредвзято посмотреть на себя, любимую – чтобы начать хоть что-нибудь понимать…

За последние 200 лет наука сделала такой гигантский скачок, так изменила повседневную жизнь людей, что коренным образом изменилось восприятие мира человеком. Религиозное мировоззрение европейцев с упованием на Бога, с представлением о человеке как прахе земном резко сменилось атеистическим – человек так уверовал в могущество своего разума, что отказал Богу в существовании. «Мы наш, мы новый мир построим…», повернем реки вспять, зажжем новое солнце… да мало ли чего еще.

Мы, нынешние люди – продукт европейской цивилизации, да еще и в худшем ее, американском, варианте с приоритетом преуспеяния и воспеванием героя-одиночки. Культ силы (кулака, ума, духа) заполняет все наше информационное поле. С молоком матери впитываем преклонение перед людьми, сильными духом. Ведь человек – хозяин своей судьбы, и чем сильнее его дух, тем большего он сможет достичь. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», помните?– да, этот принцип действительно работает в Нисходящем Потоке, суть которого homo homini lupus est. Человек сильный духом может многое вынести там, где слабый сломается. Можно сказать, что сила это атрибут Нисходящего Потока, атрибут Тьмы.

Но что происходит с таким человеком, когда он приходит в Поиск? Можно ли добиться «освобожденья своею собственной рукой», как пелось когда-то? Можно ли достичь Господа, опираясь на силу духа?

Мой опыт движения по Пути говорит – «нет». Как и всякий современный человек, я проживаю жизнь, жаждая и добиваясь, рассчитывая только на собственные силы. Но этот привычный подход не работает на мистическом пути.

Первые опыты прикосновения Запредельного получила в мистической групповой работе – при групповом зикре или на передаче. И когда Оно приходило, что-то внутри неудержимо рвалось к Нему, слиться – и такая тоска… рыдания душили меня. Много позже нашла в литературе, что такое состояние называется «ваджд» и характерно для неофитов. И пришла жажда достичь, дотянуться до Того, что только коснулось меня. Жажда иссушающая, изматывающая, сводящая с ума, обессмысливающая любое действие. Чем больше прикладываешь усилий, тем больше жажда, тем сильнее чувство оставленности Им. Сказано: «Стучите, и отворится вам» – и я стучалась отчаянно, исступленно… и не получала ответа. Пока вдруг не увидела – нельзя взять Бога силой. Сердце приоткрылось тогда, когда ушла надежда, когда поняла, что – нет, не ответит, и – смирилась с этим, приняла.

Сколько раз Мастер говорил, что ключ к открытию Сердца – принятие. Но одно дело слышать, и совсем другое, когда это становится твоим опытом…

Итак, первый мой урок – нельзя достичь Его никакими усилиями, только смирением, покорностью Его Воле.

Согласно Худжвири, и единение, и отъединенность суфия исходят от Господа, вне хотения или стяжания с его стороны.

Но на пути открытия Сердца стояло еще так много препятствий внутри… Первые три месяца чувство связи с Ним то ощущалось явственно, то становилось исчезающе малым. А потом пришло искушение – надо понимать, от Тьмы. Сейчас я вижу, что искус, скорее всего, обязательная стадия на Пути (вспомним жития святых). Искушают всех, и бьют в самое уязвимое место, в самое глубинное желание – которое даже и не видишь. Меня искушали силой… Оглядываясь на свою жизнь, понимаю сейчас, что я не только была сильной (об этом мне говорили все), но я еще и каждый день доказывала себе и этим всем, что я – сильная…

Мастер писал об испытаниях на Пути, когда нужно сделать выбор – и если спасуешь, другая возможность может и не представиться. Я прошла такое испытание, приняв предложенный выбор – при странных обстоятельствах, на пике мощного энергетического воздействия. И мне дали упиться силой… «Ах, какое блаженство знать, что ты – совершенство…», знать, что сила твоя безгранична, что ты можешь – все…Тьма дала не только силу, она дала знание, как ей пользоваться, дала инструментарий… И я возгордилась, вообразив, что сила расчистит мне Путь, что все на нем мне по плечу. Как не вспомнить историю светлого ангела Азазила, возгордившегося от своей близости к Богу, от своей силы – и отказавшегося поклониться по указу Бога созданному им из праха Адаму. «Я лучше. Ты создал меня из огня, а его – из глины. Среди познавших нет никого, кто знал бы Тебя лучше, чем я». Гордыня ангела была наказана – Азазил стал Иблисом – до Страшного суда… Гордыня – самый страшный смертный грех в христианстве.

Не прошло и трех месяцев, как Господь сокрушил меня одним ударом, показав ничтожность и меня самой, и моей силы…

Мой второй урок – не ищи силу, сила идет от Тьмы. Это как опьянение, после которого – горькое похмелье... Не гордись достигнутым, не сравнивай себя с другими. «Нет более плотной завесы между Богом и преданным, чем самомнение. Нет более короткой дороги к Богу, чем духовная нужда в Нем» (Сахль ибн Абдоллах).

Ах, как тяжело современному человеку, выросшему в твердой уверенности, что «человек – это звучит гордо», принять, что он – прах, червь земной. Понять, что «раб Божий» – очень высокое звание человека, принявшего Волю Господина как свою…

Только осознание собственного ничтожества, своей нищеты, безоружности пред Ликом Господа открывает Путь дальше.

«Поистине, Аллах богат, а вы бедны» (47:38).

Або'л-Хасан Мозайен: «Любому, кто становится неимущим перед Богом и подвизается в нищете, соблюдая ее обычаи, Бог дарует независимость от всего иного, чем Он».

Абу Бакр Каттани: «Когда нищета по отношению к Богу является полной, тогда и богатство в Боге – полное, ибо ни одно из этих состояний не достигает полноты без другого».

Воистину, блаженны нищие духом…