1. Первые шаги
Духовный путь в начале представляется вроде бы не сильно сложным делом – надо практиковать повседневную осознанность, выполнять рекомендованные упражнения и слушать, что говорят старшие. На деле же в игру вступают обстоятельства жизни, приоритеты, другие интересы, и все это сильно влияет на первоначальную мотивацию. Что же может помочь человеку, который вроде бы твердо решил идти по Пути, но вот все никак у него не получается вложиться в это по полной программе?
Для этого нужно принять обучение в Школе как важный жизненный проект, навроде того, как, например сделать карьеру, получить образование, вырастить ребенка, построить дачу, вылепить фигуру в спортзале и т. п. Люди ведь часто работают параллельно над несколькими проектами, и вполне успешно. Многие из жизненных проектов удаются, не так ли? А какие не удаются – значит, не очень было и нужно. Такой практический подход к духовной работе вполне оправдан. Доберется человек до Бога или нет, одному Богу ведомо, но высокая осознанность вкупе с очищенностью от подавленных эмоций сами по себе представляют ценный жизненный актив.
Об этом писал и говорил Мастер, но давайте еще раз посмотрим, в чем ценность данного актива. Страх парализует исполнительные функции ума, поэтому людям с большим количеством страха свойственны нерешительность и неверие в свои силы. Избавившись от значительной части страха, становишься более свободным, спонтанным и предприимчивым в своих проявлениях, более интересным людям. У большинства взрослых людей в глазах стоит застарелый страх, и потому их подсознательно тянет к тем, у кого прозрачные глаза, и в них безмятежность. Начальство тоже очень четко подмечает такие вещи и подсознанием понимает, что с внутренне свободным но внешне почтительным (здесь нет никакого противоречия) человеком легче и приятнее делать дела.
То же самое происходит и в отношениях с противоположным полом. Всем нравятся раскованные и незамороченные люди, то есть легкие в общении и обаятельные.
Освобождение ума от прекрасных идей и, соответственно, от участия в борьбе мнений на диване с телефоном в руке и с пеной у рта, высвобождает время на карьеру, личную жизнь и саморазвитие.
Вот и получается, что за несколько лет прохождения по духовному пути можно стать другим человеком – более цельным и спокойным, свободным от комплексов и неврозов, человеком, с которым приятно иметь дело.
Звучит как реклама тренинга личностного роста? Только на первый взгляд. Наш путь – это не путь перепрограммирования и выработки “правильных” реакций. Наш путь – это путь освобождения: от программ, от предвзятых идей, от подавленных эмоций, от рабочей неэффективности и социальной неуклюжести.
Как к этому прийти? Повторим еще раз - надо начать относиться к занятиям в Школе как к серьезному жизненному проекту. Не только как к хобби, или как к приятной социальной активности, или как к источнику полезных энергий.
Этот путь может пройти каждый в целом здоровый человек. И даже некоторые не очень здоровые ученики идут довольно успешно, сжав зубы.
Здесь уместно поговорить о воле, а еще точнее о силе воли. Сила воли - это то, что позволяет делать дела. Любые дела. “Исполнись решимости и действуй”, так говорили самураи в средневековой Японии.
Одно из этапных событий в жизни искателя – это сдача воли. Так сказать, обмен своей воли на Высшую. Но обмен должен быть честным и сопоставимым, с поправкой на масштаб, конечно же. И здесь нужно смотреть – а будет ли что сдавать? Хороший ли товар вы предлагаете Господу? Нужна ли Ему вялая воля?
Наша воля - это продукт нашего эго. Мастер говорил про эго, что это единственный источник действия человека, а еще про амбициозность искателя. Воистину, на духовном пути эго наш хороший друг и помощник. Здоровое эго в любом деле способно горы свернуть. Эго должно стать развитым и здоровым. О том как оздоровить эго много писано и говорено. Многие практики Школы нацелены именно на это.
Говорят, что нужно перестать быть “делателем” для того чтобы достичь Высшего. Это так, но прежде чем освободиться от “делателя” на мистическом пути, надо сначала стать этим самым делателем – добросовестным, опытным и инициативным (или, как сейчас говорят, проактивным). Царство Божие берется не возвышенным образом мыслей и не показным смирением, а решимостью и напором. Решимостью идти до конца к своей цели и напором планомерной и энергичной работы над собой.
2. Первые инсайты
Моя радость должна быть Его радостью. Моя печаль должна быть Его печалью. Моя тревога должна быть Его тревогой. Мой гнев должен быть Его гневом. Мои желания должны быть Его желаниями. Мои глупости должны быть Его глупостями. Если будет так, то моя радость станет многажды сильнее. Печаль будет понятна. Страху не будет. Тревога исчезнет. Гнев будет оправдан. Желания станут адекватными. А самые глупые глупости Он предотвратит или нейтрализует.
Я должен был быть Его глазами, а был слеп. Я должен был быть Его умом, а был туп. Я должен был быть Его смехом, Его плачем. А я лишал Его всего этого. А все впечатления жизни складировал в себя, как звукозаписи в пыльный чулан. Если бы жил осознанно, мы бы вместе проживали впечатления и проигрывали эмоции. А теперь нужно вернуть Ему всё это. Доставать из чулана и проигрывать всю эту музыку. Когда всё прослушаем вместе, тогда и пыльный чулан исчезнет. А новые эмоции проявлять только в осознанном состоянии, тогда они будут нашими общими и не будут подавляться.
Я бросил Его когда-то очень давно, наверное где-то в раннем детстве. Ну, и себя, конечно бросил. Удивительно ли, что жизнь складывалась вот так?
Это как если оставить младенца одного голодного и холодного в кромешной темноте, а самому уйти в пьянку на много дней. Или на много лет. Или десятилетий. Бросить его. Нарушить свой долг. Это даже не долг, это что-то другое. Мы же не называем долгом дышать. Мы дышим, потому что не можем иначе. Но на самом деле получается, что мы не дышим, а думаем о том, что дышим. Человек задыхается, хрипит, синеет лицом... Ему кричат: «Вдохни!», а он в ответ: “Что значит «вдохни»? Раскройте, пожалуйста эту концепцию, чтобы я мог ее понять умом. Дайте мне дыхательные упражнения, чтобы я хотя бы примерно мог почувствовать телом, о чем вы тут вещаете”. А надо просто вдохнуть. А потом выдохнуть. А потом снова вдохнуть. И снова выдохнуть. И так много раз. Но каждый раз наблюдать за дыханием. Это самое малое что мы можем сделать для Бога.
3. Первые встречи
Человеку с деятельной натурой трудно долго находиться в одном состоянии, даже если это состояние умиротворения. Умиротворение – это хорошо. Это как отпуск перед дальнейшим прохождением службы. Но даже отпуск надоедает со временем. Возникает предчувствие чего-то другого. Хорошо, если в этот период времени нет каких-то глобальных проектов или других сильных привязок к жизни. В какой-то момент начинаешь ревизовать эту самую жизнь и думаешь, “а что же тебе от нее еще нужно”? А если момент оказался подходящий, то значит повезло. Повезло оказаться в правильное время в правильном месте в правильном состоянии. При ближайшем рассмотрении стало видно, что терять оказывается нечего, и что с ветряными мельницами бороться можно бесконечно. На экране ума выстроились все вопросы и ответы касательно готовности выйти из комфорта умиротворения и решимости сделать нужный шаг. Об этом дольше писать или говорить, а происходит все за секунды. Потом становится ясно, что это произошло только потому, что удалось добиться одновременно искренности и тотальности своего запроса. Ум в эти секунды не транслировал ничего кроме этого, не было каких-либо задних мыслей или опасений, вообще никаких мыслей не было. Только искренность и тотальность. Иначе воля не была бы принята. А две предыдущие неудачные попытки объясняются как раз этим: не удалось достичь вот этой самой тотальной искренности и искренней тотальности. Любая тень сомнения аннулирует запрос – ведь свобода воли человека нерушима.
Нельзя сказать, что после сдачи воли жизнь радикально меняется. В начале случаются интересные эффекты, но человек ко всему привыкает. А Высшие Силы деликатны – они не навязывают своего общества свежесдавшемуся искателю. Напротив, нужно самому искать Высшего внимания. Для этого нужно идти в сердечный центр и нести туда свою необходимость. К счастью, нам недавно объяснили, в чем состоит необходимость искателя: в ведении, в том, чтобы Господь вел и направлял человека к Себе. Здесь нужна бдительность. Подходящие моменты могут возникать неожиданно. Например, садится человек в электричку, и вдруг чувствует, что его неудержимо тянет в область сердца. А там обнаруживается прохладная и прозрачная глубина, в которую можно бесконечно погружаться. Это настолько ни на что не похоже и настолько захватывает и завораживает, что не то что описать, а даже отрефлексировать умом крайне сложно. Ум, столкнувшись с невыразимым, вынужден опереться хоть на что-то, для того чтобы хоть как-то усвоить этот опыт. Поэтому сами собой начинают всплывать образы. Сначала возник образ “капли и океана”, знакомый искателям, читавшим Ошо. Почувствовать, что ты капля. Не умозрительно, а всем своим существом. Одна, одинокая капля, оторванная от Океана, но знающая – не предполагающая, а уже доподлино знающая - что Океан есть, и что она по праву Его часть. Но пока что отъятая. Океан вроде бы рядом, но в то же время бесконечно далеко. А капля одна, безмерно одинокая, ничего не видящая и ничего не понимающая. Здесь за образ капли зацепился другой образ – из очень давней газетной статьи об интернате для слепоглухонемых детей. Эта история потрясла многих в свое время. Тогда советские педагоги совершили чудо – они наладили коммуникацию с этими детьми, и в итоге многие из детей смогли освоить школьную программу. У них был только один канал связи с миром – тактильный. Вот так и человек-капля рождается и живет слепоглухонемым, идет по жизни на ощупь и по тактильным ощущениям пытается строить картину мира и себя в мире. А океан рядом, и нет никаких препон, кроме хаоса разнонаправленных мыслей в голове. Все эти образы пронеслись за секунды и привели к редкой силы катарсису. Из бездны отчаяния к радостному облегчению. Как будто снова разрешили жить. Каплю заметили. Капля почувствовала благожелательное внимание и осознала насколько сильна необходимость вернуться снова туда – в Океан. И эта необходимость, кристально ясная, во всей своей тотальности поднялась и загудела набатом: “Господи, веди и направляй меня!” Аминь.
* * *
В этих заметках нет абстрактных рассуждений. Хотя текст написан с использованием безличных оборотов, это, тем не менее, краткий отчет автора о том, как он это видел, что чувствовал и как оно происходило с ним. Возможно, эти заметки покажутся интересными кому-то из искателей.