Понятие "отождествление" часто используется в современных текстах, объясняющих причины невежества и страданий человека. "Не отождествляйся" - вот призыв, который должен указать направление для освобождения от пут иллюзий и обусловленности. Но сам по себе к чудесному избавлению от стереотипных реакций не приводит, потому что понять, что именно с чем "отождествляется" и как это прервать, совсем непросто.

Теоретические описания феномена отождествления всегда оставляли во мне чувство неудовлетворенности. Многое вызывало сомнения и непонимание: как можно быть не гневом, который - как ты ощущал - захватывает полностью, и тем более не мыслями, с помощью которых - как казалось - ты только и мог определить реальность своего существования. Конечно, какое-то время после прочтения подобных текстов можно было вдохновиться, искренне поверить автору и делать вид, что "ты - это не твой страх". Но неизбежно случались ситуации, в которых страх становился таким всемогущим, что выключал отстранённого наблюдателя из адекватного восприятия происходящего и диктовал все последующие реакции. Куда пропадал тот, кто держался за идею неотождествления, и почему страх получал полную власть над поведением - эти вопросы представлялись неразрешимыми.

Понимание пришло в процессе выполнения практик, предлагаемых на этапе начального обучения в Школе. Базовой практикой были ежедневные усилия по удержанию осознанности в теле. В результате неё в поле внимания стали попадать реакции тела на возникающие эмоции - задержки дыхания, сокращения мышц, возникновение напряжений. Осознавание этих ощущений - а по сути сигналов системы подавления - привело к более ясному различению, что ты чувствуешь в данный момент. И это необходимый шаг на пути к работе с эмоциями, поскольку поначалу привычка отрицания своих реакций очень сильна, а без навыка определения своих истинных состояний с ними невозможно работать.

Отслеживание физических ощущений, сопровождающих эмоцию, привело к ещё одному эффекту - ослаблению механизмов, удерживающих подавленные энергии в теле. С ростом осознанности стало очевидно, что одновременно с текущим страхом (и другими эмоциями) может подняться аналогичный страх, подавленный ранее, от чего общее состояние испуга заметно усиливалось. Регулярное удержание внимания на реакциях в теле привело к движению и выходу подавленных эмоций, иногда связанных с похожими обстоятельствами, а иногда и непонятно чем спровоцированных.

Высвобождение подавленных энергий сопровождалось ощущениями в эфирном теле (холод, жар, сжатие), и изменениями восприятия. Этот процесс проходил легче, когда я помогала себе практиками выражения. Поэтому они были главным подспорьем на этом этапе работы. Начала я с выражения гнева. На его проявление стоял сильный запрет, подавленного гнева накопилось много, и процесс очищения от его запасов потребовал времени, упорства и внимательности. Помимо известных трудностей, связанных с выражением (желание сразу осознавать себя в процессе, осуждение гнева, включающее ум и как следствие - механизм подавления), препятствием было устойчивое внутреннее сопротивление этой работе. Поскольку гнев был под запретом, то сама энергия гнева и ощущение себя её источником, вызывало стойкое нежелание каждый день приступать к этому занятию и вкладываться в него полностью. Это временами приводило к отрицанию своего гнева - что, мол, "я все уже выразила, теперь могу жить спокойно". При этом некоторые ситуации демонстрировали, что гнев присутствует: возникало внезапное напряжение в теле, язвительность речи, фоновое раздражение и неудовлетворенность по мелочам. Чтобы смотреть на все проявления своего гнева прямо, приходилось работать с запретами и представлениями, к некоторым ситуациям возвращаться неоднократно, а также смотреть в практике созерцания на более тонкие проявления этой эмоции. С выражением страха, печали и тревоги также были трудности (связанные с особенностями каждой энергии), поэтому приходилось больше работать ситуативно и экспериментировать со способами их выражения через тело.


Препятствием на пути выражения является общая система подавления. Чтобы её ослабить, надо целиком вложиться в выражение, но сам запрет на проявление, непринятие энергий и неумение отключать ум не позволяют это сделать. Какое-то время эта работа казалась бегом по замкнутому кругу, выхода из которого нет. Например, довольно долго не получалось прожить опыт полного и беспрепятственного выражения гнева. Эмоции были сильные, но полностью слиться с ними и выразить не получалось. Часть внимания оставалась в уме, он осуждал и подавлял. Сначала главным препятствием для выражения я считала страх потерять контроль. Что если позволишь гневу по отношению к людям проявиться прямо, без подавления, то станешь совсем асоциальным. Но на опыте оказалось, что такое ощущение разрушительности гнева возникало от внутреннего давления подавленной энергии, и по мере уменьшения этих запасов гнев начинал проявляться более конкретно, целенаправленно и только в рамках текущей ситуации. Тогда выражать тотально стало проще.

Когда развился навык сливаться с эмоцией в выражении, произошёл неожиданный эффект. Я начала ощущать, что когда сохраняю осознанность в текущей ситуации гнева или печали, они не захватывают меня полностью, а остаётся некая часть, которая осознаёт - тело, энергию, сопутствующие мысли. Это был мой первый опыт отделения от эмоции не через "наблюдателя" в уме, не через теоретическое "знание" этого процесса, а через осознанность. Но понимание, что это и есть механизм растождествления, пришло позже.

На этом этапе утончилось энергетическое восприятие эмоций и стала видна их связь с реакциями ума. Стали получаться пассивные практики - поднятие и рассеяние эмоциональной энергии через её осознание, и созерцание, позволяющее увидеть причины реакций. Изменилось качество осознанности в текущей жизни: стала видна более сложная палитра чувств, которые являются общим фоном, чередой состояний, окрашивающих восприятие любого события и объекта. Для меня ключевым моментом оказалось чувство восхищения, которое я заметила по отношению к некоторым людям, вещам и явлениям. Энергия восхищения ощущалась как притяжение, наполненность в области груди, она вызывала вибрации в горле и голове, выключая ум и речь. Главным в работе с этим чувством было осознавание энергии и выражение ее словами и жестами. Выражение сняло чрезмерное давление восхищения на ум, поскольку сначала подкатывавшая волна была слишком сильна: она затуманивала ум и не позволяла невовлеченно наблюдать процесс. В осознавании важным моментом было смотрение на источник реакции. Это целостный взгляд на восхищающий объект, погружение в энергию и открытость по отношению к причине этого чувства. Это не активный поиск "чего-то", а беспристрастное рассматривание деталей и целого (картины, природы, человека) с внутренним вопросом "что вызывает восхищение?". В результате я увидела механизм, запускавший реакцию. Когда я смотрела на привлекательный объект, внимание - через канал зрительного восприятия - сливалось с ним и возникала иллюзия, что я наполняюсь качеством, которое мне нравится. В моем случае это была красота, величие, совершенство. Пришло понимание, что слияние внимания с воспринимаемыми качествами внешнего объекта и есть процесс отождествления. Когда внимание сливается с качествами, которые нравятся (как в случае с восхищением), это дает приятные ощущения, которые переводятся умом в положительные впечатления. Если же качества объекта вызывают страх или отвращение, то восприятие - из-за иллюзии переноса этих качеств на смотрящего - сопровождается дискомфортными ощущениями в теле, которые закрепляют в уме реакцию избегания.

Получение удовольствия от отождествления с притягательными объектами, людьми и процессами, приводит к привязанностям: таким объектом хочется обладать, внимание такого человека - захватить, а процесс - повторять бесконечно. С вещью отождествиться проще, чем с человеком, - её достаточно купить или сделать. Хотя и тут возникают сложности, если, например, хочется не только наполниться этим качеством, но и чтобы это оценили окружающие. В таком случае может включиться самоосуждение, что ты этой вещи недостоин, и начнётся поиск внешнего одобрения. Тогда полноценного удовольствия от обладания не будет, наоборот, возникнет страх, стыд и беспокойство. Отождествление с людьми, которые вызывают симпатию, осложняется привычкой строить отношения. Бывает трудно восхищаться какими-то умениями и качествами человека отстраненно, без поиска ответного внимания и признания. Если желание взаимности не удовлетворяется, то возникают чувства с очевидно дискомфортными ощущениями: зависть, неприязнь, разочарование. От невозможности отождествиться и получить иллюзию насыщения по автоматически наработанным маршрутам.

Обнаруженный механизм отождествления позволил мне по-новому взглянуть на поиск приятных ощущений. То, что человек обычно избегает негативных эмоций, это понятно каждому. Ведь они приносят дискомфорт в телах и часто находятся под запретом. Это серьёзное препятствие, по крайней мере, на начальном этапе Пути. Но привычка ума избирательно направлять внимание на то, что нравится, оказывается не меньшим препятствием. Если существует сильное желание приятных ощущений и представление о том, что духовное продвижение связано с комфортными состояниями, то ум продолжает автоматически направлять внимание в канал этого желания, компенсируя ощущение внутренней неудовлетворенности человека. Выполнение практик, чтение духовной литературы тоже может быть подчинено этому желанию. Тогда человек будет выбирать в практиках и книгах то, что нравится, а трудные и неприятные моменты отбрасывать или даже не замечать. Это может дать ощущение скомпенсированности и стабильности, но мешает дальнейшему продвижению внутрь себя. В том числе потому, что привязанность к приятному закрепляет привычку к отождествлению, которая и является одним из главных механизмов, крепко удерживающем человека в Нисходящем Потоке.