В процессе осознания себя человек проходит ряд стадий. Начиная с осознания тела и его ощущений, развивая силу внимания (а точнее, расширяя его канал), вы увеличиваете свои возможности в работе над собой. При этом есть ряд закономерностей, общих для всех: например, ощущения тела – наиболее простой объект осознания, осознание эмоций и ума даётся сложнее, а полное их осознание приходит только на поздних стадиях Пути.
Оплотом человеческой механистичности является бессознательная часть ума – подавленные желания, базовые идеи, основа эго и психотравмы скрыты именно там. Потому осознание ума необходимо для сколько-нибудь успешной работы над собой. По причине того, что скорость процессов, происходящих в уме, существенно выше скорости процессов физического или эфирного тела, а отождествление с ним очень сильно, даже для частичного осознания ума требуется достаточно развитый навык свидетельствования. На первых стадиях Пути в поле зрения попадают только самые очевидные происходящие в уме процессы – первый слой ума (контролируемое мышление и внутренний диалог), желания, энергия эмоций, проявляющаяся на уровне ума, воображение и пр. – и происходит это спорадически, а долгое время удерживать внимание на уме просто не удастся. С увеличением количества доступного вам внимания осознание ума начинает даваться легче, ваша чувствительность к процессам, происходящим в уме, увеличивается, и постепенно, в процессе вашего погружения внутрь, вам становится доступно новое видение.
Одна из таких вещей – работа ума в качестве делателя. С делателем связано множество процессов в уме – здесь и планирование, и намерение произвести какое-то действие, а также управление мыслительными и двигательными процессами непосредственно в процессе совершения какого-либо действия. Не нужно также забывать о концентрации внимания и контроле – ведь все мы с детства в той или иной степени приучены отсекать отвлечения на желания, эмоции, посторонние мысли и даже дискомфорты в теле, чтобы сосредотачиваться на необходимом действии.
Разотождествление с делателем – в большей или меньшей степени – просто необходимо с самого начала работы над собой, потому как в повседневной практике осознанности, при разделении внимания в гуще повседневных забот (если вы, конечно, не имеете возможности сидеть целыми днями в медитации), делатель почти постоянно активен и «съедает» большую часть доступного вам внимания. На первых стадиях вы учитесь не отождествляться с тем, что делаете, отдавая часть внимания производимому действию и тем процессам внутри, которые необходимы для его осуществления, а часть внимания направляя на ощущения в теле или на сами эти процессы. При этом для развития осознанности, по сути, неважно, на что именно направлено внимание внутри вас, важен сам факт разделения внимания между внешним и внутренним. Наиболее правильно – направлять внимание на ту доминанту, которая присутствует в данный момент, – активную эмоцию, желание и пр. – и на ощущения в теле или на ваше присутствие в те моменты, когда явной доминанты нет. При этом активное действие поначалу будет постоянно вас «вышибать» из состояния осознанности, и это нормально. Для того, чтобы это происходило реже, а постепенно и вовсе перестало происходить, вам необходимо стараться не отождествляться с тем, что вы делаете. Поначалу почти все искатели, пытаясь разотождествиться с делателем, не могут удержаться от того, чтобы не впасть в контроль и не начать «притормаживать» делателя для лучшего осознания себя. Это неправильно, потому как сам по себе контроль происходит бессознательно и забирает остатки доступной энергии, а потому очень скоро только он и остаётся, осознанность – исчезает, а человек может пребывать в иллюзии, что осознаёт себя. При этом, впадая в контроль, вы уже отождествляетесь с делателем, потому что активный контроль осуществляет именно он, и так делатель вытесняет свидетеля. Я видел искателей, которые именно такое состояние и считали осознанностью, при этом «нескованное» проявление себя, вплоть до движений, производимых с нормальной скоростью, или жестикуляции, однозначно считалось в их среде проявлением бессознательности.
Так вот, не надо ничего контролировать. Вы совершаете действие самым обычным образом, но при этом не даёте действию вас поглотить, не впадаете в отождествление, направляя часть внимания внутрь. Когда заметили, что отождествились, снова разотождествляетесь и так далее. Постепенно, с увеличением количества доступного вам внимания, вы будете впадать в отождествление всё реже и реже, потом приобретёте постоянный уровень осознанности – ниже которого вы не будете падать ни в каких обстоятельствах, а ещё через какое-то время вы сможете разотождествиться с делателем.
Разотождествление, о котором я говорю, отличается от степени разотождествления с делателем, доступной в начале Пути. Вначале вы прикладываете усилия к тому, чтобы не впадать в отождествление полностью, но в процессе работы над собой (и благодаря выполнению специальных практик) у вас может появиться возможность вывести внимание из делателя и осознать эту часть ума целиком. Если вы достигли такого уровня осознанности, тогда из неё возникает несколько следствий. Во-первых, во время осуществления действия ваше внимание оказывается за сферой активных процессов в уме, которыми это действие сопровождается. Адекватно сравнить это можно разве что с тем, как если бы вы наблюдали за тем, как это действие выполняет кто-то другой. Во-вторых, исчезает сопутствующая отождествлению с делателем часть общего контроля ума, ваши действия становятся более тотальными, более энергетически наполненными, более «лёгкими». И, наконец, разотождествление с делателем увеличивает вашу чувствительность. Вы сходите с накатанных рельс и начинаете видеть другие возможные варианты действий, а также становитесь более открытыми к интуитивному восприятию и, возможно, к импульсам более высокого порядка.
Конечно, благодаря разотождествлению с делателем вы получаете дополнительную степень свободы внимания и новые возможности в работе над собой. Это – новая стоянка на вашем пути, открывающая дорогу к другим и приближающая вас к заветной Цели.