Осознание себя — суть того, что мы называем духовной работой. Духовная работа — часть Пути, которая включает техники, направленные на изменение нашего состояния собственными силами, в первую очередь — используя возможности индивидуального Сознания, а также практики выражения, энергетические практики и т. д. Более того, успех всех других, как духовных, так и мистических практик, прямо или косвенно связан с уровнем осознанности. Поэтому работа над ростом осознанности, то есть над увеличением присутствия сознания в нашем бытии, становится основой работы над собой с самых первых шагов по Пути.

Мотивация

В первую очередь, вам необходима достаточная мотивация. Мотивация к ежедневному приложению усилий складывается из вашей общей духовной мотивации — то есть того, насколько сильно ваше желание прийти к своей цели на Пути вообще, а также понимания важности усилий по осознанию себя для её достижения. Вопрос целеполагания широко освещён в книгах Мастера, см., например, главы «Выбор цели в духовном поиске» («Практика осознанности») и «О пользе желания» («Путь преображения. Секс и духовный рост»). В важности работы с вниманием у вас также не должно оставаться сомнений (см., например, книгу «Ключи к осознанности»). Поэтому, если вы замечаете, что вашей мотивации не хватает, — смотрите на свою цель, на желание её достижения, желательно, ежедневно, и работайте с теми желаниями, которые сильнее вашего желания продвижения на Пути.

Здесь необходимо также отметить, что усилия по осознанию себя не противоречат ничему в вашей жизни. То есть вы можете прикладывать усилия по осознанности — насколько это у вас получается — занимаясь любой внешней деятельностью, общаясь ли с людьми, выполняя какую-то работу или удовлетворяя те или иные желания, а также в любом эмоциональном состоянии. Если осознанность — важнее всего остального, для неё всегда найдётся место. Поначалу может казаться, что на какие-то занятия с параллельными усилиями по осознанию себя перестаёт хватать энергии, но это быстро преодолевается, когда вы начинаете различать осознанность и концентрацию, а также понимать, что без отождествления любые действия становятся только более эффективными. То же и с эмоциональными и различными помрачёнными состояниями — если вам хочется отождествиться, если сладость желания, жаления себя или обиды слишком велика, то вы будете выпадать в бессознательное состояние; если же вы сохраняете усилия по разотождествлению, в вас всегда будет оставаться, пусть небольшой, островок свободного внимания.

Разделение внимания

Начинать необходимо с усилий по разделению внимания в повседневной жизни. Разделение внимания — это присутствие неотождествлённого внимания одновременно во внутреннем и во внешнем. Отождествлённое внимание сливается с объектом, на который направлено, неотождествлённое внимание — внимание наблюдающее, когда между объектом и, так сказать, субъектом восприятия появляется некоторое расстояние. В первом случае вся энергия внимания направлена на питание процесса, с которым оно отождествлено, во втором — часть энергии внимания направлена также на осознание, наблюдение этого процесса.

Для того чтобы уловить сам навык разделения внимания, а также в качестве отдельной практики по развитию осознанности, можно использовать технику муракабы, суть которой в том, чтобы, сидя с ровной спиной и закрытыми глазами, удерживать часть внимания внутри, а часть — снаружи. Поначалу лучше всего удерживать половину внимания на внутренних ощущениях — в первую очередь, ощущениях физического тела, а вторую половину выводить наружу — на ощущение ближайшего к себе пространства. Поначалу с ощущением внешнего могут возникать проблемы, поэтому можно пробовать начинать с простых внешних ощущений: на поверхности кожи от соприкосновения с одеждой, ощущение движения воздуха вокруг и т. д. Постепенно, с утончением восприятия, станут доступны для осознания как более разнообразные внешние объекты: энергия места, в котором выполняется практика, Божественное Присутствие и другие энергии, так и внутренние: широкий спектр ощущений физического тела, внутренние эфирные ощущения — в центрах, внутреннего пространства, различные уровни ума и пр. Но для начала более чем достаточно обращать часть внимания на ощущения внутри физического тела — мышц, тока крови, дыхания и т. д. — охватывая вниманием все ощущения, которые попадают в поле внимания, целиком, а вторую часть внимания направлять на ощущения снаружи тела.

У начинающих зачастую получается только перемещать внимание внутрь-наружу от ощущения к ощущению, но постепенно, если вы будете настойчивы, поймёте, как можно удерживать внимание на различных ощущениях одновременно. Это усилие похоже на то, которое вы можете приложить, если направите расфокусированный взгляд на два внешних объекта одновременно, только в этом случае ваше внимание не выходит за пределы ума и, так сказать, зазор между наблюдаемым оказывается очень мал, в то время как наблюдение ощущений разного характера приводит ваш ум в состояние постоянного усилия по направлению внимания в два различных канала одновременно.

Всем начинающим я рекомендовал бы выполнять практику муракабы ежедневно, по 20-30 минут, параллельно с другими практиками. Лучше всего практиковать муракабу утром, это будет давать своего рода точку отсчёта и задавать тон усилиям в течение последующего дня. Муракабу хорошо начинать с осознания тела по частям — когда вы последовательно направляете внимание в левую/правую ногу, затем левую/правую руку, другую ногу и руку, нижнюю и верхнюю половину туловища, шею и плечи и, наконец, голову и лицо. После этого вы можете пробовать выводить внимание в тело целиком, посидеть так какое-то время, а затем разделять внимание пополам и переводить его половину во внешние ощущения.

После того, как навык разделения внимания освоен, необходимо начинать использовать его, по мере сил, в течение всего дня.

Какие здесь есть аспекты.

Внутреннее и внешнее

В муракабе вы разделяли внимание между внутренними и внешними ощущениями, в повседневной жизни вам зачастую придётся прикладывать усилия в процессе какой-либо деятельности, поэтому внешней точкой приложения внимания станет то, что вы делаете в данный момент, — например, читаете этот текст, а часть внимания, направленная внутрь, может оставаться на дыхании, ощущениях тела в целом (насколько это получается) или какой-то его части. Проще всего поначалу направлять часть внимания на ту часть тела, которая задействована в процессе, — например, вы печатаете письмо, и часть вашего внимания обращена наружу — на процесс формулирования смысла и ввода текста, а часть, направленная внутрь, может быть обращена на ощущения в руках, набирающих текст. Или в разговоре — частью внимания вы следите за беседой, а вторая часть направлена на лицо и мимику.

Многие люди допускают ошибку, направляя при невысоком уровне осознанности «внутреннюю» часть внимания на мыслительные процессы. Такие усилия бесполезны, поскольку внимание большую часть времени отождествлено именно с умом, и такая «осознанность» будет подменяться анализом, «ясностью ума» и тому подобными явлениями, отождествление будет случаться регулярно (вероятнее всего — при каждом переключении ума на новую цепочку ассоциаций), а уровень осознанности не будет расти, потому что внимание будет оставаться в привычном канале — канале ума, вывести его из которого в этом порочном круге не хватит силы внимания.

Осознание физического тела — единственный правильный подход «на каждый день», если, конечно, вы не имеете возможности медитировать по восемь и более часов ежедневно, сидя в монастыре или пещере. Ощущения — относительно постоянны, легко доступны к наблюдению, и удерживать на них внимание проще всего. Разделение внимания между ощущениями и тем или иным внешним занятием — создаёт поначалу достаточный «зазор», заставляя ум использовать весь доступный ему объём внимания, что только и может привести к постепенному росту осознанности. Ощущения физического тела служат хорошим индикатором процессов во всех других телах — любая эмоция или реакция ума проявляется в ощущениях, и при достаточной чуткости легко пройти по цепочке от ощущения к его источнику. Кроме того, перевод внимания в ощущения «обесточивает» ум, снижая его непродуктивную активность и уменьшая отождествление с ним, что тоже сказывается на росте осознанности самым положительным образом.

Удерживание внимания

Важной частью навыка разделения внимания является способность непрерывно удерживать внимание на тех или иных объектах.

Поначалу внимание всегда «скачет»: как от внутреннего к внешнему и обратно при недостаточно развитом навыке разделения внимания, так и между внутренними объектами (например, от одного ощущения — к другому). Проблема «скачущего внимания» в том, что оставаться долго в неотождествлении не получится — оно будет легко идти за наиболее сильным раздражителем: появлением чего-то интересного снаружи, «заряженной» ассоциацией или воспоминанием, возникшей эмоцией и т. п. В итоге вы регулярно будете обнаруживать себя увлечённо смотрящим телевизор, размышляющим о какой-то проблеме и, в лучшем случае, посреди подавления или бессознательного выражения той или иной эмоции, а то и спустя какое-то время.

Поэтому одним из аспектов правильного приложения усилий является развитие способности удерживать внимание на чём-либо непрерывно — поначалу, опять же, в ощущениях тела. Если вы решили наблюдать ощущения в теле целиком, в отдельной его области или дыхание — старайтесь, чтобы внимание оставалось в них постоянно, не отвлекаясь полностью на ассоциации или действия. У непрерывно удерживаемого внимания совсем другой «вкус», и оно позволяет постепенно научиться замечать те моменты, когда отождествление с чем-то только начинается: это похоже на то, как если бы внутри вас текла спокойная река, но вот она мелеет, и вы можете увидеть «ручей», который начинает от неё отделяется, а также то, куда он течёт. Понятно, что в случае быстроразвивающейся доминанты или внезапного отвлечения это дело секунд или мгновений, но уловить переключение ума, начинающего «перекачивать» внимание в новом направлении, при должном навыке не так уж сложно.

Благодаря тому же навыку возникает осознание переходов во внутренних состояниях. Удерживая внимание в ощущениях, вы наблюдаете в режиме реального времени изменения ощущений в теле при движениях, проявлении эмоций или реакций ума, а впоследствии — изменение состояния энергий в эфирном теле и направления развития ассоциаций в уме.

Вылеты

Поначалу вы будете «вылетать», то есть просто забывать в какой-то момент, что решили осознавать себя. И это будет происходить постоянно. Данный факт нужно просто принять, никакие самобичевания в этом деле не помогут, и только усугубят внутреннюю ситуацию, добавив к уже имеющимся проблемам гнев, печаль и все остальные эмоции, связанные с неудовлетворённым желанием как можно дольше оставаться в осознанном состоянии. Поначалу постоянно осознавать себя невозможно, и хотеть этого бесполезно, поэтому в практике осознанности имеет смысл переводить внимание с цели на процесс, просто возвращаясь к осознанию себя, как только вы о нём вспомнили, и оставаясь в присутствии так долго, как это получается. Регулярное возвращение к осознанию себя со временем создаст соответствующую установку в вашем уме, и вы заметите, что начинаете вспоминать об осознанности всё чаще, а бессознательные состояния станут сопровождаться некоторым дискомфортом, как будто вы забыли что-то важное. Использовать «будильники» (записки, напоминания в смартфоне и т. д.) — бесполезно: ум ко всему привыкает очень быстро, а такого рода подпорки только затруднят формирование установки на осознание.

Доминанты

Все наши состояния условно можно разделить на состояния без внутренней доминанты и состояния с той или иной доминантой.

В состояниях без внутренней доминанты отсутствует активно проявленная эмоция, желание, чувство или реакция ума. Вы находитесь в таких состояниях, когда спокойны, например, сидите без дела, идёте, едете в транспорте или заняты привычной активностью (скажем, едите или совершаете механическую работу).

В состоянии с доминантой проявлена та или иная активная внутренняя энергия: сильное ощущение, эмоция или желание интенсивности выше средней, активный мыслительный процесс. В таких состояниях существенная часть внимания начинает поглощаться этой энергией.

Усилия по осознанности в состояниях с доминантой и без доминанты будут отличаться: в первом случае вы можете разделять внимание стандартным, описанным выше способом, во втором — эффективного разделения внимания поначалу достигать не получится, и оптимальнее всего будет, по возможности, направлять всё доступное внимание на наблюдение появившейся доминанты и неотождествление с ней. Если при этом требуется какая-то внешняя активность, то часть внимания вы направляете на текущую доминанту, часть — на внешнюю активность (например, наблюдаете беспокойство и работаете за компьютером; те же ощущения тела при этом можно оставить в покое, если на их осознание не хватает внимания), это тоже форма разделения внимания. Если те или иные доминанты возникают во время практики муракабы, следует также переводить на них часть внимания, а если они настойчивы — выходить из разделения внимания и начинать целенаправленно наблюдать только их, при необходимости — начиная выражать.

С ростом уровня осознанности проблем с тем, чтобы осознавать и возникшую, например, эмоцию — в эфирном теле, и ощущения в физическом теле, связанные с ней и не связанные, и сопутствующие процессы в уме, а также одновременно уделять часть внимания внешней активности, не будет, но поначалу многие искатели, особенно люди ума, привыкшие к контролю всего и вся, начинают привычно подавлять внутренние проявления, стремясь сохранить ясность ума и направляя внимание в ноги вместо того, чтобы посмотреть на свой гнев (справедливости ради нужно сказать, что люди чувств в такой ситуации скорее отождествятся с возникшим гневом, забыв обо всём). Об этой и других возможных ошибках в практике осознанности мы поговорим ниже.

С ростом уровня бытия искателя внутренних доминант становится всё меньше, да и то, что проявляется, так сказать, в меньшей степени доминирует.

Ошибки

«Ясность ума»

Ясность ума — это состояние, в котором сохраняется контроль над первом слоем ума и возможно поддерживать последовательное течение мыслей, сосредотачиваться на той или иной задаче и т. д. Конечно, последовательным такое течение мыслей только кажется, поскольку цепочки «медленных» ассоциаций в первом слое ума запускаются толчками из второго слоя ума, в котором текут «быстрые» ассоциации, и направление работы первого слоя ума меняется, как ни пытайся его контролировать, — ведь сама способность к контролю также относится к функциям первого слоя, второй слой ему неподвластен. Поэтому даже когда вы очень сконцентрированы на решении какой-то задачи, ум будет скорее «крутиться» вокруг неё, заходя на разные аспекты и время от времени отвлекаясь на посторонние мысли.

Тем не менее пресловутая ясность ума очень любима многими людьми, особенно, что неудивительно, людьми ума, поскольку только в состоянии этой «ясности» можно сохранять полноценный контроль над собой. Поскольку осознанное состояние позволяет увидеть гораздо больше внутренних процессов, привыкший к контролю искатель тут же бросается их утихомиривать. Многие начинающие в этот момент жалуются, что их состояние день ото дня становится только хуже. Им кажется, что чем «тише» внутри, тем лучше они могут себя осознавать, и здесь они допускают роковую ошибку, начиная расчищать внутри себя «островок безопасности», внутри которого они как бы себя осознают, а все внутренние проявления, «мешающие» осознанности (упомянутые выше доминанты), — отметают (подавляют), потому что их, само собой, осознавать сложнее, чем не затронутые ничем состояния. Такой подход со временем заводит искателя в тупик, из которого весьма сложно выбраться, потому что скомпенсированное состояние создаёт иллюзию того, что более-менее осознанное состояние достигнуто, а работать больше, в принципе, не с чем (разве что над ещё большим контролем, чтобы нехорошие эмоции и мысли не беспокоили). При этом количество подавленного растёт, бессознательность усиливается, а срывы в неконтролируемые приступы страха, беспокойства, печали и различные помрачённые состояния происходят регулярно (внутреннее пространство велико, но не бесконечно, и время от времени ему «физически» нужно освобождаться от того, что в нём копится). Впрочем, с последним также можно более-менее справиться, создав себе комфортные условия существования и сведя общение с людьми к минимуму.

Из состояния внутреннего комфорта выходить сложно, и многим также сложно понять, что работа с так не любимыми ими состояниями — единственный путь к тому, чтобы начать идти внутрь, то есть начать осознавать физическое тело (заблокированное напряжениями, связанными с подавленностями), эфирное тело (с накопленными подавленными эмоциями), а также, впоследствии, тело ума (который также наполнен подавленными желаниями, идеями, бессознательными установками, травмирующими воспоминаниями и напряжением, связанным с ними). Без работы над очищением невозможна трансформация, и каждому искателю, привыкшему к контролю, приходится делать выбор между комфортом и возможностью продвижения на Пути.

Тому, кто привык к поддержанию ясности ума, нужно учиться переводить внимание в ощущения, выводя внимание из ума и обесточивая его активность, что упорядоченную, что беспорядочную, — в этом случае всё происходит без контроля и подавления. Акцент на осознании ощущений, помимо этого, постепенно уменьшает значимость ума и его состояний в жизни искателя, что вкупе с ростом осознанности делает поддержание какой бы то ни было «ясности» бессмысленным.

Концентрация

Привычка к концентрации также тянется за каждым из нас с самого детства. Ребёнок в плане возможности управления вниманием подобен животному: его внимание отождествляется с текущей доминантой и питает её, пока через какое-то время не переключается на следующую. Поэтому, когда ребёнка начинают приучать заниматься какой-то целенаправленной деятельностью — его учат концентрироваться на ней, чтобы он мог удерживать своё внимание на чём-то одном, отвлекаясь на время от своих многочисленных желаний. Мотивацией при этом является страх — наказания со стороны родителей и воспитателей — и желание — как правило, чего-то, совсем с этой деятельностью не связанного (сделаешь уроки — пойдёшь играть). Навык концентрации постепенно механически закрепляется, и тот, кто смог получить среднее образование, непременно обладает им в большей или меньшей степени.

В широком смысле, конечно, можно сказать, что любое в той или иной степени суженное внимание является формой концентрации, но мы будем понимать под концентрацией существенное сужение внимания — когда на тот или иной внутренний или внешний объект направляется всё или почти всё доступное нам в данный момент внимание.

Чем же концентрация отличается от осознанности? Во-первых, тем, что осознанность требует неотождествлённого внимания, а концентрация в её обычном виде предполагает отождествление — как правило, с какой-то внешней деятельностью или объектом. Во-вторых, осознанность предполагает рассеянное внимание — её можно сравнить с лампочкой, которая светит во все стороны, в то время как концентрация — скорее, фонарик, имеющий узкий луч света. Наконец, с целью работы над осознанностью практикуется разделённое внимание, а концентрация никакого разделения не требует.

Привычка к концентрации на внешнем приводит к тому, что вы теряете способность к разделению внимания, как только приступаете к выполнению той или иной задачи. Внимание, по давно проторенной в уме тропе, легко устремляется наружу, и любые попытки перевести часть внимания внутрь ум встречает с сопротивлением. Чем важнее кажется выполняемая задача, тем сложнее будет «оторвать» от неё хотя бы часть внимания, и тем чаще вы будете соскальзывать в отождествление с действием в момент её выполнения. Как и любая привычка, привычка к концентрации преодолевается постоянным уходом от привычного шаблона — и чем больше будет ваше стремление уходить от концентрации на выполняемом действии и переводить часть внимания в ощущения, тем легче это будет получаться, пока, наконец, не будет сформирована новая привычка — постоянного разделения внимания.

Концентрация на внутреннем, как правило, является следствием той или иной идеи — например, что крайне полезно постоянно направлять внимание в тот или иной энергетический центр. При этом подходе другие внутренние ощущения отходят на второй план и игнорируются умом, а необычные ощущения, которые могут возникать в центрах при переконцентрации, создают иллюзию духовного продвижения и всё больше мотивируют незадачливого искателя накачивать вниманием ту или иную область в теле (или эфирном теле). Иногда такая концентрация может использоваться в целях компенсации — например, когда искатель борется со страхом или гневом, переводя внимание в сердечный или седьмой центр. Ослабление эмоции при этом может восприниматься как некая трансформация, хотя объяснение гораздо проще: на что бы вы ни переводили внимание, уводя его от проблемы, проблеме его достанется меньше, а переключение ума на не имеющее отношения к проблеме действие довершит ваше бегство; это подобно тому, как в приступах гнева некоторые считают до десяти, чтобы успокоиться. Внутренняя концентрация преодолевается обнаружением идеи, которая вас на неё толкает, и пониманием того, что только рассеянное внимание позволяет присутствовать, по мере сил, во всех процессах, которые происходят внутри: замечать изменения состояний, моменты подавления, видеть свои проблемы и работать с ними; наконец, только рассеянное внимание приводит к росту осознанности, потому что никакая концентрация не задействует весь доступный вам объём внимания и не создаёт ни необходимости, ни трения для его дальнейшего роста.

С ростом уровня осознанности концентрация начинает терять смысл, поскольку при большом объёме внимания его при всём желании не получится полностью сконцентрировать на каком-то действии или ощущении. Говорят, что после достижения полной осознанности невозможно даже частичное перераспределение внимания, потому что оно и так присутствует в каждой точке внутри в максимально возможной полноте.

Остановка

Как правило, эту ошибку совершают те, кто уже развил в себе определённый уровень осознанности. Поскольку в практике осознанности задачей номер один для любого искателя является достижение устойчивого разделения внимания в течение всего дня, то когда способность к разделению внимания удаётся развить до того уровня, на котором полное отождествление с чем-либо становится невозможным, а определённое количество свободного внимания присутствует внутри постоянно, некоторые люди вполне удовлетворяются достигнутым, продолжая привычные усилия (которые уже даются гораздо легче) и не задумываясь о том, что уровень осознанности определяется не только и не столько стабильностью разделения внимания, но и его объёмом. Предположим, вы можете осознавать себя постоянно. Но что вы можете осознавать от момента к моменту, какой объём внутренних процессов может находиться в сфере вашего внимания и какая их глубина вам доступна?

Не все понимают этот аспект работы над осознанностью, и часто, начав, так сказать, за здравие, через несколько лет практики заканчивают за упокой — в прямом смысле, успокаиваясь и не двигаясь дальше. Можете осознавать тело целиком? Прекрасно, старайтесь также обращать часть внимания на эфирное тело, на мыслительные процессы. Замечайте моменты, когда объём вашего внимания, направленного внутрь, снижается — во время повышенной внешней активности или проявления внутренних доминант — и прилагайте в эти моменты дополнительные усилия. Работайте со своими проблемами, с теми эмоциями, желаниями, состояниями ума, которые поглощают ваше внимание и не дают продвинуться дальше внутрь себя. Даже при полном осознании тела в нём остаются зажатые области, в которых вы не можете ощутить ничего кроме напряжения, что уж и говорить об эфирном теле или теле ума. Ещё раз — только задействуя полный объём имеющегося внимания вы ставите себя на ту грань, которую однажды, при очередном скачке уровня осознанности, сможете перешагнуть; это подобно тому, как при малом объёме мышечной массы упражнения с весом и пять килограмм будут давать результат, но через какое-то время и пятнадцати будет хватать только для того, чтобы «поддерживать себя в форме» — за тем исключением, правда, что однажды достигнутый, ставший вашим базовым, уровень осознанности остаётся с вами уже навсегда.

Как говорится, болезней — тысяча, а здоровье — одно, поэтому перечислить все возможные ошибки, которые можно допустить в практике осознанности, невозможно. О некоторых других возможных ошибках Мастер пишет в главе «Осознание идиотов» («Путь преображения: мистический опыт»).

Рост осознанности

При правильной работе над собой уровень вашей осознанности постепенно будет расти. Как я уже упомянул, существует два, так сказать, базовых параметра, определяющих этот уровень.

Во-первых, это способность ума разделять внимание. Этот навык ничем не отличается от других навыков, которые может приобрести ум: счёта, восприятия информации и формулирования, пространственного воображения, визуализации и т. д. Поначалу вы нащупываете этот навык, затем планомерно применяете его, пока он не станет для вас привычным; наконец, в какой-то момент разделение внимания становится постоянным, и вы уже не можете полностью «вылететь» в отождествление. Со временем разделение внимания теряет смысл, когда по достижении определённого объёма внимания внутренняя и внешняя его части сливаются воедино — с этого момента точнее говорить о «сфере» внимания. Суть усилий по удержанию внимания остаётся той же, но несколько меняется их характер, потому что в «сферическое» внимание попадает больше объектов, и если поначалу вы просто вылетали в отождествление с внешним или внутренним, то при развитом навыке разделения внимания происходит, скорее, сужение его сферы: например, ощущения в теле продолжают оставаться в поле внимания, но осознаются как бы боковым зрением, размытым пятном, или вы теряете из вида ту часть ума, которую обычно можете наблюдать, при этом вполне оставаясь в ощущениях тела, и так далее. То есть, грубо говоря, уменьшается количество объектов, попадающих в сферу внимания, при том, что в целом вы остаётесь «в сознании». Удержание в сфере внимания внешних объектов также играет роль, речь при этом, конечно, идёт не о физических объектах (хотя и их в поле внимания начинает попадать больше), а о восприятии состояния окружающих людей, адекватном понимании внешней ситуации, «чувстве момента», а также восприятии различных энергий, в которые я не буду углубляться. На этом этапе важно понять, что сужение внимания при развитом навыке разделения внимания равносильно полному отождествлению с чем-либо при неразвитом — не по качеству состояния, но по качеству усилий, которые необходимо прилагать для использования всего доступного объёма внимания.

Во-вторых, это сам объём доступного вам внимания. Он зависит от ширины канала внимания, связывающего ваше индивидуальное Сознание с низшими телами. В процессе работы над осознанностью канал внимания расширяется скачками: просто в какой-то момент вы начинаете понимать, что количество доступного вам внимания увеличилось и удерживать его на привычных объектах стало легче. Одновременно с этим в поле внимания начинает попадать что-то новое: дополнительные ощущения, например. Важно подчеркнуть, что такие скачки, как правило, происходят не очень часто, при интенсивной работе над собой, возможно, три-четыре раза в год. Однажды расширившись, канал внимания не может сузиться обратно. Если подобное происходит — значит, рост осознанности не был связан с расширением канала внимания, и вы обязаны ему каким-то другим причинам: например, более энергетически насыщенному, чем обычно, состоянию в какой-то период, благодаря импульсу внешней энергии или просто после хорошего отдыха; отработке какой-то мучившей вас проблемы, благодаря чему она перестаёт оттягивать на себя часть вашего внимания, и так далее.

Способность к разделению внимания (или, впоследствии, удержания определённой «сферы внимания») приводит к росту доступного объёма внимания — фактически этот навык позволяет использовать внимание по назначению, не кормя его энергией различные помрачения, а переводя его на осознание и неотождествление. В свою очередь, рост объёма внимания даёт новые возможности для разделения внимания, позволяя осознавать всё больше и больше, прикладывая при этом всё меньше усилий к удерживанию внимания разделённым.

С ростом осознанности увеличивается ваша способность работать со своими состояниями. Здесь помогает как прямое воздействие энергии сознания — которая, как известно, рассеивает все низшие энергии, но только усиливает проявление и возможность усвоения высших — так и то видение, которое даёт высокий уровень осознанности, позволяя открывать корни проблем и решать их окончательно, а не бесконечно бороться со следствиями. Отработка внутренних проблем, в свою очередь, даёт возможность осознанности расти и дальше: отсекая процессы, поглощающие ваше внимание, увеличивая объём свободного внутреннего пространства, в котором оно может проявиться, и т. д. Но этот аспект мы рассмотрим в другой статье.

Говорят, что рост осознанности не бесконечен — и когда канал внимания достигает определённой «ширины», по нему «спускается» индивидуальное Сознание человека, достигая своего максимального проявления. Но и до этого момента осознанность открывает вам самого себя — дверь за дверью, чтобы однажды распахнуть двери Господу, связи с Ним и Его Бесконечности.