Данные тезисы написаны на фоне моей текущей работы с эго. Часть материала - это мой собственный опыт и понимание, те ключи, которые я нашел очень полезными для своей индивидуальной работы. Другая часть отражена в книгах и лекциях Мастера, однако, как показывает практика, она стоит многократного повторения.
Сразу поделюсь одним соображением. Работе с эго уделяется мало внимания. Люди, обучающиеся в Школе, проходя положенные практики, в последующем старательно избегают этой темы, так как последняя чрезвычайно болезненная и затрагивает их, по сути, эгоистические интересы, удовлетворению которых (если вдуматься) и посвящена львиная доля тех усилий, которые они тратят на начальных стадиях Пути.
Итак, что такое эго? Эго (личность) – это часть ума, главная функция которой – коммуникация с другими людьми. Ум, в свою очередь, – часть сущности, которая есть совокупность трех тел (физического, эфирного и тела ума) со всеми задатками, которыми наделил их Господь. Для наглядности продублируем это на картинке:
Очень удобно личность представить в виде перчатки, которая надета на сущность, обрамляет ее, повторяет ее контуры, но сущностью не является. К этому образу, который предложил Мастер, я буду постоянно возвращаться.
А. Начать работу с эго удобно с избавления от субличностей. В этом делании мы отслеживаем то, как мы проявляем себя в общении с другими. А проявляем мы себя с разными людьми по-разному, так как стараемся создать для себя максимально комфортные условия существования, поэтому в разных компаниях стремимся «подстроиться», стать «своими». На руку нашей сущности сейчас надето сразу много перчаток, самых разных цветов и форм. Поняв это, перестаем преследовать этот своекорыстный интерес комфорта и стараемся собрать свои проявления воедино (для этого в школе есть свои практики), то есть снимаем перчатки одну за другой, оставляя единственную перчатку. Что важно, так это не останавливать процесс «сборки» после окончания практики, в силу того, что за 3-4 недели даже плотной работы такую операцию полностью не проведешь.
Б. Когда личность более-менее собрана воедино, можно заметить один любопытный феномен – то, что в итоге обнажилось, предстает перед нами в образе ребенка. Выходят наружу все наши инфантильные, незрелые реакции, детские желания и чаяния, включая страх перед родительским наказанием и надежду на похвалу. Что перед нами? Незрелая сущность, которая не успела расправить плечи, как на нее уже надели ворох ненужных ей перчаток. Кто надел? Общественные институты – семья, друзья и ближайшее окружение, дошкольные учреждения и школа, ВУЗ и т.п. Сняв перчатки, мы находим заморыша, которому предстоит вырасти.
В. Когда внутренний ребенок найден, необходимо приложить усилия по взращиваю своей сущности. Во многих традиционных суфийских орденах было крайне желательно, чтобы мюрид (ученик) был реализован в миру. Это было необходимо для того, чтобы на Путь вступал не ребенок, а все-таки взрослый человек. Не по возрасту, а по сути. У нас в Школе этого требования нет, рост сущности происходит в процессе обучения. Что значит рост сущности? Это развитие врожденного потенциала человека, которое может быть ассоциировано с обретением призвания, раскрытием определенного таланта, например, музыканта, живописца, целителя; это может быть просто принятие своей мирской работы, а ведь многие (как в свое время и я сам) не принимают ее, не понимая, как именно им проявить себя в ней.
Рост сущности можно уподобить росту руки, на которую надета обсуждаемая здесь перчатка эго. А раз так, увеличивается и последняя. Эго в прямом смысле раздувает от собственной значимости, от осознания собственной цельности и могущества: «Теперь то Я реализованный человек!» И это происходит у всех, и у мужчин, и у женщин (крайне ошибочно думать, что эго женщин слабее, оно просто чуть другое, чем у мужчин, ввиду разного бэкграунда).
То есть, подчеркну, что наряду с позитивными моментами в росте сущности есть и негативные стороны – рост эго.
Г. Поняв это (а это неимоверно сложно, поверьте), можно приступить наконец к настоящей работе с эго. Почему только сейчас? Потому что сейчас некому в вас больше расти, многие детские реакции отработаны, вы принимаете ответственность за себя и иногда за других, перчатка приняла свой законченный размер.
Д. Что делать? Как работать с эго? Для этого есть 4 инструмента, каждый из которых до крайней степени нуждается в развитом навыке осознания себя (без него не выйдет ровным счетом ничего):
- Принятие факта что я сам не есть мое эго. Между мной и эго может быть прослойка, я могу быть не отождествлен с эго
- Работа с своими реакциями в общении с людьми. Нужно принять, что первая реакция в разговоре всегда от эго.
- Поскольку эго имеет свою частоту вибрации, это энергия, как и все остальное в нас, то можно подойти к работе с ним с точки зрения «смотрения». Это похоже на работу с ярким желанием, смотря на которое, можно его рассеять. Если найти ту энергию, которая ассоциирована с я, то можно смотреть на нее, и она будет меняться и очень значительно. Особенно это удобно делать, если эго задето.
- Если вы чувствуете потоки свыше, то это может стать еще одним незаменимым инструментом. Любой такой поток – это канал, связывающий вас с Богом здесь и сейчас. Как и любой канал, он может работать как на прием, так и на отдачу. Если мы чувствуем энергию эго, то можно сбрасывать эту энергию в открывшийся канал. Здесь можно использовать специальные Имена, такие, как Милостивый и Отбирающий, а можно и воспользоваться любым потоком, главное иметь намерение позволить Господу убрать ту преграду, которая отделяет Его от нас.
Е. Если еще раз вернуться к образу перчатки, то можно понять, что перчатка – это своеобразный буфер, который отделяет нас самих от Реальности. Какова конечная цель работы с эго? Сделать так, чтобы между перчаткой и рукой оставался значительный зазор. По сути, вытащить руку из перчатки.