Духовная жизнь и жизнь в миру – это две разные жизни, как ни крути.

Рождаясь, пребывая в кругу семьи и друзей, школы, ВУЗа и тому подобных организаций, человек видит вокруг себя определенный шаблон жизни, который представляется ему незыблемым. Вступая на Путь, он открывает для себя иной пласт бытия, столь необычный, что поначалу человек не воспринимает его как нечто самостоятельное, скорее, это похоже на удивительное развлечение в рамках привычного шаблона. Может быть, самое адекватное сравнение здесь – это поездка в диковинную страну со своим укладом: да, вроде бы я приехал и вижу, что люди тут живут по-своему, чрезвычайно интересно, но мне-то самому нужно возвращаться домой через две недели, отведенные мне на отпуск строгим начальником.

Работая на двух работах и наблюдая за своими коллегами, которые были в таком же положении, как и я, я заметил, что восприятие одной из работ кардинально отличалось. Так, все мы воспринимали одну работу основной, а вторую второстепенной. И, соответственно, на первой выкладывались, а ко второй относились по меньшей мере несерьезно, стараясь сократить усилия здесь до возможного минимума.

Точно так же и в области мирское-духовное. Поначалу сколько ни тверди себе, что духовное для тебя – важная, а может быть, даже и главная составляющая жизни, все равно она остается только той самой работой по совместительству, и это в лучшем случае.

Здесь и недоверие Богу (Бог не может обеспечить реализацию знакомого шаблона жизни, можно полагаться только на себя), и желание сохранить свое я, свое имущество, чтобы «войти в рай» со всеми своими верблюдами. Человек не впускает Бога, не вкладывается в упражнения, зикры и молитвы, не видит свою жизнь в рамках служения Ему, но посвящает львиную долю своего свободного от мирской работы времени поиску удовольствий и развлечений.

Эта «двойная жизнь» порождает массу проблем, на первое место среди которых выходит пустая трата энергии. Разделение собственного бытия порождает беспокойство, а следовательно, постоянную фоновую потерю энергии, которая не дает возможность эффективно двигаться по Пути.

Перелом наступает после «темной ночи души», когда «вдохновленный нафс» претерпевает коренные изменения и человек вступает на новую стоянку «умиротворенного я». Он теряет внешнюю мотивацию, привычный шаблон жизни начинает рушиться, мирская работа кажется абсолютно неважной и бессмысленной. Все это приводит к тому, что человек не может действовать. Вообще. То есть постоянный фоновый дисбаланс входит в пиковую фазу и заставляет человека остановиться и посмотреть на то, что с ним происходит. И это крайне позитивный момент, это начало пробуждения, и здесь есть некоторые важные моменты, которые нужно упомянуть. Важно понимать, что человек в подавляющем большинстве случаев привык цепляться за привычное и уже известное. Любое новое состояние кажется ему пугающим, крайне дискомфортным, а потому возникает желание вернуться к старому и привычному. Человек торопится определиться с внешней стороной, а тут бы, по словам Мастера, надо выждать, пока перемены вызреют, и не спешить с резкими движениями; терпение и настойчивость – вот два единственных лекарства, которые могут помочь. Человек должен принять все то, что с ним происходит и дождаться открытия новых горизонтов.

Если этого не сделать, то велика вероятность впасть в заблуждение, например, наделить мирскую работу самостоятельной ценностью и внутренним оправданием. Во время перехода к «умиротворенному нафсу» сердечные позывы впервые начинают иметь существенное значение, при этом восприятие мира и мирской работы может измениться. Кажется, что ты вот, принял её целиком, ты можешь вкладываться во внешнюю работу без остатка, и сердце вроде бы говорит тебе, что то, что ты делаешь, необходимо, а значит, оправдано чуть ли не самим Творцом. Но это не так.

Я сам попал в такую ловушку, и по прошествии некоторого времени с «темной ночи» обнаружил, что смысла в мирской работе как не было, так и нет, мотивация к действию вновь напрочь отсутствует, а то, что я смог действовать эффективно после первого кризиса, было связано с общей волной пробуждения и внутренней перестройки.

Как работать без цели? Я невольно задался вопросом – неужели действие самоценно (снова попытка ума как-то все упорядочить, взять меня под уздцы и привести к понятному ответу-самооправданию)? Мучения накрыли меня с новой силой, и я получил свой ответ. Звучал он примерно так: «Путь должен стать единственной работой. Он должен стать твоим. Не Путем Мастера, не Путем Школы, а твоим собственным. Твоей Зоной Ответственности».

Здесь нужно заметить, что я пишу не об отказе от Мастера и Школы, наоборот, только Мастер в рамках Школы и может вести по Пути, здесь я имею ввиду процесс трансформации, когда человек из пусть и невольного потребителя превращается в ответственного соратника и друга.

В этот момент я получил свое тихое просветление, как я его назвал. Я сидел на скамеечке в парке, время остановилось, люди вдруг стали маленькими островами-самолетиками, летящими по маршруту единого Узора, меня накрыла волна Благодати. Я понял, что балласт диссоциативного восприятия упал, я обрел новую, совершенно очевидную цель, вышел на новый уровень бытия и поступил на новую работу. Да-да, именно так, поступил на новую работу. Если раньше духовный Путь для меня был той самой работой «на полставки», а моей настоящей жизнью был привычный с детства шаблон, то сейчас все перевернулось с ног на голову, я стал тем, кем и должен был стать, получил работу мечты – мой Путь к Богу, на котором обычная мирская работа стала просто упражнением.

 

Существует много историй о суфиях-ремесленниках, ткачах, чеканщиках, которые делали свою работу с куда большей тщательностью, чем это требовалось в обычных условиях. Это было связано с процессом, который я описываю. Работа становилась для них не средством к существованию, но упражнением, которое необходимо выполнить. А как известно, результат в упражнении может прийти, только если ты не «отбываешь номер», а вкладываешься по полной.

На фоне этой трансформации произошло еще кое-то важное. Я лишился важной части своего эго. Той части, которая хотела, реально хотела реализации в этом мире. В какой-то момент я понял, что самое мое страстное желание – это желание славы, чтобы люди меня признали, чтобы чувствовали, что рядом с ними по-настоящему великий человек. Так вот, это желание ушло. Часть меня ушла вместе с этим желанием.

В заключение мне бы хотелось поговорить еще об одной важной вещи, напрямую связанной с тем, что я описываю. Это весьма часто возникающий вопрос (в том числе и среди учеников Школы «Восходящий Поток») о том, есть ли какая-то деятельность, которая поможет совместить мирское и духовное? Здесь для примера я размещу один такой реальный вопрос:

«… было явное чувство, что я вообще не понимаю, что происходит. Наверное, это связано с полученным импульсом. … мне стало понятно, что у меня изменилась позиция относительно жизни, как будто пропали какие-то ожидания и представления касательно мира и моего места в нем. Я понял, что на их место должно встать что-то другое, но вот что именно – непонятно. Как будто есть запал на действие, но конкретной цели в мирском плане я не вижу, может, не хватает информации, и я боюсь ошибиться. В работе духовной я, наоборот, стал более усерден, чувствую, что сильнее вкладываюсь в практики и четче ощущаю потребность.

Мне нравится психология, и она вроде как ближе к духовной работе, нежели другие сферы, с другой стороны, она не особо перспективна в финансовом аспекте. Если эта сфера мне близка, и я начну к ней двигаться, ставя основной задачей поиск, это все еще разделение мирского и духовного или правильное действие в сторону гармоничного развития?»

В этом вопросе, в первой его части, явно прослеживаются первые симптомы трансформации, первые предвестники «темной ночи души», отсюда это непонимание, отсутствие мотивации, разочарованность в мирском, отсюда же и желание все скорее разрешить, найдя выход в смене деятельности.

Из всего, что я написал выше, следует, что смена деятельности не поможет. Нужно в явном виде перешагнуть через шаблон обычной жизни и оказаться «по ту сторону». Однако ответ, чем именно заниматься в жизни, можно расширить. Скажем так: вы можете заниматься чем угодно, но умения, которые у вас уже есть, потребовали времени на их развитие; новые умения потребуют нового времени, новых усилий и, весьма вероятно, отнимут энергию, необходимую для движения по Пути. То есть психология в данном конкретном случае не соединит мирское и духовное, а наоборот, потенциально разделит их.

Работа в традиционном шаблоне – это работа ради того, чтобы в конечном итоге иметь возможность не работать какое-то время. Отдохнуть, выпить бокал вина, посмотреть фильм и так далее. Работа для мистика – это дань миру, это Школа жизни, это упражнение.

Станьте мистиками, и ваша жизнь будет неделима с любой работой.