Измените выбор, измените отношение, и всё начнёт меняться, и ценой этого изменения станет ваше рабство

Главная текущая молитва Школы: «Господи, веди и направляй меня», почему-то содержит в себе два почти синонима, «веди» и «направляй», и это может показаться странным.

Дело тут, конечно, не просто в усилении мольбы повторным рефреном. Есть в этих двух словах принципиально разное, взаимодополняющее содержание, не сразу считываемое умом. И пока тонкости содержания слов молитвы не раскрыты для ума и сознания, пока весь её смысл не назван, не проговорен, не понят, проявление заложенного в ней также будет не полным, сила молитвы будет ослаблена. Так не стоит ли попробовать восстановить её полное, настоящее действие, задуманное Создателем?

Первое различие двух слов и их смыслов очевидно: «ведут» – за собой, а «направляют» – перед собой.

Ведут – за ручку, как малых детей. Направляют – за плечи, как юношей. Ведут так и туда, куда и сам ведомый хотел бы прийти (да не дорос). Ведомому важно как можно точнее вестись, исполнять получаемое ведение.

Направляют – когда направляемый дошел (дорос) до самостоятельных решений и ему можно дать самому выбрать путь к цели. Направляемый растерянно стоит перед выбором, который за него, с его свободной волей, никто не может сделать. И тут самое время просить указать, подсказать ему его выбор, направить его к нему.

Ведение происходит в настоящем. Направляют в будущее. Ведение извивисто, как человеческие желания. Направление прямо, как необходимость. Ведение плавно и ровно, мягко. Направление – это шаг на новую ступеньку через пустоту неопределенности, в нём есть резкость и жесткость.

Чтобы «вести» – нужна связь с ведомым. Чтобы «направить» – нужно нечто большее, нужно что-то дать ведомому, какой-то толчок, и нужно большее доверие ведомому, который получает уже некую дополнительную самостоятельность.

Иными словами «веди» больше относится к этапу ведения Господом, четвертому нафсу, установлению и укреплению связи с Ним, а «направляй» – к переходам от состояний к состояниям, от стоянки к стоянке, к этапу следования Воле, получения импульсов Воли Господа.

Таким образом эта молитва несет предложение себя Богу сразу в двух степенях сдачи. Что не мешало бы осознавать в процессе моления.

* * *

Но самое загадочное таится в самом, казалось бы, очевидном слове этой молитвы: «меня». Будто мы действительно знаем, кто это такой – «Я». И дело не только в отсутствии готового ответа на вопрос: «Кто я?». В данной молитве речь идет о движении, то есть – о Пути. Путь к Богу – это движение внутри путника. Движение внутри – это изменение. И вот мы, перед тем как отправиться в этот внутренний Путь перемен, обращаемся к Господу с «молитвой путника». Но от имени какого, как и куда меняющегося «меня» она звучит?

- КАКОГО «меня»? Того, который прямо сейчас ГОТОВ к переменам, к началу движения по Пути внутрь себя, к отказу от себя прежнего. По сути, в этой молитве заключен, скрыто заложен обет готовности.

- КАК меняющегося «меня»?

Есть два главных типа внутреннего изменения:

  • «прилагательное» изменение: это изменение угла взгляда, моего отношения ко всему, на что направлено моё внимание, изменение в теле ума, изменение узоров, путей света в призме моего миропонимания, зеркале ума, через которое я смотрю на окружающее и на себя и оцениваю увиденное;
  • «глагольное» изменение: это внутренний поступок, импульс внутренней энергии, изменение ранее сделанного мной выбора, изменение моего решения, установки, намерения, изменение течения внутренних энергий, узора связи энергетических каналов между всеми моими телами, связанными в новую готовность действия, связанных волей в тот метод, каким я буду теперь действовать.

Если «веди» – это о необходимости изменения моего отношения, это путешествие, в ходе которого должно измениться мое видение разных вещей, которых коснулось это ведение. И о моей открытости такому изменению отношения. Принятие и открытость новому тут – главное. Это – разгон, накопление ускорения на горизонтали Пути, шаги. Это – об ОТКРЫТИИ.

То «направляй» – это о необходимости изменения выбора, это изъявление готовности перешагнуть идя по Пути через испытания, которые приведут к новым решениям. Это о решимости отказаться от старого, изменить свой прежний выбор, о готовности к усилиям, к преодолению, цене, жертве, к переменам. Это уже – вертикаль Пути, прыжок. Это – об ИЗБАВЛЕНИИ.

- КУДА идущего, меняющегося «меня»?

Когда мы молим Господа: «веди и направляй меня», мы не задумываемся над тем, куда именно Он нас сейчас поведет, и это правильно. Но ведение отвечает на запрос искателя и зависит от тех целей, которые он себе поставил на Пути. Эффективность молитвы зависит от силы внимания и намерения, которые закладываются в её слова. В данном случае, что закладывается – не в слово «веди», а в слово «меня»: есть ли в нём хоть в каком-то «свернутом» виде образ своего будущего, образ того своего состояния или качества, к которому, в конечном счете, стремится молящийся о ведении? Есть ли в нём элемент «стрелы» в будущее, или только пассивность восприятия «меня» настоящего, которого надо толкать, тащить куда-то вперед по Пути к переменам?

* * *

Молитва о ведении – это мольба о спасении из тюрьмы обыденности, из темного колодца желаний, из круговорота бессознательных повторений, предубеждений и страхов, называемых «просто жизнью». Это ключ от цепей того сонного рабства, в котором пребывает большинство людей, не подозревая об этом. И самое поразительное, что ключ этот – всегда при нас и помощь – всегда рядом. Путь изменений, по которому выводит нас из житейской тюрьмы Господь, открывается им. Это Путь на Свободу, к Свету из тьмы подавленностей, Путь проявления. В том числе – проявления перед нашим взором всего потенциала этой простой молитвы.

Если огонь стремления и свет сознания, поднявшись во время молитвы, охватили и раскрыли смыслы всех её слов (даже этого загадочного слова «меня»), проявляя по максимуму те их потенциальные смыслы, которые гармонично сочетаются с ведением – такая молитва о ведении будет близка к совершенной.

Молясь, повторяя главную молитвенную формулу ведения по Пути, стоит помнить о том, что именно мы в этот момент делаем, кто выходит на этот Путь и как выходит. В этом нашем «что» да «как», уже, по сути, содержится выбор отношения, а значит, во многом – и результат того ведения/направления, движения=изменения, о котором мы так настойчиво просим Господа в этой священной молитве: «Господи, веди и направляй меня!»