Известны два вида зикра – громкий, вслух, и тихий, про себя. У каждого из них – свои достоинства и недостатки. Хотя тихий зикр кажется более продвинутым, громкий может быть на определенных этапах полезнее. Как объяснил Фагнави, вернувший в Ходжаган громкий зикр, о причинах его восстановления во время кризиса: «Пусть спящие проснутся!». Его ученик Рамитани пояснил разницу в применении этих двух видов зикра: «Для начинающих – громкий, для завершающих – скрытый. Ибо вначале следует поминать языком, а в завершении всего – сердцем».
Каким бы грубым ни казался нам громкий зикр в нашей российской ситуации, для того чтобы «спящий проснулся» нужен именно он, причем не на арабском, а именно на русском. Ведь главное в зикре – не звучание (особенно странно об этом говорить при скрытом зикре), а внимание, в частности удержание внимания на смысле поминания. Во время комплексной практики зикра постоянно осуществлять еще и перевод имени на русский «про себя» значительно труднее и требует гораздо больше энергии, нежели прямое произнесение имени Бога на родном языке. А на начальном этапе освоения практики зикра недостаток энергии внимания может стать критическим для получения результата. Тогда зикр быстро превращается в механическое повторение мантры, вводящее в транс – а ведь от зикра мы ждем гораздо большего.
Начиная зикр, я часто сталкивался с проблемой концентрации внимания, ум периодически убегал за мыслями, и приходилось начинать сначала. Для борьбы с этим явлением в какой-то момент, помимо рекомендованного раскачивания в такт с поминанием, я стал использовать «приговоры» – то есть периодическое негромкое приговаривание между рецитациями (например, шепот: «Господи!», «Только Ты!» и т. п.) По ритму это соответствовало двухсловному зикру «Йа Фатах», к которому я в свое время привык (пристрастился). Приговоры помогали в самом начале практики настроиться и не забывать осознавать, что именно я делаю. Дальше приговоры уходят сами. Хотя все это, видимо, шаг к некому огрублению и упрощению практики, но он, кажется, соответствует моему грубому уровню восприятия и управления вниманием и представляется все еще полезным.
С другой стороны, в какой-то момент появились и признаки утончения и усложнения моей индивидуальной практики зикра.
Как известно, групповой зикр работает сильнее индивидуального. Впервые я начал ощущать смутные, но настойчивые и благостные позывы к некому телесному расслаблению, прекращению говорения именно в разгар группой практики поминания. Я не понимал, что происходит, и через усилие отгонял этот позыв. Далее в одной из практик повторение вслух в какой-то момент сменялось повторением про себя, и это оказалось весьма впечатляющим положительным опытом. Наконец, в какой-то момент при достаточно длительном повторении своего индивидуального зикра (точнее – на втором месяце) к концу практики мое тело властно, практически без участия ума, в одно и то же время начало выключать говорение и раскачку, громкий зикр сменялся тихим, затем плавно переходя в практику ощущения Божественного присутствия, причем весьма сильного, явственного, при этом абсолютно естественно и полностью вписываясь в отведенное для практики время.
Этот опыт воспринимается мной исключительно положительно и, как представляется, соответствует моему текущему состоянию на Пути. Для себя я назвал такой способ практикования зикра «смешанным», поскольку в нем для меня соединились сильные стороны обеих видов зикра.
В этом соединении нет никакого насилия и механического планирования. Переход от громкого зикра с тихому у меня всегда диктовался внутренней необходимостью, происходил «сам собой», без участия ума. И, кстати, он не всегда получался. Когда мое состояние в зикре было недостаточно глубоким и тонким (под влиянием каких-то житейских проблем, к примеру), перехода к тихому зикру не было.
Пока мне удавалось не примешивать сюда ум и его оценки. Надеюсь, данный текст не сработает для меня обуславливающе, и я не стану искусственно подталкивать переход от одного вида зикра к другому на основании того, что он «продвинутее». Они, наверное, абсолютно равноправны, и в любом случае важно следовать рекомендациям своего Мастера, не заменяя произвольно один вид зикра другим исходя из установок «нафса».