Do not look at me outward shape, but take what is in my head.
Не гляди на мой облик, возьми то, что у меня в руке.
Руми (надпись на могиле Идриса Шаха)

Разница между Учителем и Мастером заключается в том, что первый дает знание, идеи и философию. Второй работает с бытием ученика, через практики и прямое воздействие.
Руслан Жуковец. Великие мистики

Групповая Работа считается (и является) органичной частью школьной, однако она может быть и самодостаточной, никак не связанной, а во многом и противостоящей работе в Школе. Разница между мистической Школой и клубом по интересам, кружком саморазвития или протосуфийской группой не всегда четко осознается, как и, к примеру, отличия науки Учительства и искусства Мастера. Для искателя эта информация, между тем, может стать судьбоносной.

Для меня участие в групповой работе «Шаховской Традиции» стало преддверием работы в школьном формате, о чем я писал ещё долгие 7 лет назад. Тогда мной были осознаны польза и недостатки работы предыдущего формата, но вот более тонкий и сладкий яд, который в ней содержался, не был отрефлексирован и обезврежен.

С сутью группового формата работы, о котором идет речь, в отличии от школьного, можно ознакомиться в Доктрине людей сообщества, а именно: групповое взаимодействие вместо взаимодействия с Богом. Эти Люди Сообщества «находятся в постоянном и полном созвучии друг с другом и работают сообща», «они обладают особым знанием, которое формирует из них особый организм, где каждый находится в прямом контакте с остальными членами сообщества, в контакте, не воспринимаемом обычными людьми». Этому сообществу (сверхлюдей) поручено (КЕМ?) концентрировать, увеличивать и распространять это знание. Эти сверхлюди, кстати, бывают трех типов (Учителя лишь один из них, остальные скрыты от взора обычных людей).

Идрис Шах разработал для людей Запада «доктрину» «получения знания, в котором нуждается человек». Речь о кардинальной трансформации человеческой природы не идет, а лишь о знании, понятном каждому улучшении функционирования ума (в более гармоничном, «обаполушарном» виде), с сохранением основ Эго-концепции: «это знание определяется как «необходимость приобретения нового и постоянного «я». «Человек должен найти свое реальное «Я», вневременное» (существующее столько, сколько существует источник Учения). «Метод достижения стадии, на которой человек обретает такое «я» - «объединение», - объединение самого «я» как такового и реальное объединение реальной группы». Если все правильно сделано – возникнет «сверхчеловеческий поток» (магическая сила, божественное влияние или благодать, как его называют профаны), который начнет «работать и непрерывно поднимать сознание», которое, в итоге, трансформируется в высшее сознание». Причем человек, поднявшись на этом «лифте», остается внешне прежним, только без прежних расстройств (вроде не подкопаешься, но Омар Шах, старший брат Идриса, при этом страдал до смерти тщательно скрываемым тяжелейшим алкоголизмом, которым он расплачивался за подобное ведение групп).

Такова была попытка создать новую элитную «суфи-масонскую» сеть на Западе. Омар при этом работал с «простаками», искательской массой, то есть со всеми желающими. Идрис – избирательно, с ресурсной/статусной западной элитой. В любом случае групповая работа так или иначе была выстроена. Школьная – нет. Но такой цели и не ставилось (судя по всему). Не было цели отменить или заменить существующее на Западе знание (что было невозможно). Целью было «мягко», последовательно вписаться в существующую (эзотерическую и интеллектуальную) традицию, её скорректировав и возглавив эволюционный процесс, не упоминая о Боге (что привело бы к непримиримой конфронтации с существующей традицией и всей местной элитой, вместо врастания, впрочем, конфронтация все равно была не шуточной). Элита на Западе (в отличии, например, от России) играет определяющую социальную роль во всем и именно для неё Шах переносил суфийский подход и рафинированное мировоззрение, очищенное от ислама.

О разнице в методах школьного и группового подхода прекрасно написал в свое время В.Олсуфьев – это разница индивидуального подхода цветовода и «пищевого» квадратно-гнездового - агронома. Но есть отличия ещё более сущностные, которые лежат глубже и они антагонистичны. В групповом развитии приоритетной целью «агронома» является максимальная гармонизация членов группы, создание условий для возможности самой группой работы, что почти не отличается от стремления к качественной компенсации. В школьном развитии главная цель «цветовода» – максимальное раскрытие индивидуальной уникальности, предназначения каждого «цветка», не редко в процессе трения с другими участниками учебных групп. Правда всегда глаза колет и тут приходится выбирать, что важнее.

На Пути не бывает друзей, тут что-то одно - или остаться хорошими друзьями своим товарищам по учебе, или стремиться остаться наедине с Господом, как можно глубже погружаясь во вселенское одиночество на Пути. В Школе по мере продвижения по Пути учащиеся расходятся друг от друга всё дальше, становятся всё более особенными, в итоге покидая школу. В клубной группе по мере роста качества обмена информацией и энергиями, все выравниваются, становятся всё ближе другу другу и всё более похожими друг на друга. Не случайно тот же Омар Шах разогнал своих самых способных учеников, так же поступил его наследник Ариф, возглавив Традицию (сместив старых региональных лидеров), да и Гурджиев грешил тем же самым. Уникальность и сильный характер учеников в такой групповой работе не приветствуется, и даже само слово «работа» считается слишком прямым и грубым, и обычно не используется.

Школы, как известно, очень кратковременное явление и исчезают без следа, выполнив свое предназначение. Группы могут существовать веками, превратившись в ложи, ордена и церкви. Мастер в Школе торопится, он не вечен, с ним закончится и Работа. Учитель последовательно выстраивает систему, которая частично сможет работать и после него.

В основе групповой работы всегда лежит иерархия Учителя и ученика, иногда многоуровневая. Именно Учитель создает ситуацию необходимости развития, задает планку, отвечает на вопросы, сохраняя и подчеркивая дистанцию разного уровня бытия. Собственно, на этом (вопрос-ответ), а также инструктивных материалах и строится всё обучение такого рода. Хранители, играющие роль Учителей, могут десятилетиями поддерживать имитацию такой дистанции и групповой работы, в ожидании появления нового Учителя. Иногда и роль Учителя, и даже Мастера можно имитировать, для чего существуют разнообразные фокусы, так любимые теми же Шахами.

В отличии от Учителя Мастер не пассивен и не только ждет от ученика вопросов – он провоцирует его, активно воздействуя на него с разных сторон, но прежде всего энергетически, на прямую, порой ради дела сознательно ныряя на его уровень и даже ниже. У него нет времени ждать, он пытается выжать максимум из момента ради выполнения своей миссии здесь и сейчас. Он никогда не лишает ученика свободы выбора, но способен привести его туда, куда он сам ни при каких условиях попасть бы не мог. У него на роду не было написано такого, и это – истинное чудо, доступное только Мастеру. Впрочем, и Учитель может творить чудеса с учениками – но не с ними самими, а с тем, что возникает в результате их правильного соединения в нужное время, в нужном месте. Братья Шахи постоянно пытались создать такие чудеса, События с участием специально подобранной «публики», всеми доступными им способами, включая фокусы. Грешил этим и Гурджиев.

Фигура Мастера выпукла, ярка и впечатляюща. Он сам – магический жезл перемен. Он, резок, краток, быстр и что называется, работает не покладая рук – этими руками.

Образ Учителя далек, туманен и загадочен. Он – лишь посланник и посредник между мирами, транспортер высшего знания. Он плавен, проницателен, многозначен и размножается в отражениях, он здесь и там, и – нигде, работает незримо, не торопясь, и не останавливаясь, на века.

Если Идрис Шах был классическим Учителем, Георгий Иванович Гурджиев был, прежде всего, Мастером. И тот, и другой играли и во вторую ипостась: Идрис Шах (Омар ещё чаще) зачастую выступал трикстером и мистификатором, ГИГ создал и зашифровал в своей книге загадочную грандиозную доктрину, которую мало кто понял. И ни тот, ни другой не строили Школу. Чтобы создать новую Школу, необходимую историческому моменту, её основателю и руководителю нужно быть и Учителем, и Мастером одновременно и в полной мере. Исключительно редкое сочетание.

Для Запада метод «мягкой силы» - самый эффективный, «родной». Длинной целью групповой работы является оказание постоянного мягкого влияния на избранное для этого общество - через прививки, полив и прополку. Это энергетическое влияние, ради смягчения нравов, интеллектуальное, ради снижения обусловленности в обществе и т.п. Целью школьной работы является разовое жесткое воздействие на людей конкретной страны и эпохи со стороны школьных «выпускников», вспашка, посев и жатва нового сразу, переворот воззрений и методов, не считаясь с ценой этого воздействия, поскольку без него общество просто погибнет. Группа – это терапия, Школа – это скорая помощь.

Разница между групповой и школьной работы проявляется во всем, в том числе в доктринальных основах учения. В основе учения Гурджиева, Шаха и всех подобных, лежит приятная уму идея о необходимости исправления ошибки, некого несчастья, из-за которого дела с человечеством обстоят сейчас столь печально – то есть идея возможности и необходимости восстановления правильного эволюционного развития человечества. Метафизических препятствий этому сейчас нет – только идиотизм самого человека.

Школа обходится без такого красивого трюка, принимая ситуацию в мире в целом как должное (по воле Бога) и прямо рассматривая главные препятствия на Пути – а именно естественный выбор человека оставаться в том состоянии, в каком он находится. И это не только право человека, но и по-своему, тоже правильный выбор, который стоит уважать и принимать как есть. У Школы нет необходимости постоянно и мягко «облучать» людей Светом сознания, все время манить и вести желающих куда-то. А есть необходимость срочно вытащить на нужный уровень бытия тех, и только тех, кто должен и будет готов там оказаться - в нужное время, в нужном месте. И выполнить там то, что предназначено свыше.

Появление мистической Школы – не флуктуация или логика поступательной эволюции, а срочная, ситуативная необходимость Творения - попытаться выправить катастрофические тенденции, которые нарастают в обществе, мире и которые ведут его к неизбежной (в отсутствии Школы) катастрофе неприемлемого масштаба и последствий. Определенные подъемные силы заблаговременно стягиваются в некую точку, оголяя другие направления, что ускоряет падение и деградацию, зато открывается возможность перескочить «на ту сторону» в опасном прыжке.

В любом случае всё и в описанной здесь духовной групповой, и в мистической школьной работе упирается в уровень Мастера/Учителя, который её выстраивает. В особо сложных ситуациях может появиться нужда в Сверхшколе, в Мастере Мастеров и Учителе Учителей, как на заре христианства. Но эта тема уже далеко за рамками сюжета о принципиальной разнице природы групповой и школьной Работы.