Неприятие является неотъемлемой частью людей трех первых нафсов. Откровенно телесное, простое, эмоциональное на первом, демонстративно умственное, сложное на втором, на третьем оно утончается и хитро прячется в бессознательном. Поскольку на него начинается охота пробуждающегося сознания искателя. Ведь с неприятием нельзя войти в царствие умиротворенное четвертого суфийского нафса. За возбуждением и нарочитой позитивностью вдохновенного нафса скрывается страх проявления своего неприятия, которое выдаст низкий уровень бытия искателя с головой. Поэтому олдовые искатели так похожи на медлительные, солидные кружки, которые неподвижно стоят или перемещаются плавно и бесстрастно, дабы не расплескать переполняющее их неприятие. Самые искусные долго учатся живо улыбаться и вести себя свободно, но не рискуйте неожиданно столкнуться с ними – на вас выльется море застарелого, настоявшегося неприятия многих лет выдержки, оно может вызвать шок!

Самые глубокие, скрытые пласты неприятия человека коренятся обычно в его детстве. Как щенок всюду тычется в поисках мамкиной сиськи, маленький человечек в окружающем мире ищет материнского безусловного принятия и любви. И редко находит его в нужном количестве, а особенно качестве. И чем дальше – тем меньше. Поход в детский сад, ясли, школу, на улицу, нахождение в больничном стационаре, отъезд или развод родителей – что угодно может стать решающим ударом и отправной точкой незаживающей психологической травмы. А потом на неё накладываются и бередят уже столько разнообразных проявлений человеческой нелюбви друг к другу, что эта рана становится некой ужасающей всеобщей нормой, а игры в любовь и ненависть вокруг неё навсегда (?) стали основным нервом всей человеческой жизни.

Хотя вся эта уязвимая для самолюбия тема тщательно вытесняется умом в бессознательное, вытаскивать ее на свет сознания придется. Необходимость принятия этой всеобщей человеческой нелюбви становится серьезным вызовом для искателя, взыскующего четвертого нафса и Открытия сердца. Как можно принять всем сердцем мир, в котором столько нелюбви? Столько страдания и смерти, столько одиночества и вражды? Да зачем он такой вообще нужен?

Однако начнем с того, что любви, симпатии, принятия от других людей (да и от себя) ищет наш нафс, наше Эго. Это Эго стремится понравиться, показать товар лицом, по сути – обмануть. И само оно не прочь обмануться. На этой лжи обычно построена человеческая любовь, и потому она так иллюзорна и недолговечна. Не честна. Она важная часть мира иллюзии, майи, мира нафса, в котором живут люди. И нелюбовь его оборотная сторона. Она столь же фальшива, хотя это увидеть сложнее. Но если вглядеться в неё, не найдется за этой разнообразной отвратительной нелюбовью между людьми какой-то фундаментальной Нелюбви, некой основы – она столь же преходяща и иллюзорна, как и любовь человеческая. Сегодня тебя обматерили и готовы были убить. Завтра они же – спасли. И это сплошь и рядом.

Вся эта Любовь человеческая, как и Нелюбовь – чушь собачья! Игры недолюбленных обиженных неповзрослевших детей. Но чтобы разглядеть за этой человеческой наигранной любовью Основу, Настоящую Любовь, первоисточник любой любви, Любовь Божественную, необходима новая точка отсчета, новая система координат, новая земля и новое небо, которые позволят увидеть это новое измерение реальности, Реальность подлинную или Истину. Такой новой линией горизонта, новым небосводом или всеобщим небесным фундаментом, краеугольным камнем нового храма жизни, опирающегося отныне на небо, является для искателя ПРИСУТСТВИЕ.

В Божественном Присутствии в чистейшем виде явлено всеобщее Принятие. Оно эквивалент Духа Святого. Оно дает универсальный образец отношения к миру и к себе. Это Божественное Принятие является Субстанцией, сущностью, лежащей в основе всего, это подлинный критерий истины. Только получив опыт Божественного Присутствия, искатель начинает вступать на Путь, и он – его отправная точка. С Сидения в Присутствии, муракабы, настройки обычно начинаются практики. Усиление собственного Присутствия является целью искателя. Прямая связь Присутствия и Осознания приоткрывает на опыте божественную природу Сознания и то, каким образом оно становится Присутствием и творит мир. И вот еще что: взаимодействие с Божественным Присутствием дает Искателю с какого-то момента образец подлинного безусловного Принятия, материнского, если хотите, и всеобщего одновременно, Принятия Всеобщей Матери. На фоне которого вся человеческая любовь, все ее интриги и страсти кажутся пошлой игрой светотени в зеркалах, сломанной скорлупой наших пустых надежд. Лишь опираясь на это Принятие, это Присутствие можно пронести свою любовь не запачкавшись, не сбившись с пути, не растеряв её среди безумного человеческого моря. И усилившись до экстатической встречи с сжигающим Светом Божественной Любви, она сможет повести мистика еще дальше, к высоким суфийским нафсам.

А что же Нелюбовь? А нет никакой Нелюбви! Тьма – лишь отсутствие света. В Божественном Присутствии нет и не может быть нелюбви. А вот Любовь там есть, и на Него только и опирается. Вся наша человеческая нелюбовь и нечеловеческая тьма существуют только в измерениях человеческого ума и нечеловеческих миров. Перемещая внимание нашего сознания в реальность Божественного Присутствия, то есть в настоящую Реальность, мы выходим из миров всей этой Нелюбви, и видим Божественные причины происходящего, которые не принять нельзя. Мы видим, как болезненно жаждут любви все люди и как эта жажда вводит их в тотальную Нелюбовь, то есть уводит в противоположную сторону. Как их эгоцентризм окрашивает все в неприятие, как начинается насилие, как боль, усиленная неприятием и жалостью к себе, становится страданием, и страдание заполняет весь их выдуманный, но столь реальный для них мир. Что же, вместе с Господом, приходится принять этот человеческий мир и его Нелюбовь как искаженную часть реальности. И эта грозная беспощадная Нелюбовь, столько лет мучавшая безысходностью и непостижимостью того маленького мальчика, съеживается в тот миг до жалкой «нелюбви», стыдной болезни обезумевших от неутоленной жажды пациентов человеческой Клиники, которым так нужен Доктор.