Если бы люди не боялись быть обманутыми и научились доверию, Царство Божие уже давно наступило бы на Земле.
Мастер

Вопрос о доверии, как и о счастье, возникает тогда, когда его нет. Человек редко обращает внимание на бесконечные блага, которыми пользуется благодаря своему доверию другим людям и вообще окружающему. Но когда он изредка получает из-за этого доверия неприятности – сразу клянется больше не доверять никому, начиная со своих друзей и кончая тротуаром, идя по которому споткнулся.

Но жизнь заставляет восстанавливать некую иерархию условного доверия в зависимости от степени близости, и недоверия – в зависимости от степени ожидаемой опасности. Хорошо знакомому, близкому легче доверять, и именно на этом условном доверии привычному расцветает ограниченность и автоматизм человеческой жизни.  Красная линия доверия близким проходит по вопросу о допущении возможности обмана – если рядом с человеком нет никого, кто, по его мнению, не может его всерьез обмануть, можно сказать что этот человек не доверяет вообще никому, что он сейчас внутренне абсолютно одинок и на 100% несчастен (какую бы маску успеха он не демонстрировал при этом враждебному миру). Даже самые близкие люди рассматриваются им как потенциальный источник повышенной опасности из-за возможности предательства и причинения особенно острой боли.  Поэтому одиночество такого человека-параноика постепенно углубляется, доводя его до физического разрыва со всеми и состояния безысходной тоски.

Страх, в том числе тщательно подавленный, даже уверенному и сбалансированному, позитивному, казалось бы, человеку, не позволяет по-настоящему, безоговорочно доверять никому. А без подлинного доверия между человеком и миром возникает зазор отчуждения, в который проваливается возможность счастья единения с миром и Господом. Без полного доверия между людьми упускается возможность настоящей любви. Не научившись БЕЗУСЛОВНО доверять самым близким и родным людям, собратьям по Пути, Мастеру – как можно даже пытаться довериться Богу?

* * *

Ученик, чтобы иметь возможность двигаться по Пути первым делом учится доверять. То есть: принимать до-веры.  Но, в зависимости от своего типа, вначале он пытается либо следовать именно из веры - через разжигание сердца, либо из обретения у-веренности - через убеждение ума. При этом, естественно, его периодически преследуют эмоциональное охлаждения и сомнения, закрывающие в эти моменты, как ставни на окнах, от него видение своего Пути. Когда ученику удается покинуть свое обжитое личное пространство доверия по привычке и встать на Путь в неизвестность, получить собственный положительный опыт доверия новым ощущениям на Пути, доверия следованию за Мастером, сомневающийся ум успокаивается, желания и волны эмоций отпускают, сердце начинает приоткрываться и принимать все как есть, то есть доверять (поскольку доверие – функция именно Сердца, не Ума).

И вот тогда во весь рост встает проблема привычной условности любого твоего доверия, наличия того самого постоянного зазора отчуждения между тобой и миром. Да, через эту пропасть были уже переброшены некие канаты (веры или уверенности), потом и мосты нового опыта (открытости и принятия), по которым во время передач и практик в мир Божественного Единства проникает внимание ученика. Но самость его, он сам, все еще живет в отчужденной башне своего Эго. Все усилия на Пути, порывы устремленности к Богу периодически с треском проваливаются в этот зазор, в эту узкую, но страшную бездну недоверия, заставляя начинать все с начала. 

Чтобы закрыть эту трещину, эту рану недоверия и одиночества нужно, первым делом, постараться полностью довериться себе. Вообще быть уверенным в себе не плохо, но эта уверенность не более чем дрессировка ума – само-уверенность. Всю сознательную жизнь мы учились быть честными перед собой, не доверять полностью своему восприятию, своему мнению, своим идеям и желаниям. Не доверять Уму, всем этим своим рассогласованным телам и центрам, которых он безуспешно пытается объединить в личность, в Эго. Но теперь настало время – доверять! Не Уму, а Сердцу и Сознанию, истинному хозяину всех разнородных частей твоего существа. Только Сознание может согласовать их между собой и двинуть к Богу. Только Сердце может провести их через все зазоры и изъяны в бесконечность Единства.

Если ты научился отделять свое Сознание от Ума и Эмоций, знаешь, что такое Осознанность, ты имеешь положительный опыт доверия своему видению, Сознанию. Ты уже знаешь, что довериться себе можно ровно в той степени, в которой ты находишься в Сознании, в Присутствии. И нет ничего важнее того, чтобы расширять это «нахождение» и усиливать в нем состояние полной открытости и принятия, которые и есть - Доверие. Которое, в свою очередь, дает состояние тонкой алертности, спокойной готовности - готовности действовать в соответствии с Волей Всевышнего.

* * *

Однако, на пути этого расширения Сознания стоит препятствие, которое не позволяет тебе полностью принять себя. Пока высится крепость Эго - о Доверии, единстве самим с собой и Богом можно забыть. Пока мы действуем из собственных соображений, своих интересов и желаний, мы всегда будем в конфликте с Божьей волей, всегда будет ошибаться и страдать. Мы будет жить в одной большой Ошибке Бога, которому невозможно довериться, раз он создал ТАКОЙ ошибочный, несчастный мир. Как же выйти из замкнутого круга Недоверия? Как довериться себе, то есть принять в том числе это несчастное Эго, с которым столько боролся, и этот Ошибочный мир и его Бога?

Есть исчерпывающий и более чем вдохновенный Пример такого полного Доверия. Это Доверие Бога – нам! Он полностью доверил нам наш мир, зная, что мы с ним сделаем. Зная, что нельзя доверять людям, которые не доверяют тебе. Которые не доверяют - себе. Которые добровольно устроят весь этот бардак и будут в нем жить от века. Столь предсказуемые в своей непредсказуемости и недоверчивости. 

Бог дарит нам наш мир зная, какие мы эгоцентричные уроды, как мы портим вселенскую гармонию. А дар Божественной Воли, способ обращения с этим нашим миром, мы не берем, мы от него отворачиваемся и убегаем. Но Господь и это принимает, продолжая ждать нашего пробуждения, нашего возвращения, для надежды на которое вроде бы и нет никаких оснований. Зачем же Он это делает?

Ум – знает, что то, что было – то и будет. Что нет ничего нового под солнцем. Что недоверие естественно и обусловлено объективными причинами нашей жизни и будет всегда. Ум вообще все хочет знать наперед, как минимум просчитав вероятность. Но Сердце верит в невероятное, в чудо, и оно приходит, не из этого обусловленного, инерционного, «умного» мира людей, а от самого Господа, стоящего До, Над, и После этого мира. Чтобы соприкоснуться с Доверием Бога, чтобы выйти в пространство Чуда, становящегося Новым Законом, нужно не много, ведь оно – повсюду, вот, смотри, весь мир Им создан, создан для взаимного Доверия, для осознанного пребывания в любви и единстве. А весь этот человеческий мир «условного доверия», а на самом деле – недочеловеческий мир тотального недоверия, существует только в головах глубоко ошибающихся недолюдей, который все еще может завершиться ВСЕОБЩИМ ОСОЗНАНИЕМ НЕОБХОДИМОСТИ ДОВЕРИЯ. Вот зачем все еще доверяет нам Создатель, и значит есть еще шанс - а как же иначе, ведь Он не умеет - не знать, не доверять и ошибаться!

* * *

Посмотрим на свое Эго сверху, как смотрит на нас самих Бог. Осознаем его и станет оно перед нами как на ладони, вполне предсказуемое, такому вполне можно доверять - в плохом смысле слова, без позитивных ожиданий. Да, находясь на одной с ним плоскости - нельзя доверять Эго, ни своему, ни, тем более, чужому. Нельзя довериться себе и принять все свои желания. Но поднимаясь над ними в сознании, начиная видеть куда лучше - открываешь такую возможность. Начни доверять Божественному Сознанию, раскрывающемуся в тебе. Ответь своим доверием на Божественное Доверие! Возвысься в своем Доверии над всеми недовериями мира сего! И тогда ты увидишь, что эта тайная Дверь Доверия в Небо и есть главный небесный секрет, который хранит сам себя. Только эта Дверь всегда открыта и ждет тебя. Если уж стремиться к уподоблению Богу, то не во всесилии, и не во всезнании (их Небесные врата заперты намертво), а именно в Его полном Доверии, Вседоверии и Принятии, в котором тонут все наши эго, застывая как мухи в янтаре. Они – как застывшие картинки, совершенно прозрачные и понятные Сознанию, как утонувшие крепости, замершие защитники которых вечно продолжают свой бой. С ними больше не нужно биться, теперь им можно полностью довериться.

Со времен Адама и Евы мы пытаемся уподобиться Богам, по их образу и подобию мы, как известно, и созданы. И эти попытки вернуться в Царствие Небесное и правда как пытки, за развитие приходится платить страданием. За стремление ко всезнанию и всесилию. За попытку встать на чужое место.  Это безумное желание, этот Эдипов комплекс и порождает конфликт с отцовским Божественным бытием, порождает Эго - сложный, замкнутый «путь змея» ис-кусителя, Уробороса, кусающего свой хвост. Ключ к вырастанию из этой безнадежной борьбы спрятан в Сердце, в Прощении и о-прощении, в стремлении не заменить собой, а соединиться - с материнским Божественным Вседоверием. Ведь Абсолют для нас - не только Отец Небесный, но и Мать. Отец Открывает, Мать Принимает, Сын Доверяет.

Сможешь ли ты простить себя? Как простил тебя Бог. Сможешь ли ты довериться Ему? Как Он доверяет тебе. Довериться своей сущности, Богу в себе? Обнаружив Его в своем Сердце…

* P.S. Исполнено в рамках отчета Мастеру о практике созерцания доверия.