Человек — загадка века,
Он загадка и ответ.
Интересней человека
Ничего на свете нет
Недавно я посмотрела художественный фильм «Инстинкт», который снял в 1999 году американский режиссер Джон Тартелтауб. Это кино об исследованиях загадок человеческой природы и об исследователях, которые пытаются эти загадки разгадать.
Фильм напомнил мне, как важно понимать, что быть искателем значит быть исследователем. Ведь что такое духовная работа как не исследование, в котором объектом являешься ты сам? И давайте посмотрим на качества, которые требуются любому, кто хочет продвинуться на Пути поиска Истины: целеустремленность, открытость, терпение, внутренняя стойкость, умение переносить дискомфорты, критическое отношение к проявлениям своего эго. Разве все это — не качества хорошего исследователя?
В фильме я увидела интересные примеры того, как проявляется исследовательский дух, какие возможности дает исследовательский подход, а также какие препятствия могут затормозить в продвижении к цели даже самого искреннего и настойчивого исследователя. В этой статье мне бы хотелось поделиться своими наблюдениями.
Исследователи: такие похожие и такие разные
В фильме два главных героя: оба они ученые по профессии и исследователи по натуре. Первый исследователь — молодой психолог Доктор Тио Колдер (в исполнении Кубы Гудинга). В начале фильма он предстает перед нами как типичный образец начинающего амбициозного ученого. Нам сразу становится понятно, что это за человек: одаренный, перспективный, пробивной и, при этом, контактный и обаятельный.
Совсем другое дело — второй исследователь: скандально известный учёный-биолог Доктор Итэн Пауэлл (его играет Энтони Хопкинс). Этот человек — загадка, которую предстоит разгадать зрителям вместе с молодым психологом. Известно, что Пауэлл совершил поступки, которые поставили крест на его научной карьере, но никто не может понять — почему он это сделал. При первом появлении этого героя на экране мы видим, что он ведет себя крайне неординарно, а порой и опасно, практически как дикое животное.
Что же общего у этих исследователей? Оба они талантливы и неординарны, оба влюблены в свою исследовательскую работу. А главное — оба проникнуты исследовательским духом «до мозга костей». Ими движет жажда познания, их не устраивают общепринятые истины в удобной упаковочке. Оба героя страстно желают получить свои собственные ответы на сложные вопросы.
Оба исследователя испытывают пылкий интерес к тайнам человеческого поведения. В поиске ответов они не боятся делать неординарные шаги, их не пугают трудности и нестандартные условия.
Биолог Итэн Пауэлл ради своего исследования провел 2 года в джунглях, изучая горилл. При этом не просто оставался сторонним наблюдателем, а смог добиться, чтобы дикие обезьяны приняли его в свою семью, и жил вместе с ними.
Психолог Тио Колдер берется за безнадежное дело, от которого открестились другие исследователи. Ему предстоит дать заключение о пациенте, который отказался разговаривать, а исследование надо провести в условиях тюремной психиатрической лечебницы строго режима.
На примере героев мы видим, как много дает исследовательский дух, как важно не дать в себе угаснуть этой жажде истинных ответов. Ведь именно она приводит искателя к началу Пути. И если быть верным ей, то в любой самой сложной внутренней проблеме сможешь увидеть для себя возможность. И в любом, самом тяжелом внутреннем состоянии найдешь силы, чтобы продолжать работать над собой.
Теперь рассмотрим различия между исследователями. Несмотря на общий для обоих героев исследовательский дух, внешне и внутренне они находятся как бы на разных полюсах. В фильме эти два полюса обострены. Но это позволяет нам увидеть, как важна для исследователя готовность пойти за своими собственными ответами до конца, даже если это перевернет всю твою жизнь.
Тио Колдер — лучший среди аспирантов, любимчик профессора, молодые коллеги им восхищаются, старшие прочат блестящую карьеру, перед ним открыты все возможности. Итэн Пауэлл — изгой, научное сообщество от него отвернулось, он заключен в тюремной лечебнице, его ждет осуждение за убийство.
Молодой психолог — общительный, деятельный, желающий продвинуться в научной среде и стать известным. Пожилой биолог — замкнутый на грани аутизма, отказавшийся от всякой деятельности и контактов. Его поведение никто не понимает, даже самые близкие отчаялись пробиться сквозь стену его молчания.
Но самое интересное отличие героев — это их опыт. И дело не в количестве прожитых лет, а в качестве исследовательского и жизненного опыта.
Доктор Колдер играет по общим правилам. Чтобы раскрыть загадки поведения человека, он делает нестандартные и даже рискованные шаги, но весь его опыт остается при этом в рамках общепринятой системы. Исследовательский подход Доктора Пауэлла кардинально отличается. Он предпочитает вступить на неизведанную территорию. И не только в представлениях, а на практике: он начинает жить совсем иначе. И этот необычный опыт по-настоящему меняет его самого.
Что движет исследователем: внешняя мотивация и внутренний интерес
Посмотрим на мотивацию молодого Доктора Колдера. Что подвигло его взяться за исследование? С одной стороны, мы видим внешние амбиции. Объект изучения Итэн Пауэлл –остается загадкой даже для опытных психологов. Выдающийся и уважаемый ученый, который сначала уходит в джунгли, потом совершает убийство с неясными мотивами, попадает в тюрьму, замыкается в себе и никак не пытается изменить свою участь. Если молодой исследователь сможет «раскусить» этот редкий случай, то ему обеспечен быстрый взлет научной карьеры. К тому же исследование может дать прекрасный материал для книги, которая наверняка станет бестселлером и прославит автора.
С другой стороны, у молодого психолога есть внутренние мотивы — он хочет испытать себя, понять, на что он способен как исследователь — сможет ли он разговорить Пауэлла и заставить раскрыть мотивы своих поступков.
Также мы видим неудовлетворенность исследователя. В данном случае — это неудовлетворенность стандартными объяснениями нестандартного поведения биолога. «Он безумен как треугольная шляпа… Биолог живёт с животными, усваивает их поведение. Сам становится животным» — к такому выводу пришло научное сообщество. Но этот ответ не устраивает молодого ученого. Инстинкт исследователя подсказывает Колдеру, что за поведением Пауэлла стоит не безумие, а какие-то иные причины. И он страстно желает докопаться до этих причин. Он искренне хочет разгадать загадку этого человека.
И в процессе исследования наступает момент, когда Доктору Колдеру приходится выбирать: какое желание для него важнее. Сохранить свои карьерные перспективы: для этого надо отступиться, с делать стандартное заключение и забыть о сумасбродном биологе. Или пойти за своим желанием разгадать тайну и доискиваться настоящих ответов, чего бы это ни стоило: для этого придется рискнуть всеми внешними преимуществами и даже собственной безопасностью.
Каждому искателю также важно увидеть свою мотивацию, понять, чего на самом деле хочешь найти на Пути. Например, можно упорно не осознавать своих внешних амбиций, но все равно бессознательно будешь каждый раз отдавать им приоритет. В результате твоя энергия расщепляется, и ты не можешь приложить нужных усилий к работе над собой. А без этого не стоит рассчитывать на истинные изменения.
Препятствия на пути исследователя: внешние и внутренние
На пути к своей цели молодой исследователь сталкивается со множеством препятствий. Сначала возникают внешние сложности, и он не без труда, но успешно их преодолевает. За счет чего ему это удается? Иногда за счет своих качеств: терпения, упорства и творческого подхода, а иногда ему помогают подсказки более опытного исследователя — профессора-наставника.
Давайте посмотрим, что из опыта Колдера можно взять на вооружение искателю, чтобы преодолевать внешние препятствия к духовной работе.
Во-первых, Колдер действует решительно и адекватно обстоятельствам. Он человек дела: не ищет отговорок «ах, я так хочу добиться ответов на свои вопросы, да условия не те», а ищет способы преодолеть проблемы, мешающие исследованию. Например, жесткие условия тюремной психбольницы далеки от комфортных и привычных «лабораторных». Но он не сдается и добивается нужных условий для своего общения с пациентом. Он находит подход к руководству и сотрудникам тюрьмы: где надо — применяет дипломатию, а где надо — идет на конфликт. Правда из-за этого конфликта ему существенно сокращают время исследования. И тут он чуть было не опускает руки, но собирается и продолжает действовать, следуя совету своего профессора: «Перестань жаловаться на то, что тебе не хватает времени — используй его!».
Во-вторых, молодой исследователь искренне хочет установить контакт с источником ответов на свои вопросы. Ведь «неговорящий» пациент — это препятствие посерьезней тюремных правил. И тут Колдера снова выручает терпение и настойчивость. Он снова и снова пытается пробиться сквозь стену молчания Пауэлла, хотя поначалу это и не приносит результата.
И вот исследователь преодолевает и это трудное препятствие: пациент начинает с ним говорить. Усилия Доктора Колдера не проходят даром. Пауэлл почувствовал, что перед ним не просто амбициозный карьерист, а настоящий исследователь, в котором горит жажда познания.
Др.Колдер: Почему вы выбрали меня?
Др.Пауэлл: Мне понравились ваши глаза. Кажется, у вас есть разум.
Др.Колдер: Спасибо. А что в глазах?
Др.Пауэлл: Этот взгляд. Любопытный, ищущий, неутолённый. Немножко злой.
Итак, исследователь продвинулся к своей цели: пациент пошел на контакт, начал общаться и отвечать на вопросы. Но тут молодого ученого поджидают препятствия иного рода: это барьеры внутри самого исследователя. И тут уже не срабатывают те же подходы, что так хорошо помогали преодолеть внешние трудности. Что же мешает Доктору Колдеру получить ответы, которых он так страстно добивается?
Первое внутреннее препятствие: привязанность к своим представлениям. Молодой ученый твердо уверен, что он уже все знает о человеческом поведении. Ему только не хватает информации, чтобы объяснить нестандартные поступки конкретного человека.
Пауэлл начинает отвечать на вопросы: в своих ответах он пытается передать исследователю новое знание о человеке. Пережив необычный опыт биологу удалось обрести новый, абсолютно иной взгляд на себя и на ситуацию современного человека в целом. Пауэлл пытается донести, что причина его неординарных поступков в том, что новый опыт изменил его самого.
Но молодой исследователь не слышит ответов. Он закрыт для нового знания. Он продолжает выпытывать информацию: «А почему вы бросили семью?», «А не скучно ли вам было в джунглях без людей?» «А не страшно ли вам было одному среди диких обезьян?»
Пауэлл вновь пытается вывести молодого психолога за границы его представлений: «В любой день в любом городе мира подвергаешься большей опасности, чем можно встретить в этом лесу. Вы меня понимаете? Вы запутаны, вы все запутаны»
Но Колдер по-прежнему не способен понять, о чем идет речь. Почему же он так упорно держится за свою систему координат? Дело в том, что для него это не только теория, которую он знает «на отлично» — он живет в этой системе. Не только научное исследование, а всю свою жизнь выстраивает по ее правилам. Система дает готовый набор ответов: что хорошо, что плохо для человека в современном обществе, что правильно, что не правильно, что приемлемо и способствует успеху, а что не одобряемо и может лишить тебя поддержки «нужных» людей. И Колдер бессознательно цепляется за эти установки, и не потому что они ему сильно нравятся, а просто потому, что они привычны и известны. Без них — страшно, ведь можно оказаться в ситуации настоящей неопределенности. С такой внутренней установкой Колдер боится принять иную точку зрения на человека, потому что тогда ему самому придется оказаться на новой неизведанной территории и лишиться привычных жизненных опор.
Искатель очень часто оказывается в подобной ситуации: тебя не устраивают стандартные рамки, тебе в них хоть и плохо, но зато привычно, вот и боишься потерять эти подпорки. Как же тут продвинешься? Ведь ты закрываешься для нового взгляда на свою ситуацию, к которому разворачивает тебя Мастер. Также обычно очень ценишь свои представления о себе любимом: и хорошие, и плохие. При чем и те, и другие тормозят в работе над собой. Обычно рассуждаешь так: «Вот тут я хороший, зачем трогать это? А вот тут я плохой, и именно поэтому у меня ничего не получится» — и используешь это как удобный предлог, чтобы увильнуть от исследования собственных проблем. Но настоящих изменений добиваешься, только если начинаешь тотально исследовать все, что накопилось у тебя внутри, не разделяя на «хорошее и плохое».
Обратимся снова к героям фильма. Мы видим, что молодой ученый застрял в своих предубеждениях. Но тут помощь приходит с неожиданной стороны. Объект исследования — Доктор Пауэлл — видит, что тормозит Колдера, но относится к этому с пониманием. Он даже дает своему доктору ласковое прозвище «Мой Табибу Жуа» (что на языке суахили означает «Доктор Идиот»). Опытный исследователь решает помочь своему молодому коллеге. Он начинает разворачивать его взгляд — задает вопросы, чтобы тот посмотрел на себя самого и увидел, что его ограничивает изнутри.
Есть и другие подсказки для молодого психолога, которые показывают, на сколько его мышление скованно стереотипами. Чего только стоит диалог Колдера с одним из пациентов психлечебницы:
Др. Колдер: Вас обвиняют в убийстве и расценивают как невменяемого.
Пациент: В нее вселялся демон. В мою соседку — миссис Каш. Он появлялся и исчезал. Его никто не видел. Кроме меня.
Др. Колдер: Как он выглядел? Этот демон?
Пациент: Вы когда-нибудь видели «Пришельца» с Сигурни Уивер?
Др. Колдер: Он выглядел как огромное насекомое?
Пациент: Нет. Он выглядел, как Сигурни Уивер
Однако, ни эти подсказки, ни вопросы Доктора Пауэлла не срабатывают. А почему? Потому что у Колдера есть второе внутреннее препятствие: он хочет получить ответ из вне тогда, когда он находится внутри. Этот подход срабатывает, когда нужно получить новую информацию, но совершенно бесполезен, когда речь идет о новом знании.
Тогда Доктор Пауэлл, который уже полностью перехватил инициативу, решается провести Колдера через новый опыт. Он устраивает ему экстремальное испытание: когда ответ на вопрос — «что же меня ограничивает?» становится для исследователя вопросом жизни и смерти. Результат впечатляет. Сначала молодой психолог выдает все свои страхи — страх потерять контроль, страх потерять свободу. И это действительно ограничения, но новое знание не может отобрать того, чем не владеешь на самом деле. Ведь Колдер в действительности ничего не контролирует, и его свобода — лишь мнимая. С третьей попытки Колдер приходит к нужному ответу — «я потерял свои иллюзии». Это единственное от чего действительно избавляет человека новое знание — от иллюзий.
Это парадокс — как можно найти ответы о себе где-то во вне? Казалось бы, ответ очевиден: «ты сам — загадка и ответ». Тем не менее, в эту внутреннюю ловушку попадает каждый искатель. Даже если у тебя есть искренне желание узнать истинные ответы о себе, ты все-таки надеешься получить их в виде внешних объяснений: безопасных и ни к чему не обязывающих. Хочешь получить новое знание, но продолжать жить по-старому. Потому что боишься потерять контроль — ведь надо довериться Мастеру, боишься — потерять свою мнимую свободу — то есть возможность не прикладывать усилий. И не видишь, что единственная возможность получить собственные ответы — это самому пройти через новый, порой экстремальный опыт. А единственное, чего тебя лишает работа над собой — это твои иллюзии.
Результаты исследования: приобретения и потери
В финале фильма мы видим, что истинные результаты исследования Доктора Колдера совсем не совпали с его изначальными ожиданиями. Он рассчитывал приобрести: карьерный трамплин, известность, одобрение окружающих. Но сам опыт исследования изменил что-то внутри него, и на деле он приобрелготовность потерять то, чем так раньше дорожил, чтобы открыться новому знанию. Разумеется, чуда мгновенного преображения не произошло, зато исследователь потерял какую-то часть своих иллюзий. Он искал причины поведения Доктора Пауэлла, а увидел — что на самом деле движет его собственным поведением:
«Однажды вы задали мне вопрос:что это за узелки, которыми я связан?
Я думал об этом. Это не работа. Я люблю работу.
Это игра. Игра, Итен. Она так мне удавалась!
Я был уверен, что меня любят все нужные люди. Ночью я в уме прокручивал списки: Хорош ли я был с Беном Хиллардом? А с доктором Джозефсоном? Хорошо ли я вёл себя со всеми, кто мне помог? Хорошо ли я веду себя с людьми,которые могут нанести мне вред? Чтобы никто не подумал, что я слабый или неудачник.Это игра, Итен. Но знаете что? Вы научили меня, как жить вне игры.Знаете, что меня очень пугает? Что я возвращаюсь в игру.»
Духовная работа также часто приводит искателя к совершенно неожиданным результатам и открытиям. Например, вдруг начинаешь видеть, что все время озабочен только одним вопросом: «нравлюсь ли я окружающим?», за которым стоит вечный страх потерять их расположение. Открытие не из приятных. Однако, как только ты в своем внутреннем исследовании доходишь до истинных корней своего поведения — появляется реальный шанс изменить ситуацию. Проработать страх, ослабить его внутреннюю диктатуру. А это и будет еще одним шагом в продвижении на Пути.
В заключении хочу отметить, что мои наблюдения не исчерпывают всех смыслов, заложенных в фильме «Инстинкт», а мои выводы далеко не все, что можно сказать об исследовательском подходе в Поиске. Возможно, вам захочется самим посмотреть этот фильм, и он также, как и мне придаст вам вдохновения для работы над собой. Искренне желаю, чтобы ваш Поиск стал увлекательным исследованием и принес вам новое знание.