Есть два варианта отсутствия собственной воли (себя):
1 — вас нет, есть желания, 2 — вас нет, есть Воля Бога (Бог).
Между этими двумя состояниями лежит Путь.
Мастер.

Оглядываясь назад, я понимаю, что пришёл на Путь в поисках силы. Недовольный своей жизнью, я искал способ ее изменить. И рассчитывал это сделать, изменив окружающий мир в свою пользу. «О чем человек думает, тем он и становится», — гласит суфийская поговорка. Мои поиски привели меня к различным магическим и полумагическим практикам, благо этого добра в интернете всегда было предостаточно.

Однажды, во время одной из практик, я впервые почувствовал свое «внимание», и что я могу им управлять. Это был новый и необычный для меня опыт. В попытке понять, что же я нашел в себе, я наткнулся на видео лекции Мастера. Так я пришёл в Школу. Помню свое удивление и непонимание, когда в группе, в которую я попал, мне объяснили, что важную роль в этих практиках играет внутреннее состояние человека, и для начала нужно привести себя в порядок. Оказывается, я был не в порядке… Мне повезло с группой. Участники группы не ограничивали себя традиционными целями. Например, пресловутая «остановка внутреннего диалога» не была для них итогом работы над собой, а рассматривалась лишь как побочный эффект от работы с умом.

В начале обучения меня интересовала только осознанность, а все, что касалось «мистической стороны» Поиска, воспринималось мной скептически, с внутренним сопротивлением. Доходило до абсурда. В книгах и лекциях Мастера я старательно избегал всего, что касалось Бога или «мистической» составляющей. Ситуация изменилась гораздо позже, когда в практиках был получен первый опыт взаимодействия с Высшим. Когда ранее бывшее лишь умозрительным знание переходит в опыт и проживается, тогда меняется и восприятие. Перечитывая книги Мастера, я стал находить в них ключи к тому, что происходит со мной.

Со временем выполнение практик перестало восприниматься как необходимость и вызывать сопротивление. Оно стало частью жизни. Слой за слоем, именно так это воспринималось мной, снимались подавленные ранее эмоции. Старые цели, с которыми я пришёл в Школу, потеряли актуальность и отпали. Их сменили другие, не всегда четко мной осознаваемые. Возникла, как я сейчас понимаю, внутренняя компенсация, и однажды я с удивлением обнаружил в себе страх потерять тот уровень внутреннего комфорта и спокойствия, которого уже успел достичь. Проработав этот страх, я смог двинуться дальше.

Привязанность к комфорту и удовольствиям повторно проявилась не так давно. Группа планировала собраться и отметить день рождения двух ее участников. Договаривались мы об этом заранее, еще за месяц до события. Все шло нормально. Пока за день до этого момента я не понял, что совершенно не хочу участвовать в этом мероприятии. Реакция была сильной, и я стал на ходу придумывать какие-то отговорки, объяснять, что, к сожалению, не смогу прийти, ссылаться на загруженность работой. Эта неожиданная реакция меня заинтересовала, и я начал смотреть на нее, пытаясь понять, что же лежит за ней. В созерцании мне открылось, как в уме последовательно промелькнуло два образа. Один с возможными отрицательными последствиями этого праздника (плохое самочувствие утром), и как альтернатива другой образ (с разными вариантами спокойного и приятного времяпрепровождения в домашнем уюте). Образы промелькнули в уме очень быстро, и в моменте я их не заметил. Так же не заметил, как изменилось мое состояние. Обратил на это внимание чуть позже, решив посозерцать. И тут я увидел, как эта пара образов (уйти от плохого — прийти к хорошему) тонко пронизывает всю мою жизнь. Как под действием сиюминутного состояния становится неважным то, что еще пять минут назад казалось значительным, как меняются принятые решения. Увиденное повергло меня в шок. Если вся моя жизнь зависит от смены состояний и управляется ими, то где же, собственно, тогда я сам? Ответа на этот вопрос не было, а сильное желание выйти из этого замкнутого круга меня никак не отпускало.

Это было явное помрачение ума. Я не хотел в это верить, но другие участники группы подтвердили мою печальную догадку. Я стал читать зикры Отбирающий (привязанности), Дающий (свободу) и молиться — «Господи, дай мне силу, чтобы пройти этот участок Пути». «Путь — это смена состояний», — говорит Мастер. Видя, как состояния сменяют друг друга (пришел гнев/ушел гнев, пришла печаль/ушла печаль), понимаешь, что что бы ни происходило в моменте, скоро текущее состояние изменится, и не нужно придавать ему большого значения. За несколько дней чтения зикров и молитвы меня «отпустило», и я смог принять текущее положение вещей. Кроме того, я нашел для себя ответ, где же в происходящем могу быть «Я». Ответ оказался простым, это «Я» проявляется в следовании одной линии поведения, в следовании принятому решению, независимо от своих состояний или обстоятельств.

Еще через несколько дней, во время чтения молитвы — «Господи, дай мне силу, чтобы пройти этот участок Пути» — я получил на нее ответ. В один момент я увидел, почувствовал, заметил в себе новую для меня силу (возможно, она была во мне всегда). Как и большинство трансцендентных переживаний, это ощущение сложно описать словами. Это одновременно и сила «Жизни», и мое «Я». Эта сила наполняет. Не переполняет, как тревога, толкающая к действию, и не дает самоуверенности или ощущения, что все возможно, как желание. Просто присутствует и наполняет, и просто есть. Есть некая постоянная сила во мне самом, на которую я могу опереться. «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир», — говорил Архимед. И теперь это стало возможно, когда эта сила стала видна и осознаваема. Любые привязанности не имеют особого значения, и могут быть преодолены. Без всяких «я могу», «я буду», «мне надо». Такой простой факт.

Переживание длилось несколько минут и потом ушло. Это можно сравнить с пламенем свечи, которое колеблется на ветру и почти гаснет, но вдруг разгорается на несколько мгновений с необычайной силой. С тех пор что-то во мне изменилось, открылась новая грань в жизни, которую я без промедления кинулся исследовать. Как будто стала разжиматься сжатая прежде пружина. Появилась новая энергия, и то, что раньше было недоступно и невозможно, — стало нормой. Например, практически спокойно, без гнева, могу говорить людям то, что реально думаю и чувствую, и делать без оправданий перед окружающими то, что хочу и считаю необходимым. Это стало заметно в различных жизненных ситуациях.

Однако стоит заметить, что исследуя новые территории я взял с собой в попутчики все старые привычки, и друзья мне отражают и показывают, что это не всегда адекватно ситуации. Что меня заносит в каких-то моментах, я проявляю напор и жесткость там, где, может быть, нужно проявить терпение и сопереживание. Пришло понимание, что нужно учиться балансировать, соизмерять свои силы с необходимостью их применения, соразмерно и адекватно ситуации. Часто при внешнем сходстве действий их основа различна. В начале мы действуем из своих желаний и стандартных реакций, будучи ограниченными ими. С течением времени ситуация меняется, и мы начинаем действовать из необходимости.

Наблюдая происходящее со мной и с коллегами в группе, понимаю, что необходимость и намерение играют ключевую роль на Пути. В обычных жизненных ситуациях, когда мы раскачиваемся на качелях собственных желаний и привычных состояний, наше намерение мягко говоря «размазано». А вот когда наша текущая ситуация «задолбает до чертиков» так, что продолжать жить в ней не представляется возможным, тогда и формируется намерение все это изменить. Тогда начинаются активные поиски выхода и открывается дверь к нашим изменениям. Без необходимости рассчитывать на изменения не представляется возможным. Эта «схема» работает, но является совершенно непредсказуемой, когда еще наступит это время и ситуация задолбает. Не буду скрывать, иногда я и мои коллеги по группе ждем подходящего момента для изменений, откладывая действия на неопределенное потом.

Конечно, есть еще вариант прямого вмешательства в нашу ситуацию Бога. Мы можем и сами выступать инициатором такого вмешательства с помощью молитвы, но не всегда готовы принять ответ в той форме, в которой он приходит. Однажды вернувшись домой со школьного семинара, проведя несколько дней в другой обстановке, я посмотрел на свою привычную жизнь и понял, что происходящее меня совершенно не устраивает. Захотелось все бросить и переехать в другой город. Понимая, что меня опять «занесло», я написал куратору, и мы договорились о разговоре по скайпу вечером. По пути домой я молился — «Господи, помоги мне решить, что делать дальше, Господи, укажи мне путь». Через несколько минут мне написал куратор и по объективным причинам перенес наш разговор на следующий день. Первой моей реакцией был шок и гнев. Как же так, я молился о скорой помощи, а в ответ не получил ничего кроме ее откладывания. Выразив гнев, я посмотрел на происходящее и увидел свою надежду, что «большой, умный, всезнающий дядя» или, чего мелочиться, сразу Господь, дадут мне готовое и правильное решение, мне останется только следовать. Пришло понимание, что со стороны я могу получить совет на свой запрос, но со своими проблемами и ситуациями в любом случае разбираться нужно мне самому. Мне самому принимать конкретные решения и самому реализовывать их своими силами.

Сейчас я вижу еще одну возможность двигаться — опираясь на свою волю и решения. Возможность своим усилием собрать и сфокусировать эти «размазанные» необходимость и намерение, не доводя ситуацию до крайности и не надеясь на вмешательство свыше. И постепенно, шаг за шагом, двигаться вперед, оставаясь открытым новому.