1

Переживание становится опытом, когда оно сформулировано словами – с описанием своих ощущений и их осмыслением. Сам по себе перевод ощущений в слова есть процесс спонтанного созерцания, которым владеет каждый человек, хотя кому-то оно даётся лучше, а кому-то – хуже. Запрос на изменения – себя, своих обстоятельств или обстоятельств глобальных – тоже должен быть оформлен словесно после соответствующего процесса созерцания причины своего запроса.

Если вы хотите изменений, за этим лежит какая-то необходимость и неудовлетворённость тем, кем вы являетесь сейчас, или обстоятельствами, в которых вы оказались. Неудовлетворённость – в первую очередь ощущение, и оно требует осознания и вербализации. Вот вам банальный пример: допустим, что я не удовлетворён отношениями, в которых сейчас нахожусь. Варианты причин неудовлетворённости выглядят так: мне недодают того, в чём я нуждаюсь (секса, внимания, заботы, любви, денег); меня заставляют давать то, что я давать в таких объёмах не готов (секс, внимание, деньги и т.д.); меня вынуждают делать то, что мне не нравится (ходить в гости, общаться с неинтересными для меня людьми, заниматься спортом и прочее, и прочее); прошла любовь и отношения стали в тягость; меня тянет к другой (другому); наши взгляды на совместную жизнь и жизнь вообще, до которых поначалу нам не было дела, оказались очень разными. И вот кто-то может посмотреть прямо на причину своей неудовлетворённости, а кому-то помешают идеи о дозволенном и допустимом, и образ прекрасного себя. В итоге проблема окажется недоформулированной или не сформулированной вовсе, а запрос на изменение ситуации повиснет в воздухе. Поэтому хорошие и правильные люди так любят вынуждать своих партнёров принимать решения о разрыве, ведь самих правильных людей почти всё устраивает, ну кроме, может быть, каких-то мелочей, о которых и говорить-то даже неловко…

Формулирование запроса на Пути имеет огромную важность для искателя, но, без осознания истинных причин своей неудовлетворённости, определение получится либо неточным, либо неверным. И здесь мы быстро придём к разделению необходимости и неудовлетворённости, признав, что необходимость может быть высокой и, что называется, длинной; а неудовлетворённости сменяют друг друга чуть ли не каждую неделю. Конечно, бывает хроническое недовольство собой или всеми людьми в целом – в этом смысле ДЛИННЫЕ неудовлетворённости тоже встречаются часто. Но в том, что касается формирования запроса на перемены, в повседневной реальности искателю приходится иметь дело с так называемыми текущими неудовлетворённостями, проявляющими себя, как сиюминутные доминанты.

Понятно, что самый простой запрос на перемены осуществляется через молитву. Здесь просить об избавлении от текущих неудовлетворённостей вполне возможно. Причём, если вы не уверены в себе, то просить можно и об уверенности, и тогда избавление случится через обретение качества, которого вам не хватало. Не бывает молитвы, не сформулированной словами, как и не бывает запроса, который есть где-то глубоко у вас внутри, и который Господь должен Сам считать внутри вас и выполнить ради вашего блага и удовлетворения. Чушь полная, но я неоднократно слышал подобные заявления от людей, считающих себя необыкновенно духовными. Несформулированный запрос – это просто очередная неудовлетворённость, которую вы не хотите осознавать, оставляя её подвешенной внутри, в надежде, что она сама собой рассосётся. И уж, конечно, Господь не станет заниматься её разрешением, если вы сами не хотите даже пальцем шевельнуть для изменения ситуации.

Молитва – средство для постоянного взаимодействия с Богом; она, всё-таки, в большей степени предназначена для обретения помощи в решении сиюминутных проблем и задач. Есть другой вид запроса и, с точки зрения стратегии на Пути, он важнее молитвы. Это запрос на то, каким должен быть ваш Путь, что на нём должно происходить. Я говорю о запросе на перемены только потому, что именно этот запрос обеспечивает постоянное движение по Пути. Но также бывают запросы на стабильность состояний, на безопасность, на ровность и гармоничность продвижения… Всякие бывают запросы, а от них прямо зависит, какие возможности на Пути откроются, и как вы будете продвигаться. Милость для всех никуда не девается, её правила распространяются и на искателей, а постепенное приближение к Богу только усиливает её действие.

Другими словами, внутренний запрос на продвижение часто касается не только того, КУДА двигаться, но и того, КАК двигаться. К этому же, в итоге, лепится готовность и неготовность, как её понимает сам искатель; а также финальное желание – то есть сама цель движения.

 

2

Не стану врать, что мой запрос на Пути всегда сводился к быстрым переменам, или к переменам вообще. Как-то, стадии следования Воле, несколько лет никаких перемен со мной не происходило, но и запрос мой тогда был на искупление, а не на продвижение. Надо было бы просить принятия, но оно выглядело неуместно простым решением, а потому я искал искупления, которое в итоге и получил, хоть ничего особенно приятного в этом не было.

В общем, запрос может быть даже не связан с ситуацией Пути, и это не слишком удивляет: Путь длится годы, и жить одним только им всё равно не получится – какие-то «внешние» ситуации будут оттягивать на себя внимание, формируя иные запросы. На этапах трансформации или в умиротворённом нафсе запрос может исчезнуть совсем, а внутренняя работа при этом станет весьма вялой. Запрос на продвижение, достижение, изменение и прочее, и прочее, – может исчезать, появляться, и заменяться на другой. Но без запроса на Пути делать нечего, и тот, кто теряет его навсегда, в итоге покидает Путь, возвращаясь к стандартным мирским запросам, наиболее распространённый из которых формулируется на основе простого желания «иметь много денег, и не работать». Редко кого этот запрос приводит к большим деньгам, но вожделенное безделье обретают многие.

Далеко не всегда запрос, с которым человек приходит на Путь, формулируется ясно. Часто это некий образ в уме; наполовину ощущение, наполовину картинка – которая тоже не прорисована детально. Такой запрос может быть многосоставным – здесь и улучшение самочувствия, и приближение к Богу, возможность прозревать будущее, чтобы, значит, видеть всё наперёд… И всё это – без толку.

Смутно осознаваемый запрос «работает» слабо; запрос, содержащий в себе смесь как бы важных необходимостей, в большинстве случаев не работает вовсе. Тот, кто хочет всего – просто не знает, чего хочет на самом деле; его истинный запрос ещё не сформирован, и к Пути он притянулся случайно, в надежде на чудо. Тот, кто знает свои необходимости, понимает их иерархию, и выбирает то, что ему действительно нужно. Когда понятно, что главнее всего, жизнь становится проще, а Путь – прямее.

Существует понятие интеллектуальной честности – когда мыслитель рассматривает все связи и следствия своих умозаключений, не фильтруя их по принципу «нравится-не нравится», и не отворачиваясь от того, что выглядит совсем уж неприглядно. Тому, кто захочет точнее сформулировать свой запрос, необходимо стремиться к честности созерцания. Смотрите на то, как вы хотите двигаться, и к чему собираетесь прийти, без осуждения себя и без довольства собой. Созерцайте свой образ Пути, образ себя на Пути – так ваш запрос станет для вас понятнее, если вы ещё с ним не разобрались. Словесная формулировка родится в этом созерцании; позже она может уточниться или остаться прежней, но она – уже будет. Вы будете понимать свой текущий запрос и тогда увидите, как Милость открывает вам возможность его осуществления. Это, по сути, ещё один уровень взаимодействия с Творцом, обычно выпадающий из внимания людей, не понимающих важности запроса и механизма действия Милости для всех.

Говорят, что путей к Богу существует столько же, сколько есть людей на свете. Я бы сказал, что Путь – один, но способы его прохождения бывают разными. Тот, кто использует многие способы – движется быстрее, и быстрее попадает в ту точку Пути, которую выбрал для себя финальной и всё завершающей.