Вот что прославленный православный старец Кирилл (Павлов) писал о Боге: «Господь желает, чтобы мы просили Его и любит сие. Чем дольше Его просят, тем щедрее Он бывает; чем дольше Он медлит, тем больше даёт. В то время, когда Господь не посылает нам просимого, Он как бы готовит, как бы определяет, как лучше наградить нас. Наша неотступная просьба столько же приятна Богу, сколько людям она противна: из неё Бог видит, что мы усердно желаем просимого и что мы не хотим получить этих благ ни от кого, кроме Бога.»

Что сказать, каждый мистик, много взаимодействующий с Господом, рано или поздно узнаёт о том, что Бог действительно хочет, чтобы к Нему обращались, и чтобы Его просили. Зачем Всемогущему наши просьбы – вопрос открытый, однако, мне нравится тот вариант ответа, в котором утверждается, что чем больше людей обращает внимание к Богу, тем сильнее Его Присутствие проявлено в нашем мире. Кроме того, невозможно явить всемогущество, если нет никого, кто бы нуждался в срочной помощи.

Согласно старцу, просьба должна быть неотступной, то есть её источником должна стать действительно высокая необходимость в помощи, а не мимолётная прихоть или каприз. Опыт молящихся показывает, что чем выше необходимость в ответе и помощи Господа, тем быстрее этот ответ и приходит. Необходимость может иметь разные источники – здесь и сильное желание, и сильный страх, и внешние трудности, и беспокойство за близких, и потребность в изменении своего состояния, и в исцелении от болезни. Впрочем, одной необходимости мало: без веры в то, что Господь сможет помочь, что Он тебя слышит, и что ты достоин Его помощи, молитва не будет иметь силы. Внутренняя уверенность в том, что молитва не получит ответа, равна заявлению: мне, Господи, ничего от Тебя не надо; так уж это работает. Есть в практике молитвы свои законы и правила, которые искренне молящиеся познают на опыте, а не молящимся их знать и не нужно.

Если предположить, что человек получает ответы на свои молитвы, то вскоре все серьёзные необходимости его будут удовлетворены. Тогда просить Бога ему будет особенно не о чем, и останется только благодарить Его или читать нечто общевменяемое, вроде «Отче наш», или подобных ей, молитв. Просить помощь без необходимости – занятие не слишком умное и очень бесплодное. Так просящий обесценивает и свои собственные усилия, и возможность чуда, когда потребуется, чтобы произошло нечто реально важное, трудноосуществимое и почти невероятное. Но как же тогда угодить Господу, любящему, чтобы Его просили? Где взять настолько стойкую необходимость, которая могла бы оставаться постоянно актуальной, давая силу молитве и делая обращение к Творцу искренним и живым?

В миру такую необходимость обрести достаточно сложно, а на Пути она возникает сама собой. Искатель постоянно выходит за рамки прежнего опыта, а потому нуждается в ведении, наилучшее из которых – от Господа. Внутренняя работа – это регулярное обновление необходимостей, когда нужна помощь, например, в том, чтобы увидеть подавленное и суметь выразить его, сняв запрет ума на его проявление и выражение. Задач, выглядящих непосильными, на пути искателя возникает немало, и каждая из них становится необходимостью, позволяющих обратиться к Богу за помощью в их разрешении. И уж Пути к Богу никто лучше Него не знает, а значит, только Он и может быть лучшим проводником к Себе. И тому, у кого есть необходимость в близости с Господом, она и становится неиссякаемым источником для обращений к Нему. А ежедневно просящий из необходимости постепенно и узнаёт, как Господь относится к подобным просьбам, и как Он на них отвечает или не отвечает. Потому что практика не только критерий истины, но и способ её познать.