Существует аксиома, утверждающая, что внешнее всегда каким-то образом соответствует внутреннему. Глаза, например, зеркало души. Или есть такая наука - физиогномика, где по чертам лица (а не по его выражению) определяется характер индивидуума. Кроме того, разве трудно по нательному кресту определить, во что верит (или хотел бы верить) тот или иной человек?
Что вверху, то и внизу, - говорили древние мудрецы. Что внутри, то и снаружи, - вторят им мои современники. В рамках работы по смешиванию верха с низом или становлению с ног на голову они утверждают, что раз уж человек устроен по подобию Божьему, то сам и должен быть Творцом своего мира. Чтобы чувствовать себя в нём хозяином и иметь возможность удовлетворения всех желаний.
Раньше для этого применялась магия. Однако она должна была призывать на помощь разные высшие или низшие силы, творя свои ритуалы снаружи человека - в видимом мире. Древние, конечно, кое-чего не понимали. Теперь, в наше просвещённое время, вся магия происходит непосредственно внутри человека. Неодолимой силой намерения. В описании этой могучей силы можно встретить самые разные понятия: тут и решимость иметь, и концентрация внимания, и сила Души... Но лично мне больше всего понравилось объяснение от Дипака Чопры: намерение – это желание без привязанности к результату. Сразу чувствуется, что человек знает, о чём говорит.
Порой у меня возникает ощущение, что наш век - время абсолютного дилетантизма. То, что современные недоучки называют намерением, не умея толком объяснить значение этого термина, в стародавние времена было известно как воля мага, которая тренировалась особым образом, чтобы быть использованной во время проведения магического ритуала. Но нашим скорохватам не до ритуалов - они мечтают давить своим намерением на мир и людей до тех пор, пока Бытие не прогнётся под все их скороспелые желания. Или до того момента, когда их намерение сдуется.
Другими словами, если твои внешние дела не в порядке - виноват ты сам. Потому что: либо ты неправильно желаешь (с неправильным намерением), либо неправильно думаешь - чересчур негативно. То есть все внешние проблемы проистекают из плохого внутреннего состояния ума. И выходит, что ты сам творишь свой мир. В эту схему можно уложить любое событие человеческой жизни, объяснив, почему всё произошло так, а не иначе, и где ты сам не доработал (плохо хотел). Схема практически безупречна. Ею, в той или иной форме, пользуются все тоталитарные секты мира. Однако нужно понять одну вещь: эта схема работает безукоризненно только в рамках той картины реальности, которая принимает за аксиому утверждение, что мир всего лишь проекция наших желаний. То есть крайне примитивную, магическую по своей сути, картину. Принимая её, вы принимаете правила игры, но помните, что всё это не более чем очередной сон разума.
Тем не менее, вопрос о связи внутреннего и внешнего остаётся. Я не раз слышал от своих знакомых заявления вроде: читал на днях одну книгу, духовную такую, о том, как правильно жить, и меня так торкнуло, я всё понял, мне открылось что к чему... Эти слова есть внешнее выражение внутренних переживаний. И они пылают такой страстью, что им веришь. Отчего бы не поверить воодушевлённому человеку? Но проходит немного времени и становится очевидным, что человек живёт также как и жил, полностью позабыв обо всём, что его так торкнуло... Поэтому-то никто и не верит словам - уж слишком поверхностно их внешнее выражение. Суть человеческого бытия гораздо глубже. Слова же отражают переменчивые состояния ума.
А вот путь от обратного: чтобы изменить внутреннее нужно сначала измениться внешне. Например, сменить причёску. Говорят, меняет самоощущение себя и настроение. Или начать жить согласно установленным до тебя правилам - регулярно молиться и всё такое. Или заняться йогой. Не для здоровья, как сейчас принято, а для установления связи с Всевышним. Выполнять асаны, возвышаясь в Духе. Тело-то, как ни крути, есть внешняя вещь по отношению к сознанию. И можно пытаться, меняя его состояния, влиять на что-то внутри, и меняться внутри тоже.
Известно, что внутренней причиной, поддерживающей привычку курить, является избыток печали. Печаль эта подавлена и, чаще всего, неосознаваема курильщиком. Источником же печали служат нереализованные желания – то, чего всегда хотелось, но так и не удалось осуществить. А желания формулируются на основе идей, которыми обусловлен человек... Такая цепочка. И вот так одна привычка помогает скомпенсировать глубокую внутреннюю неудовлетворённость. И пока человек не станет более счастливым, он не сможет отказаться от курения - он может только подавлять желание курить, увеличивая и без того немалую печаль.
Очень большая часть внешних привычек и проявлений человека служат не выражением, а компенсацией его внутренних проблем. Хотя и компенсация - это тоже выражение, в своём роде.
Другая история: человек имеет сильное желание. Неважно чего. Тогда оно становится двигателем его бытия - но не в том, не в магическом смысле. Просто, принимая решения, он всегда исходит из интересов реализации этого своего самого главного желания. Когда есть выбор, то выбирается путь, максимально приближающий человека к желаемому. Или так: имеется сильный страх ошибки. Исходя из него, из такого внутреннего состояния, человек будет до последнего затягивать принятие любых, даже жизненно важных решений, предпочитая, чтобы за него решала "судьба". То есть другие люди.
Причём страх, чаще всего способствует тому, что как человек, казалось бы, ни старается, обстоятельства его жизни остаются прежними. А подавленные желания способствуют приведению человека в разные внешне, но одинаковые по сути ситуации. Предопределяя возможный выбор человека, они лишают его выбора.
Можно пытаться изменить бытие через внешние вещи. Мне в этом смысле более всего нравится, когда йоги встают на голову, чтобы с помощью механической силы гравитации ускорить прохождение кундалини через чакры. А она, пройдя через них также механически, должна избавить адептов от бессознательности и вредных привычек, наградив их полным Светом Сознания и другими прелестями. Ещё можно повторять волшебную мантру по тысяче раз в день, надеясь на чудо очищения через неё и мгновенный выход за пределы ума. Можно надеяться на милость Господа, моля Его изменить твою жизнь, без приложения собственных усилий.
А можно немного напрячься и попытаться искренне взглянуть на причины, из-за которых ты находишься именно в таком, а не каком-нибудь другом положении. Посмотреть и увидеть, что двигает тобой, или, наоборот, не даёт сдвинуться с места. Осознать эмоции, желания, идеи. Выразить подавленное, расстаться с нереализуемым. И измениться внутренне. А внешнее - подтянется.