Представьте себе, что вы долгое время жили в мире, который был узким, достаточно враждебным, имел в себе соблазны, однозначно признанные опасными, а также предписанные удовольствия, вкупе с назначенными свыше праздниками. Жизнь была полна запретов, а неправильное поведение осуждалось не только окружающими, но и вами самими. Представьте себе, что в один прекрасный день, все внешние запреты были отменены, и тут оказалось, что мир может стать совсем другим – куда более радостным, а жизнь наполнилась новыми смыслами, существенно расширяющими или напрочь отменяющими прежние границы запретного и дозволенного. Если вам удалось представить это достаточно ясно, тогда вы сможете ощутить то, что испытывают люди при переходе из осуждающего нафса к вдохновлённому. Это чувство освобождения и снятия запретов очень характерно для начальных состояний стоянки вдохновлённого нафса. Одновременно приходит новое видение мира, своей ситуации и возможностей развития, а также обнаруживаются новые, неведомые ранее, смыслы и объяснения сути собственной жизни.

Конечно, это видение не то, о каком говорят просветлённые. Переход к вдохновлённому нафсу осуществляется через отказ от веры в одни идеи и принятие на веру других, с иным, более «свободным» содержанием. Прежние идеи сделали вашу жизнь унылой и обременённой постоянным самоосуждением, новые – сменили ваше видение, отменив необходимость есть себя поедом и объяснив, например, что ваши проблемы – следствие плохой кармы из прежних жизней. А если изменить поведение, начав копить хорошую карму, тогда и жизнь быстро наладится и сделается счастливой. Или так: раньше вы были игрушкой в руках судьбы и обстоятельств, а теперь можете начать управлять своей жизнью с помощью трансерфинга реальности или рунической магии. Новые описания реальности вдохновляют вас и дают вам повод к действию, невозможному ранее. 

Вдохновение от освобождения, вдохновение от смены ракурса восприятия и обретения новых перспектив, вдохновение от возможности жить по-новому – вот чем живёт и насыщается нафс третьей ступени. Но вдохновлённость – штука нестойкая, и потому её постоянно требуется поддерживать и обновлять. В связи с этим люди вдохновлённого нафса обожают общение – как с себе подобными, так и с прочими; рассказывая другим о предмете своей вдохновлённости, они делятся с ними тем возбуждением ума, которое сопутствует их восхищённому увлечению.

Ступень вдохновлённого нафса – детство искателей, и потому они, ровно как дети, готовы поверить во что угодно и повестись на самые нелепые обещания. Вдохновлённый нафс наивен, дружелюбен и порой неразборчив в выборе очередного учения, которым теперь станет восхищаться. И да – достаточно частая смена одного объекта вдохновения на другой тоже входит в список действий, присущих этой ступени развития искателя. Если же человек останавливается на каком-то одном учении или Пути, начав выполнять его практики, тогда может начаться движение к переходу на следующую ступень. Но так происходит далеко не со всеми искателями, и стадия их детства иногда затягивается на десятилетия. Тогда их поиск сводится именно к поиску источников для поддержания вдохновлённости, хотя и маскируется под поиск просветления, высшего «Я» или других прекрасных вещей и состояний. Те, кто не хочет взрослеть, находят себе прибежище в непрестанном поиске лёгкого пути и мгновенного достижения цели.

Переход во вдохновлённый нафс не обязательно связан с духовным поиском. Можно вдохновляться светлыми идеями гуманизма, высокой нравственности и принятия всех людей такими, какие они есть, свято веря в то, что все люди несут внутри себя что-то хорошее. Можно открыть для себя мир высокого искусства и философии. Но полноценный вдохновлённый нафс должен иметь для себя перспективу развития, надежду на обретение Божественной Любви, просветления или чего-нибудь в этом роде, потому что мелкими вещами вроде увеличения совокупного дохода на душу населения в два раза ему не вдохновиться. Нужна предельная цель, к которой можно стремиться, и которая при правильном практическом подходе приведёт человека к следующей перемене нафса.

Очень трудно вдохновляться тем, что окружает тебя с самого детства. Человеку, выросшему в христианской культуре, куда проще увлечься буддизмом, чем погрузиться в изучение мистических тонкостей христианской доктрины. Экзотика привлекает; кроме того, привлекает и атрибутика – статуэтки, чаши для подаяния, одежды и прочее. Людям вдохновлённого нафса нравится иметь дома материальные символы той веры, которой они очарованы, им нравится слушать мантры или духовную музыку. Нередко их увлечённость внешней стороной учения перевешивает его внутреннюю сторону, которую, в итоге, они знают весьма поверхностно, и паломничества по святым местам даются им легче, чем духовная практика.

Вдохновлённый нафс остаётся эмоционально нестабильным, для него всё ещё характерны перепады настроений и взлёты к вершинам восторга и вдохновения, с последующими падениями в ощущение глубокой неудовлетворённости и даже депрессии. Если учесть, что чистый беспримесный нафс встречается не так уж и часто, то чем больше в искателе, добравшемся до третьей ступени развития, остаётся черт предыдущего, осуждающего нафса, тем больше он склонен к такого рода «падениям». По мере дальнейшего продвижения таких резких перепадов уже не случается, а на ступени умиротворённого нафса они исчезают совсем.

Переход с третьей ступени на четвёртую чаще всего сопровождается тем, что христианские мистики называли «тёмной ночью души», то есть первой значительной трансформацией. На стоянке вдохновлённого нафса с человеком случаются трансцендентные переживания, которые, собственно, являются следствием вхождения импульса Милости Бога во внутреннее пространство искателя. По мере вызревания нафса и целенаправленной работы над собой человек становится готовым не к побочным эффектам Милости, а к её истинному трансформирующему воздействию. Небольшие трансформации случаются и до того, как наступит «тёмная ночь души», но именно она становится водоразделом между вдохновлённым и умиротворённым нафсом. Во всяком случае, движение к полному умиротворению всегда начинается с трансформации, просто выраженность её проявлений может быть разной. Как и состояние человека на выходе из неё – ведь чем трансформация глубже, тем более умиротворённый нафс обретает человек по её окончании.

Между вдохновлённым и умиротворённым нафсом существует разрыв, который невозможно преодолеть, не приложив серьёзных усилий. Вдохновляться можно любыми, по сути, идеями, отменяющими самоосуждение, но умиротворение приходит как следствие освобождения от большей части идей, в которые ты свято верил ранее. Поэтому без взращивания осознанности на четвёртую ступень нафса взойти не получится, и поэтому суфии говорят, что без внешнего руководства, без учителя, эта стоянка, как правило, не достигается. Конечно, возможна спонтанная духовная трансформация, происходящая по Воле Всевышнего, и возможно получение Его Милости как ответ на истовую молитву, но этот путь приемлем сейчас далеко не для каждого. Слишком много знания у людей, слишком въелась в ум атеистическая обусловленность, а от того – стало слишком мало веры, чтобы молитва обретала должную силу. В этом смысле практика осознания более подходит современным людям, стремящимся к развитию и трансформации своего нафса.

Если на стадии вдохновлённого нафса с людьми порой случаются трансцендентные переживания, то в умиротворённом нафсе искатели начинают обретать так называемые сиддхи – мистические способности влияния на людей и обстоятельства. Сам человек никогда не знает, какие силы у него откроются, когда это произойдёт, и как долго будет продолжаться. Если вы стремитесь к обретению сил, тогда вы ещё не достигли четвёртой стоянки нафса, и вам остаются только магические ухищрения для получения желаемого. Силы, обретаемые на стадии умиротворённого нафса, как правило, не слишком практичны в смысле обретения власти, к чему обычно стремятся люди низших нафсов. Причём, неважно, какая именно власть вас привлекает – духовная или материальная; власть над обстоятельствами или над людьми. В умиротворённом нафсе всё это теряет свой смысл, а иллюзорность любой подобной власти становится вполне очевидной. 

Силы, пробуждающиеся на четвёртой ступени развития, не остаются с человеком навсегда – они приходят и уходят без следа, как будто их никогда и не было. Если вам хочется обладания ими, тогда ваш нафс ещё не вызрел, и в нём имеется примесь качеств низших нафсов. Так сверхспособности становятся проверкой на вашу готовность к продвижению на следующую ступень развития. Если же вы спокойно воспринимаете их появление и исчезновение, тогда ваш нафс стал зрелым, и вы готовы двигаться дальше.

Сила стремления, которая есть не что иное, как притяжение Света Восходящего Потока Творения, хорошо и стабильно проявлена во внутреннем пространстве человека четвёртой ступени нафса. Она позволяет ему перестать зависеть от желания достижения, что, в свою очередь, очень стабилизирует его психоэмоциональное состояние. Многие подавленные желания и эмоции уже осознаны и рассеяны, а новые не продуцируются и не копятся. Совсем не жить желаниями ещё нельзя, но жить минимумом желаний, больше ориентируясь на необходимости – уже можно. Собственно, именно этим и достигается умиротворённость нафса, в психике которого перестают раскачиваться качели эмоций и чувств. Благодаря росту осознанности появляется внутренняя центрированность и спокойствие. Человек обретает равновесие, и если даже оно теряется под давлением внешних событий, то возвращение к нему не требует длительного времени.

На стадии умиротворённого нафса происходит открытие Сердца, благодаря которому человек, пусть и не сразу, приходит к переживанию прямой связи с Творцом. Тогда начинает формироваться возможность перехода на следующую ступень нафса, что, впрочем, тоже требует определённого времени. Но путь к настоящему принятию Божественной Воли начинается с открытия Сердца. Истины ради, следует сказать, что на четвёртой стоянке человек тоже может получать достаточно регулярные импульсы Воли Бога, которые, в общем, готовят его и к открытию Сердца и к сдаче собственной Воли. Однако вся полнота следования Высшей Воле начинается только на стадии довольного нафса.

Конечно, в силу индивидуальных различий людей нюансы проявлений их стоянок нафса тоже могут быть различными.  Например, трансцендентные переживания и сверхспособности будут разными у большинства искателей. Причём, зачастую, разными по форме, но не по сути. Так и суть состояния нафса будет общей для всех людей, пребывающих на той или иной ступени развития. Отстранитесь от частностей и посмотрите на суть своего состояния – тогда вам станет понятным, где вы находитесь, и к чему вам следует стремиться, чтобы двигаться дальше. Если, конечно, ваша текущая стоянка не превратилась в пункт прибытия, а ваше теперешнее состояние полностью вас устраивает. Пусть и не очень часто, но так тоже бывает. Одно дело, когда вы испытываете усталость от себя и своих реакций, которая, в итоге, приводит вас к поиску трансформации; другое дело, когда вы устали от Пути и усилий, которые требуются для продвижения по нему.

 

Гурджиев сравнивал работу над собой с починкой и отладкой машины. Можно принимать или не принимать эту его метафору, но в сути процесса он прав – есть закономерности внутреннего развития и принципы, по которым осуществляется изменение своих бытийных состояний. И какой бы сильной не становилась мистическая составляющая Пути на поздних его этапах, определённые закономерности остаются и там. Переход с одной ступени нафса на другую имеет свои закономерности и условия, и их знание может весьма помочь тем, кто ищет перемены своего нафса. Ведь знание, как ни крути, всё-таки – тоже сила.