Люди часто бывают недовольны друг другом, и поводом для недовольства может стать почти всё, что угодно – вплоть до «не так сказал» и «не так посмотрел». Энергия гнева – сродни оружию, ранящему не хуже остро отточенного клинка. Попробуйте-ка оставаться спокойными, если на вас кто-то изливает свой гнев. У вас это получится, если вы полностью закроетесь: скрестите руки на груди и мысленно будете слать нападающего подальше. То есть, вам придётся начать защищаться. Если же вы не уйдёте в глухую защиту, вам нужно будет начать отвечать гневом на гнев или просто уйти, избавившись от прямого контакта и болезненного давления энергии чужого гнева. Обида – способ ухода от прямого конфликта; не каждый может орать в ответ, когда орут на него. А особо чувствительные могут получить настоящую пробоину, которая будет ощущаться довольно сильной болью в сердечном центре.

Чем больше у человека нереализованных желаний, тем больше у него гнева, стремящегося излиться вовне. Тем больше он обижен на жизнь и на людей, и тем чаще он ищет повода для изливания накопленного гнева, который может выражаться в диапазоне от постоянного раздражения до самой настоящей озлобленности. При этом большинство раздражённых не видит прямой связи между тем, чего им сейчас не удалось и не досталось, предпочитая срывать свою злобу на тех, кто слабее, или на первых встречных. У не осознающих себя выбора в данном случае считай, что и нет; они, как и прочие, пытаются выжить. У людей Пути ситуация другая.

Молодым искателям, недавно начавшим практиковать осознанность, порой нравится противопоставлять себя и «всех этих бессознательных»; духовное эго – штука малоприятная. Искатели с большим опытом относятся к обывателям без презрения, но чаще всего и без сострадания. Бороться с ними уже нет смысла, но и помогать им, в общем, тоже незачем. Все успешные искатели рано или поздно становятся мистиками, и тогда их отношение к людям вне Пути меняется. Появляется тот самый элемент сострадания, когда можно простить людям их гнев, поскольку не ведают они, что творят, и не обязательно включаться в их гневные игры, живя среди них. А игры таковы: тебя задели – и ты должен задеть; тебя обидели – ты должен отомстить; тебя обругали – ты должен обругать; тебе испортили настроение – и ты должен сделать то же самое. Так гнев передаётся от одного человека к другому, и так волны гнева расходятся, почти никогда не прекращаясь. Тебя вывели на работе – ты везёшь гнев домой и там передаёшь его близким. В общем, не думаю, что здесь нужны подробные примеры, все знают, как волны расходятся. И тем, кто встал на Путь, нет смысла участвовать в передаче и распространении гнева. Если учесть, что люди в гневе часто совершают довольно злые поступки, то передача гнева – это распространение зла. Совсем не нужно в этом участвовать.

Отвечать гневом на гнев – это выбор, который можно отменить. Вам не обязательно «включаться», даже в ситуациях, где гнев льют прямо на вас. Отстранитесь, сместитесь с линии атаки, не дайте себя вовлечь. Понятно, что сразу же избавиться от привычно возникающего ответного гнева получится вряд ли, но если уже принято решение перестать играть в игры гнева, то всё получится быстро. Выбор важен – нас с детства учат защищаться и нападать, а нужно – не вовлекаться. Тем более, что свой гнев, если он возникает, можно сбрасывать в практике выражения. А становиться проводником и передатчиком чужого гнева или выливать свой гнев на окружающих – это, я бы сказал, участие в распространении зла. Если, конечно, мы можем считать злом нанесение психотравм тем, кто слабее нас. 

Пусть уж хоть на нас эти волны останавливаются; это – немного, но лучше, чем око за око, и зуб за зуб.