В недавно вышедшей книжке Макса Мюллера «Введение в науку о религии» в примечаниях сказано: «Для суфизма характерны учение о мистической любви к Богу и конечном слиянии с Ним». Короткое, как и положено, примечание, суть дела вроде бы отражающее. Мистический элемент любви к Богу понятен – человек не может по-настоящему полюбить того, кого не знает, поэтому Господь сначала раскрывается перед человеком, даёт познать ему вкус Своей Любви, и так в человеке инициируется ответная любовь к Богу. Слияние как конец Пути понять куда сложнее, ведь ничего, кроме исчезновения, в этом слиянии человеку не светит. И вот это слияние или единение – настолько непонятная штука, что создать внутри себя искренний запрос на достижение этого состояния очень трудно.

Запрос на обретение конкретного состояния важен и в жизни. Если вы не можете точно и ясно сформулировать, чего вы хотите от совместной с кем-нибудь жизни, то оставляете себе ситуацию неопределённости и живёте надеждой на то, что всё само как-нибудь сложится. А если бы вы решились проговорить всё до конца, то, возможно, сразу поняли бы, что именно с этим человеком желаемое состояние недостижимо; и надо либо отказываться от желания, либо расставаться. Неопределённость формулировок даёт простор для фантазий и надежд; а надежда – это способ бесконечно откладывать необходимое действие, пуская на самотёк и без того не слишком хорошую ситуацию. Неосознаваемый страх понять всё сразу и сразу же разочароваться удерживает большинство людей от того, чтобы формулировать свои желания детально и до конца. Конечно, вас этому не учили, а учили обратному – твои желания детские и глупые, живи нашими взрослыми заботами и желаниями, а свои задвинь подальше. Не думай о себе; думай о том, о чём сейчас всем велено думать.

Люди встают на Путь из желания состояний более высоких, чем те, что бывают в обычной жизни. И тут возникает всё та же проблема расплывчатых формулировок, в которые можно вложить то, что тебе ближе. Найти точную формулировку, объясняющую, что такое просветление, почти невозможно. Я, в своё время, считал просветление состоянием без страданий, но даже с налётом некоего блаженства, и стремился к чему-то такому. Мне важно было уйти от страданий, блаженство не было первостепенным. А что делать дальше, было непонятно, потому что многие вроде бы просветлённые отрицали Путь и не могли объяснить, как конкретно можно достигнуть просветления. А запроса на избавление от страданий маловато для того, чтобы пройти по Пути далеко; страдания кончаются достаточно быстро. Когда путь к цели не прописан или прописан плохо, ничего человеку не остаётся, кроме надежды на чудесное достижение, а надежда не помогает достижению.

Не ленитесь регулярно смотреть на свою текущую мотивацию и формулировку запроса – это важно. Хорошо сформулированный запрос способствует обретению возможностей по реализации желаемого. Подробно описанный Путь помогает в формировании точного и понятного запроса; но найти действительно хорошо и подробно описанный Путь довольно сложно. К тому, что работало тысячу лет назад, чаще всего утрачены ключи, а современность пытается всё упростить, заменив сложные блюда с множеством ингредиентов на разные варианты духовного фастфуда. Тем не менее, стремление к познанию Истины, к открытию в себе новых состояний и уровней бытия позволяют найти ведение свыше и обрести самый прямой Путь из возможных именно для вас.

Во всяком случае, мне помогло именно желание познания – сначала себя, потом – Господа, и так я преодолел ловушку умиротворения, в которую попадаешь, избавившись от тех страданий, что принёс на Путь. Но, понимай я с самого начала ценность точного запроса, Путь к желаемому был бы пройден куда быстрее.