Один умный адвокат как-то сказал: «Если у вас нет времени сидеть, не совершайте преступлений». Работа над собой тоже требует немалого времени; если заниматься ею в промежутках между другими делами, ничего не получится. Занятым людям Путь не осилить, и уж, конечно, найти время для ухода в правильный затвор им тоже трудно.
Для правильного затвора используется любое помещение, в котором ты можешь оставаться в одиночестве, и где тебя никто не потревожит. Оно не обязательно должно быть маленьким, с ограничениями в подвижности затворяющегося, как это делается в некоторых суфийских орденах. Такой цели у тебя нет.
Далее – запасаешься продуктами на неделю; недельного затвора для ускорения продвижения в обычных условиях вполне достаточно. Иногда можно взять 10 дней или две недели, но для длинного затвора как раз и нужны более жёсткие, почти экстремальные условия – постоянная темнота и совсем маленькое пространство, ведь у такого затвора и цели куда радикальнее. Тот вариант практики, что даю здесь я, лучше всего подходит для затвора на 5-7 дней, а потом начинается привыкание ума к новому «образу жизни», и эффект от уединения падает.
Итак, ты выключаешь смартфон, забываешь о компьютере и телевизоре; чтение можно оставить в небольших дозах, и, конечно, читать лучше что-нибудь духовно-мистическое; то, что будет поддерживать тебя в практике. Дальше ты «отпускаешь» свой привычный ритм жизни – то есть расписание приёма пищи и часов сна; ешь, когда хочется есть, и спи, когда хочется спать. Даже если первую пару дней ты будешь спать больше, чем обычно – это хорошо с точки зрения главных целей практики затвора. Выспишься – и всё равно провалишься внутрь.
В идеале нужно выпасть из всех привычных видов внутренней активности, связанных с внешней деятельностью. Ты должен оказаться вне времени – и, безусловно, затвор в помещении без окон будет эффективнее, но это не обязательно. Отвязаться от внешнего хода времени можно, просто перестав обращать на него внимание. И не позволяй уму считать дни, проведённые в затворе, но если совсем выпасть из счёта не получится, то наблюдай, как ум цепляется за надёжную временную определённость, и как ум в ней нуждается.
Теперь ты из всего выключился и настроился на то, что впереди у тебя вечность и время стало не важным, а дела твои все остались в прошлом и они не важны тоже. Можно расслабиться – спи, если захочется спать, лежи, сиди, ходи – главное, направляй высвободившуюся из внешнего часть внимания на внутренние ощущения. Ломка может начаться быстро – надо терпеть и наблюдать, как уму не хватает привычных возбуждающих впечатлений, и как усиливается его беспокойство. Практику выражения – именно как практику – в затворе делать не нужно, но выражать то, что поднимается, просто необходимо. Беспокойство ума и желание оставаться в чатах и соцсетях сбрасываются проговариванием вслух, если кто не знает. А сопутствующие им эмоции выражаются прямо, как есть.
Главное правило затвора: давай подниматься всему, что поднимается; не контролируй, не отрицай и не беспокойся из-за того, что ты «теряешь лицо» и падаешь ниже своего, уже давно достигнутого уровня. Когда ломка закончится, начнётся сброс подавленного. Энергия должна двигаться; если ты ничем не занят, ничем не компенсируешься и ни на что не отвлекаешься, тогда ум вытолкнет на поверхность то, что больше всего его напрягает. То, что требует наибольшего контроля или несёт в себе наиболее сильную боль. Ты созерцаешь, входишь в связанные с поднявшимся воспоминания, помогаешь переживанию развернуться в полную силу, и сидишь в нём до тех пор, пока всё естественным образом не закончится. Созерцай совершенно – без желания, чтобы всё поскорее завершилось, и стало хорошо.
Хороший сброс может длиться несколько суток, и к этому надо относиться спокойно. Ты можешь провалиться в состояния, которых, вроде бы, у тебя уже не должно быть, а они есть. К этому тоже надо относиться спокойно. Учись принятию, позволению, и бесстрашию. Любой сброс – это очищение, а следствием глубокого очищения чаще всего становится получение импульса трансформирующей или развивающей энергии, и изменение базового твоего уровня бытия. Но такое случается, прямо скажем, не в каждом затворе, и рассчитывать на это, собираясь в уединение, не стоит. Лучше вообще не лелеять ожиданий, чтобы твой ум не создавал тебе дополнительных к тем, что и так проявятся, проблем. В одном затворе может обнажиться несколько требующих разрешения состояний, и тогда произойдёт несколько сбросов. Так бывает, это нормально. Может случиться и так, что будет один короткий сброс – а потом ничего, но в таком случае, видимо, ты расслабился и перестал нормально смотреть внутрь.
Если ты всё делаешь правильно, то всегда выходишь из затвора с «уловом» в виде нового знания о себе, и с изменениями своего состояния. Если ты не смог погрузиться внутрь, значит, твоя мотивация слаба, а навыки неустойчивы. Вхождение в состояние внутреннего безвременья и беззаботности, естественное для затвора, – тоже навык, и он нарабатывается. Опытный практик полностью отключается от мирского в течение нескольких часов после начала уединения. Хороший мистик, однажды уйдя из мирского, в него уже и не возвращается.
Естественно, что в затворе нет общения ни с кем из живых, да и из мёртвых – тоже. С Господом разговаривай сколько захочешь, с самим собой – только по крайне необходимости. Шучу, во время сброса может понадобиться много чего проговорить самому с собой. Естественно, что в практику затвора полезно заходить «планово» два-три раза в год. Или пользоваться ею по необходимости, когда «припечёт». Затвором можно пользоваться утилитарно, для решения конкретных проблем, на созерцание которых в повседневной беготне не хватает ни сил, ни времени. Это работает, я сам так поступал много раз. Но каждому хоть раз надо бы попробовать «чистый» затвор, результат которого не планируется заранее, а потому может быть абсолютно любым. В свободе от ожиданий всё-таки есть своя особая красота.