Бывают такие люди — идеалисты. Так вот, как только идеалисты узнают про что-нибудь идеальное, вроде наилучшего государственного строя или наилучших духовных практик, им сразу хочется в этом жить или этим обладать. И на Путь, надо сказать, приходят сплошные идеалисты, во всех смыслах этого слова. Поэтому они тоже хотят идеального: чтобы результаты их усилий были максимально близки к лучшим из возможного или превосходили их. Чтобы осознанность росла, как на дрожжах, чтобы восприятие было острым, как бритва, и Господь чтобы чувствовался Своим Присутствием и днём, и ночью. Желания как желания — в чём-то даже хорошие, если не считать того, что они очень трудны в исполнении, и потому приносят страданий своим носителям намного больше, чем явной пользы.

Понятно, что идеалисты, в погоне за своими идеалами, когда-нибудь уничтожат мир. Пока же многие из них уничтожают самих себя, мучаясь несбыточными желаниями вроде победы демократии, восстановления справедливости, и достижения всеобщего уважения и взаимопонимания по всем проблемам современности. Те, которые хотят наилучшего результата на Пути — совершают тот же выбор в пользу страдания и беспокойства, но выбор этот не помогает им в достижении заветной цели, а мешает, причём ощутимо.

Представьте, что вы садитесь, например, понаблюдать своё дыхание. Простая практика, требующая навыка удержания внимания в нужной вам области тела; трудная для новичков и лёгкая для продвинутых. Наилучшим результатом здесь будет спокойное удержание внимания на ощущениях вдоха и выдоха, сопровождающееся выраженным снижением активности ума, вплоть до полной его остановки. Чем более спокойными вы зайдёте на выполнение практики, тем лучше будет результат. Но желание и спокойствие несовместимы. И если вы изначально хотите получения наилучшего результата в этой практике, то это желание не даст вам полностью вывести внимание из ума, создав напряжение в нём. Кроме того, удерживать внимание на ощущениях станет труднее, так как оно станет непроизвольно отвлекаться на напряжение в уме. В итоге эффект от практики снизится или его вообще не будет.

Это прямой и непосредственный вред от желания наилучшего результата. Есть и другой уровень вреда. Когда желание имеет более глобальную формулировку и касается, например, продвижения по Пути в целом, тогда и беспокойство не будет касаться одной отдельно взятой практики, а распространится на всё, относящееся к возможному продвижению. И тогда искатель начнёт маяться тем, что сам он недостаточно совершенен, раз не может достигнуть совершенного результата, и станет пестовать чувство собственной неполноценности и ощущение уродства и недостойности. Результатом будет остановка, ухудшение общего состояния и возможностей продвижения; другими словами, благое намерение снова приведёт своего обладателя к противоположным результатам.

Идеальное и реальное редко когда совместимы, и совместимость эта весьма кратковременна. Поэтому желание идеального на Пути — всегда препятствие, и поэтому от него необходимо избавиться. Как и с любым желанием, пока вы верите в то, что оно осуществимо, освободиться от него у вас не получится. Если вы поняли, что ваша ситуация — только ваша, и что в ней есть свои особенности и нюансы, а потому попытки сравнивать себя с другими — дело неблагодарное, вы стали ближе к избавлению от желания. Когда вы окончательно разуверитесь в том, что идеальное в принципе достижимо, избавиться от желания наилучшего результата будет просто — созерцайте его энергию, она рассеется и вы освободитесь. А там, опираясь на реальность своих состояний, навыков и мотивации, вы начнёте двигаться к своей цели, и продвижение это будет вполне реальным.

Так, во всяком случае, это происходит в идеальном варианте действия.