Человек наделён множеством потребностей, некоторые из которых жизненно важные, а другие могут быть отодвинуты в сторону, пока не удовлетворятся самые необходимые; вот пусть человек сначала наестся-напьётся и отоспится, а потом ему уже и что-нибудь культурное может понадобиться. Мистики считают, что высшая духовная потребность человека выражена в двух ипостасях: в стремлении его соединиться с чем-то большим и стать частью чего-то большего, чем он сам, и в необходимости служения – кому-то или чему-то. Люди объединяются в разного рода клубы, секты, семьи, партии и движения по интересам, разделяя общую веру в одни и те же идеи или стремясь совместно достигнуть неких внешних или внутренних целей. Причастность к чему-то большему, чем ты сам, приносит некое успокоение и ослабляет чувство экзистенциального одиночества в громадном безжалостном мире. Можно считать потребность в единении с чем-то большим всего лишь компенсацией этого одиночества, но мистики полагают, что данная потребность имеет куда более глубокую причину, каковая связана с незавершённостью человека, как творения Божьего, и что завершение это достигается только в единении с Творцом, которое есть закономерный финал любого истинного Пути. И все остальные единения с чем-то большим представляют из себя попытку освободиться от себя так же, как эго человека исчезает в единении с Богом, но подчинение одинаковым для всех правилам и близко не стояло с освобождением от пут обусловленности, происходящем в просветлении.

Со служением всё не так очевидно, но именно оно наполняет жизнь любого человека неким высшим смыслом. Наиболее наглядным примером здесь является служение тех, кто продвигает идеи, причём всё равно какие: за равенство и братство, за спасение планеты, за необходимость признания или запрета множества гендеров – борьба за «наилучшее» привносит в жизнь борцов смысл более высокий, чем просто выжить и дать потомство. Но служить, конечно, можно больным и прочим людям, и своим близким, и самим себе. Жизнь эгоцентрика – это всегда служение своим желаниям или страхам; остальное пусть тоже будет, но оно второстепенно. Все виды земного служения – зачастую очень полезного и действительно важного для общества – с точки зрения мистиков являются суррогатом служения Богу. Впрочем, каждая потребность имеет свойство вызревать и оформляться более точно, и нередко ярые атеисты с годами приходят к Богу: к вере и познанию Его Реальности.

Служение Богу – это следование Его непосредственной Воле, а не очередным идеям, делящим людей на праведных и грешных. Сделаться религиозным фанатиком проще, чем развить себя до возможности прямого взаимодействия с Творцом и восприятия Его Воли, явленной именно тебе. Спойлер: Воля эта ведёт мистика к служению людям, поскольку Господь всеблаг, всеобилен, и ничего другого Ему от мистика не нужно. В итоге мистики всегда служат людям, но в большинстве случаев эта их работа остаётся скрытой. Да и сами мистики, как настоящие люди тайны, избегают публичности, насколько это возможно.

На Пути через служение приходят к единению, в миру – ярое служение идее делает человека более значимым и авторитетным в сообществе, к которому он принадлежит. Так или иначе, потребность в служении, явленная у всех людей, пусть и с разной силой, требует реализации. Многие свои активности люди не оценивают с позиции служения, а потому и не имеют ясности относительно своих глубинных мотивов. Всегда полезно знать, что тобой движет и чему или кому ты сейчас служишь. Может быть, прямо осознав свою потребность в служении, получится обратить его к чему-нибудь не более даже важному, а более насыщающему именно тебя. Понимание причин происходящего меняет очень многое.