Физическая слабость может иметь несколько причин, а психологическая слабость рождается и существует в страхе и на фоне страха. Понятно, что самый главный страх, лишающий человека даже намёка на стойкость и выдержку – это страх боли. А дальше начинаются нюансы, потому что первоначальный страх постепенно обрастает разного рода сотоварищами, вроде уверенности в том, что ты – не выдержишь, не вытерпишь и обязательно сломаешься.

Неуверенность в себе – это уверенность в том, что ты не умеешь, не можешь и вообще слабак. А уверенность – следствие опыта; следствие того, что раз попытался, и другой раз попробовал сделать, но сделал не так, как хотели взрослые, и они обозвали тебя идиотом или даже наказали физически. И тогда, чтобы снова не проходить через всё это, ты сдаёшься и говоришь – я этого не могу, у меня не получается, и мне это не дано. И ощущаешь себя слабым, и таким слабым, по сути, и становишься. 

Вера в то, что у тебя ничего не получится, лишает силы твоё намерение, и обрекает действие на неуспех с самого начала. Ты не можешь пойти до конца, ты не способен сделать сверхусилие, ты не готов ждать и терпеть столько, сколько нужно. Твоя слабость проявляется в готовности отступить и сдаться при первой же возможности. Сочетание страха боли и уверенности в том, что ты ничего не сможешь, создают беспроигрышное комбо, чтобы провалить любые практики, в которых надо иметь дело с дискомфортами – в работе с подавленным страхом, например. В теории всё несложно: подумай о том, чего боишься, дай страху проявиться, а потом просто сиди в наблюдении мыслей и ощущений, пока поднявшаяся порция энергии страха не рассеется твоим вниманием. Но нет.

Желание не испытывать боли, сопутствующее страху, что она появится, начнёт выталкивать тебя из естественного дискомфорта, возникающего при созерцании своего страха. Тебе захочется прекратить практику как можно скорее. А неверие в свои силы не даст противостоять желанию выйти из практики. Так это и работает. 

Ты боишься проявить свой гнев и боишься проявлений чужого гнева – ты уступаешь и бежишь от конфликтов. Ты боишься смерти – и делаешься слабым даже от одних разговоров о ней в твоём присутствии. Перечислять всё, что делает человека психологически слабым, можно долго, суть ситуации останется той же: страх и уверенность в том, что ты не сможешь этого и без этого; что ты не осилишь и не выживешь. Так страхи и кажущаяся невозможность хоть что-нибудь изменить в себе, доводят тебя до ощущения полной безвыходности и безысходности, и будешь ты уходить от этого всего разными способами, но далеко не уйдёшь.

И нет, как кажется, никакого выхода из этой петли, но, как учат нас психологи, выход есть. Нужно уравновесить негативный опыт позитивным – именно в том, что касается уверенности в своей неспособности сделать что-то с собой и своей ситуацией. Вовне, на самом деле, эти люди всегда что-то делают, как-то зарабатывают и, в общем, живут. Но во внутренней работе эта негативная уверенность в сочетании со всякими страхами делает искателей почти беспомощными. Они – не могут, и всё тут; не могут, хоть убейся. Не могут выражать подавленное, не могут делать достаточно длительное усилие в осознании себя в течение дня, а потому и роста осознанности у них не наблюдается, ведь чайник не вскипятишь, ставя его на огонь, и тут же снимая, чтобы снова поставить, и снова снять его через час-другой. А в работе над собой слова «не могу» означают «не хочу» или – «хочу, но недостаточно сильно». 

Нужно научиться: 

  1. Терпению без подавления
  2. Отстранению от мыслей типа «у меня ничего не получится, всё бесполезно, и я не смогу»; научиться наблюдать их появление, как мыслей, не имеющих к тебе отношения.
  3. Нужно сместить фокус восприятия себя с негативного на позитивный или нейтральный, сделав важным не опыт неудач, сопровождаемых самоосуждением, а опыт успешных действий и решений. Такой опыт есть у всех, но слабые потому и слабые, что автоматически его обесценивают. Нужно пронаблюдать, как работает программа обесценивания себя и своих достижений, и отключить или удалить её из ума.
  4. Нужно исходить из формулы: начал делать глупость, делай её до конца; и действие, которое ум по своей дурной привычке пытается обесценить, доводить до конца, не снижая уровня вовлечённости и усилий.
  5. Нужно понять и принять, что ты не урод, не изгой, и не особое, проклятое Богом, существо. Ты такой же как все – не особенно лучше, и не особенно хуже; и всё, что могут они, можешь и ты. А уж на Пути, где мало влияют внешние факторы и ситуации, зато важны именно внутренние – ты можешь ровно столько же, сколько и любой мистик смог до тебя.
  6. Научись использовать гнев и упрямство не против себя, а против обстоятельств. На гневе можно горы свернуть – будучи выраженным через физическое тело, он даёт тебе силу для любого действия. Если же ты злишься на себя, то делаешься слабее, чем был, вот и всё.
  7. Учись выражать всё, что приходит: мысли, что я не могу и я не способен, слабеют и исчезают при достаточно длительном проговаривании их вслух. Не надо бояться такого выражения или стесняться его. Это очищение ума от механически возникающих мыслей, пока программа, их порождающая, не стёрта; сбрасывай их вовне и ни о чём не волнуйся. 
  8. Учись на ходу: не отказывайся от помощи, если тебе её предлагают, не стесняйся спрашивать, если не понимаешь, как делать то, что нужно делать. Обретай новые навыки, не зарывайся в прошлый опыт, где как бы ничего не получалось, а раз тогда не получилось, то и теперь не получится. Это не так. 

Малое служит основой великого. Начни уничтожать свою слабость, и как только она сама ослабеет, ты, неожиданно для себя, почувствуешь, что сила всегда была здесь, но ты упорно не хотел её замечать.