Книги читают для разного: один развлекается, другой учится, третий – хочет забыть про окружающую действительность. Тот, кто хочет научиться – читает вдумчиво, стараясь запомнить важное; сложные для понимания места он перечитывает по два-три раза. Когда нужно хорошо усвоить содержание текста, такой подход, наверное, и есть самый правильный. Проблема только в том, что духовные и мистические тексты – больше, чем просто информация; они сами по себе являются мощным средством воздействия на ум читателя, а иногда – на всё его существо в целом. Информация полезна; она даёт уму картину Пути, смысл применения практик, описание законов Бытия. То, что лежит над информацией, будет прямо влиять на состояние читающего, меняя его – и сиюминутно, и навсегда (при определённых условиях).

Всё дело – в скорости чтения: прочитывая текст медленно, вы как бы разделяете его на отдельные кусочки, каждый из которых внимательно изучается. Так вы, вроде бы, получаете максимум информации, но, помимо предложений, в тексте есть смысл абзацев, смысл глав и смысл частей, который легко ускользает от читателей, если они ползут взглядом по строчкам, как улитки по стебельку одуванчика. Медленно читающий совпадёт лишь с медленно пишущим, бывают и такие тексты, которые читающий слишком быстро проскакивает с тем же результатом – суть уловил, но ничего не почувствовал.

Свой ритм есть в любом тексте, и чтобы совпасть с ним, нужно его ощутить. В норме это происходит автоматически, но с духовными текстами проблема как раз в том, что читающие их невольно замедляются, чтобы не упустить какого важного смысла или тайного ключа к мгновенному просветлению. А чтобы получить заряд стремления или иное хорошее воздействие от текста, следует читать его в том ритме, в котором он писался; то есть максимально с этим текстом совпасть и сонастроиться. У разных книг и ритмы разные: вот, например, Ошо говорил медленно, а книги, записанные за ним, читаются куда быстрее, но их «рабочая» скорость прочтения всё-таки не очень велика. И паузы, которые он делал, порой в них чувствуются. Или вот, есть малоизвестная книга «Трансформация ума»; так её надо читать в быстром темпе, чтобы прямое воздействие на ум читающего было получено. И тут мы упираемся в естественные особенности каждого человека, вдруг осознав, что средняя скорость чтения у людей в принципе неодинаковая. И что кому-то надо будет замедлять привычную скорость своего чтения, а кому-то, наоборот, – разгонять её.

Другими словами, кроме общих рекомендаций, ничего здесь особенно не посоветуешь. Каждому, кто хочет получить от книги больше, чем просто слова, нужно находить правильный ритм чтения конкретной книги, в котором чтение будет ощущаться комфортным, а текст – цельным, и гладко расстилающимся. Усваивать смыслы и заучивать рекомендации – один способ чтения. Дать тексту воздействовать на тебя – другой. Впрочем, неоднократное начитывание работающих текстов приводит к тому, что смыслы усваиваются гораздо глубже, чем при их искусственном заучивании.

Способ поддержания стремления при чтении в правильном ритме довольно простой: надо читать текст, который в данный момент вам интересен, минут по 20-30 в день. Чтение – это навык; как любой другой навык он может быть развит и прокачан. Я слышал о людях, идущих самостоятельно, и, кроме книг, у них нет источников поддержки в этом мире. Таким поневоле приходится учиться читать правильно; воистину, необходимость позволяет находить способы. Познайте свою необходимость в развитии и изменении ума, и, если она есть, читайте правильно.

А если её нет – слушайте аудиокниги, для чего-то же их тоже записывают.