Внешний прогресс человечества напрямую зависит от того, до какой степени можно накачать знаниями среднестатистического гражданина. Причём сделать это так, чтобы он мог применять полученные знания без опасения за свою жизнь и здоровье окружающих. Обучение новоиспечённых людей превращается во всё более долгий и сложный процесс. Объём знаний, необходимых для успешного встраивания в социум, постоянно растёт. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем специализация в обучении должна будет производиться в самом начале, иначе никому не удастся усвоить необходимое количество информации. Хотя есть и другой путь, который предлагается нашим министерством образования - оставить для изучения школьниками историю России и физкультуру. Чудеса прогресса без особого труда доставляются из Китая, а крепкие невдумчивые люди могут пригодиться своей стране в любую минуту.

Внешний прогресс диктует внешние же правила. Появляется узкая специализация и неизбежное расслоение общества по кастовому признаку, где браминами станут учёные и самые узчайшие спецы, а шудрами - гастарбайтеры. В обществе, подчинённом правилам внешнего прогресса, наука заменяет религию, а шопинг призван заполнить ту пустоту, невыразимую неудовлетворённость, которая раньше насыщалась молитвами и духовной работой. Энергия Божественной благодати заменяется ощущением комфорта, возникающего при использовании пульта дистанционного управления телевизором. Состояние ленивости становится определением того, что раньше называлось недеянием. И подобного рода подмены плодятся в умах наших счастливых современников без конца и края. Вот вам, пожалуйста: просветление - это всего лишь правильный способ мышления, Бог - следствие правильного образа мышления, и если вы до сих пор страдаете, то просто не сумели научиться правильно думать... И мы идём к вам.

При всей очевидности величия внешнего прогресса человечества о внутреннем прогрессе говорить не приходится. Он, мягко говоря, отсутствует. Прогрессируют идеи, лежащие в основе человеческой обусловленности, не более того. Идеи становятся прогрессивными, но суть носителя идей не меняется. Человеческий сон делается более гуманным, но сам человек остаётся подверженным всем видам животных страстей, о чём нам каждый день докладывают в свежих выпусках новостей.

Развитие внешнего прогресса при отсутствии внутреннего роста ставит под угрозу существование человечества, о чём не раз уже заявляли писатели-фантасты и учёные, подарившие миру атомную бомбу. Сейчас, когда миром правят торговые корпорации, угроза новой всеобщей войны на время отступила, зато, в качестве проявления закона неубывания энтропии, мы стали иметь дело с массовыми, хаотически возникающими актами террора.

Забавно, что внутренний прогресс как-раз-таки отменяет острую необходимость прогресса внешнего. То есть внутренняя реализация, удовлетворённость, наполненность расслабляют человека, лишая его потребности в достижении карьерных, к примеру, целей. Внутренний рост приводит человека к зрелости, освобождая его от сонма желаний, а также уничтожая разного рода светлые мечты, которые, собственно, и двигают внешний прогресс общества. Мечтательные философы дают людям новые идеи, на основе которых осуществляется видимый "прогресс" и изменение общества.

Большинство людей пребывает в счастливых иллюзиях относительно того, что внешний прогресс, толкаемый научно-техническими революциями, будет продолжаться до бесконечности. Им кажется, что пустота гигантского адронного коллайдера неизбежно исторгнет из себя новые открытия и абсолютную власть над материей. И, конечно же, человечество сумеет разумно распорядиться этой властью, не угробив себя, но придумав ещё больше средств для отвлечения от внутреннего дискомфорта.

И вот тут-то и встаёт вопрос пределов возможности обучения человека. Какой уровень некомпетентности допустим в мире, порождаемым прогрессом? Какая степень автоматизации производства спасёт нас от глобальных катастроф?

Известно, что с возрастом человек перестаёт усваивать новую информацию. Он становится консервативным, зачастую отрицая явления того самого внешнего прогресса. Его обучаемость сводится к нулю. Он живёт прошлыми знаниями, прежним опытом, и не хочет прилагать усилия для освоения новых навыков. Однако нередко можно наблюдать, как вполне ещё молодые люди практически не могут учиться.

Проблема любого общества - необходимость насилия над своими членами, людьми, из которых оно само составляется. Насильственное обучение детей необходимым для жизни знаниям - часть этой проблемы. Многие дети "ломаются" под этим прессом, навсегда утрачивая способность учиться. Необходимость приобретения знаний наталкивается на детское желание развлекаться, которое быстро приводит к неприятию всякого обучения. То есть дети начинают внутренне (а иногда и внешне) сопротивляться любой необходимости приложения усилий по усвоению информации, что становится шаблонной, механической реакцией ума. Из-за конфликта детских желаний с необходимостью обучения, которая воспринимается ребёнком как насилие над его личностью, многие дети отказываются использовать свою способность к обучению, сами не осознавая того. Насильное обучение приводит к отуплению людей. Но оно - есть необходимая составляющая внешнего прогресса. Возникает парадокс - внешний прогресс, с сопутствующим ему увеличением давления на ребёнка, с необходимостью усвоения всё большего объёма знаний приводит к интеллектуальной деградации населения. Интеллект не равнозначен памяти, главное его свойство - возможность учиться на своём опыте, возможность усваивать абстрактные понятия и постигать скрытые смыслы. Делать выводы из своих и чужих ошибок. Механически сопротивляясь необходимости познания нового, человек деградирует, становится косным и тупым. Зато привязанность к детским желаниям - которые требуют бездумных праздников и развлечений, делает бездумной всю массовую культуру.

Внутренний прогресс человека, раскрытие потенциала, заложенного в нём Творцом, невозможен при заблокированной способности к обучению. Не потому ли стали такими поверхностными современные духовные учения и учителя, представляющие их? Не потому ли все достижения (если можно так выразиться) психологии сведены к исследованию способов манипулирования людьми?

Совершенно очевидно, что материальное благосостояние не решает внутренних проблем человека. Поэтому, невзирая на все дары прогресса, существует стойкий интерес к разного рода духовным учениям, питаемый надеждой найти в них ответы на главные вопросы человеческого бытия. Но неприятие необходимости учиться способствует распространению простых ответов на сложные вопросы. Читай мантру, делай простирания, повторяй Иисусову молитву... Эти, и им подобные, рекомендации рассчитаны на тупых людей, поскольку не требуют сознательных усилий, обещая волшебство. Нет ничего невыносимо трудного в бесконечном повторении фразы: Ом мани падме хум. Только и реального толка в этом повторении нет тоже. Чем человек тупее, тем проще для него такая практика. Займи ум повторением и надейся на чудо... На то, что издаваемые тобой звуки сами собой изменят твою жизнь. Они же чудотворные, эти вибрации... Не уверен, что такой подход к духовному росту можно назвать зрелым. Не менее забавно выглядят идеи переноса неизбежности прогресса на биологическое состояние человечества. Этой идеей была проникнута вся теософия, где различали шесть рас человечества, последовательно развивающихся и сменяющих друг друга. Эта же идея спонтанного духовного роста, инициированного внешними силами, витает вокруг ожидания 2012 года с его выдуманным переходом на новые уровни и состояния в процессе так называемого квантового скачка Вселенной. Конечно, высшие инопланетные существа, заботящиеся о человечестве, не готовом к квантовому скачку, выглядят куда современнее и надёжнее архаичного и опостылевшего Бога. А то, что эти инопланетяне несут через своих проводников разного рода банальщину, пополам с откровенной чушью, так на то имеется причина - ничего более серьёзного людям, склонным к безусильному потреблению, всё равно не понять...

Внутреннее развитие и духовный рост требуют от человека сознательных, а не механических усилий. Трансформация бытия не может произойти во сне, не приходя в сознание. Она случается как следствие роста осознанности, а не в силу чуда, вызванного механическим повторением красивых мантр. И что же приходится наблюдать в современном мире? Изобилие информации по всем религиозным и мистическим течениям мысли. Обилие описаний разных практик. Спасибо внешнему прогрессу! При этом новомодные как бы духовные течения упрощены донельзя. Понятие Бога и религиозности либо выхолощено, либо омертвело под спудом догм тысячелетней давности. Отупение общества детей прогресса коснулось всех сфер?

Мировая культура хранит в себе свидетельства и памятники высочайшего духовного подъёма человека. Пути внутреннего прогресса описаны. Он не может быть всеобщим, он есть плод индивидуальной работы над собой. Он есть результат обучения методам пробуждения сознания в себе, и освобождения от механически функционирующих шаблонов восприятия. Именно те, кто познал высоты Духа, всегда открывали человечеству новые горизонты.

Внешний прогресс человечества, не сопровождаемый внутренним ростом, приведёт нас если не в бездну, то в пустоту. И мы так и останемся животными, пусть и научившимися строить свои муравейники не из листьев и палочек, а из бетона.