Вопрос питания был важным во все времена; страх голодной смерти до сих пор мучает многих людей, а любому духовно развитому человеку должно быть небезразлично, что и как он ест.
Хорошо, когда есть выбор, что съесть. Взять, скажем, спелую оливку, обмакнуть её в лимонный сок, прожевать с наслаждением и выплюнуть косточку. Или взять "Венских" сосисок, презрев рядом лежащие "Молочные". Когда есть выбор, появляется возможность обосновывать его с позиций мудрости веков.
Например, в древности многие религии, возникшие в жарких странах, запретили к употреблению свинину. Современные независимые исследователи считают, что этот запрет возник потому, что протухшее свиное мясо на вид ничем не отличается от свежего. Соответственно, перестав питаться свининой, люди избегали отравлений в те страшные времена, когда ещё не было холодильников.
Но вот вопрос – способствует ли питание человека его духовному росту? То есть, является ли вегетарианство безусловным и неотъемлемым фактором, без которого недостижимы высоты духа и истинно праведная жизнь? И каким образом питание влияет на сознание человека? И влияет ли вообще?
Считается, что память о страданиях невинно убиенных животных несёт в себе их плоть. Их мёртвое мясо. Научные изыскания говорят нам о лосях: если охотники долго загоняют животное, то у него, в силу специфики обменных процессов, в мышцах начинают накапливаться продукты обмена, не выведенные почками, что придаёт мясу своеобразный горьковатый привкус. Но ведь именно для того и существуют приправы.
Помимо прочего, считается, что плоть животных передаёт поедающим её грубые эмоции – гнев, страх и тому подобное. Скажу честно – моё детство прошло в окружении всех видов травоядных животных. Не могу вспомнить, чтобы мне приходилось видеть проявления гнева у коров, свиней, коз или овец. Быки, козлы и бараны не в счёт. «Вот», – скажете вы, – «в этом и есть доказательство полезности вегетарианской диеты!» «Однако», – отвечу я вам – «если у коров и овец нет гнева, то как он может попасть ко мне через употребление ветчины?»
Ещё говорят о том, что употребление мяса способствует поддержанию агрессивности в человеке. Что тут скажешь? Многие люди агрессивны, это точно. Корни этой агрессии лежат в нездоровом состоянии психики этих самых людей. Усилит ли эту нездоровость кусочек жареной говядины? Неизвестно, но, скорее всего – да. Потому что человек получит больше энергии, которую и отправит в привычное для себя русло. Но энергия – это всего лишь энергия, каналы для её проявления сознательно или бессознательно выбирает сам человек. С другой стороны, рассматривая данную тему, нельзя не вспомнить одного из самых известных вегетарианцев прошлого столетия. Его звали Адольф Гитлер.
В самом обосновании пользы вегетарианства для духовного человека имеется странная двойственность. С одной стороны, поедание мяса вредит духовной сущности ищущего. Именно поедание плоти вредит духу. То есть присутствует очень материалистический подход. С другой стороны, таинственным образом, через употребление животных белков и жиров человеку достаются эмоции и чувства убитого и съеденного, ну скажем, барана. Как происходит передача? На каком уровне? Налицо ничем не объяснимое чудо – то есть чистая метафизика. Увязывание вещественного с невещественным.
В процессе тепловой обработки белок денатурирует – сворачивается. Мясо становится съедобным. Если верить поборникам вегетарианства, на качество передачи злых свойств животной пищи это не влияет. Опять мистика.
Как эмоциональное тело связано с телом физическим? Через нервную систему. Что происходит при эмоциональном стрессе? Выброс адреналина, катехоламинов и тому подобных веществ. Разрушаются ли они при тепловой обработке? Конечно. Каким образом, поедая физическое тело животного, я могу съесть часть его эмоционального тела?
Известно, что употребление в пищу мяса животных делает человека более сильным и выносливым физически. То есть даёт больше энергии. Не эта ли энергия питает свой собственный гнев людей, ищущих объяснения его появления вовне, а не внутри себя? Вот им и приходится переносить ответственность за собственное неудовлетворительное состояние на "плохую" еду. Может быть посредством внешних ограничений они стараются ослабить собственную гневливость?
Идеи двигают миром. Идея ненасилия, полного принятия себя и мира; переживание связи всех со всеми, общего для всех Источника Бытия, порождают концепции сохранения и поддержания жизни в любой её форме. Потому что человек, видящий так, и так осознающий свою связь с существованием, чувствует, что поедая другого, он поедает себя. Его переживание становится основой его учения. Но вот он умирает, и появляются энтузиасты, принявшие его переживание как своё, и дающие ему нелепые объяснения. Создающие "истинное" учение с "истинным" глубочайшим смыслом.
Нужно быть последовательными – либо уж мы материалисты, либо идеалисты. Если нам ближе материальное, то животный белок вполне подходит для питания людям, вынужденным много работать для выживания в этом лучшем из миров. Если же мы мистики, которые склонны верить в силу незримых энергий, тогда, я уверен, искренне сотворённая молитва перед трапезой очистит любую еду от каких-либо вредных эманаций.
Тот же, кто на деле, а не на словах достигает вершин духовности, прекрасно понимает, что тело не более чем инструмент в этом восхождении, и пища, благодаря которой оно живёт, не имеет столь важного значения. Ибо Истина – не в теле.