Невольно сравнивая описания Ада и Рая – хоть в разных религиях, хоть в пределах одной из них – приходишь к выводу, что Ад прописан детальнее, разнообразнее и ярче. Все эти мучения, пытки, сожжения огнём, поедания червями, разрывания крюками, и тому подобное, впечатляют несколько сильнее, чем обещания неописуемого блаженства, такой же неописуемой красоты, и общей прекрасности пребывания в Раю. Отвратить от греха, наверное, важнее, чем склонить к добродетели, но всё-таки некоторая недосказанность в описании райских обителей, как кажется, присутствует. Только поэтому я взял на себя смелость описать некоторые из обителей, через которые проходят мистики, более подробно, и настолько точно, насколько это вообще возможно.

 

Обитель первая: Покой

Обитель покоя – первая после выхода за пределы человеческого, во всяком случае. Она первая из тех, которые можно отнести к райским. Земной покой – это ровность энергий и отсутствие беспокойства. Нужно очень сильно заглушить ум, утомить его или накачать химией, чтобы появилось ощущение хоть какого-то покоя, который обычно сопровождается расслаблением. Райский покой имеет иную природу: он – отдельная энергия; целый пласт внутреннего бытия, поглощающего собой прочие энергии, и дающего такую полноту внутренней ровности, неколебимости и именно покоя, что само это сочетание ощущений оборачивается очень тонким блаженством. Земное блаженство – это истекание энергии, её сброс; блаженство покоя практически недвижимо, но присутствие невероятного покоя, как «стоячей» энергии, его поддерживает.

Райский покой неизменен, не может быть нарушен, и ничего извне на уровень его проявления внутри повлиять не может тоже. Он имеет все признаки вечности, как и положено райскому состоянию. Покой – это первая ступень, вход в Рай, награда трудившихся. Покой, в котором можно оставаться активным, и который обычно поддерживается безмолвием ума, которое тоже – отдельная энергия. Покой неизменный, а безмолвие управляемое, и при необходимости мистик, достигший первой обители, может пользоваться своим умом, не теряя ни капли покоя.

Покой первой обители – живой; иного слова, пожалуй, не подобрать. Он не требует бездействия, он не отнимает сил, он – просто состояние, совершенное в самом себе. Он – отдых, после трудного Пути, без иных наград.

Помните у Булгакова: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? Тот, кто заслужил Свет, попадает во вторую обитель Рая, ибо она – обитель Света.

 

Обитель вторая: Свет

Для тех, кто пока ещё живёт земными заботами, избыток Света ощущается, как дискомфорт, приводящий к нарушениям сна и психики. Вне Пути наполниться Светом почти невозможно, да и некуда ему особо войти, если всё внутреннее пространство человека заполнено подавленными энергиями. Если же неподготовленный человек попадает в Свет, это неприятное переживание. Мистик, попавший во вторую обитель, ощущает иное воздействие Света. Он переживает необыкновенную ясность, которая относится не только к восприятию, но и к самоощущению, и к общему состоянию тоже. Эта ясность, кристальная чистота и прозрачность – постоянно ощущаемые, ничем не замутняемые и не загрязняемые. Неизменность – главное свойство состояний всех обителей.

Второе свойство, привносимое Светом – лёгкость, иногда переходящая в невесомость. Мистик внутренне парит; он лёгок необычайно. Вовне это никак не проявляется, кроме, разве что, того отпечатка блаженства, которым оборачивается переживание величайшей ясности и лёгкости одновременно. Свет – награда углубившихся; тех, кто прошёл дальше в познании себя.

Наполненный Светом – блажен, чист и светел. В ясности и лёгкости мистик пребывает во второй обители.

 

Обитель третья: пребывание в Присутствии Бога

От тех, кто не хочет иметь дела с Богом, Он скрыт. Атеисты могут прожить прекрасную атеистическую жизнь, почти не сталкиваясь с мистической стороной человеческой бытия, и уж точно никак не наблюдая проявлений Господа в мире и в своих делах. Тем, кто ищет взаимодействия с Богом, Он может открываться по-разному – в зависимости от сути запроса, из которого осуществляется поиск. Мистики обязательно познают Божественное Присутствие, которое есть ни что иное, как внимание Бога, явленное тем, кто к Нему обращается. А тем из них, кто искал самоотверженно, даётся третья райская обитель, в которой мистик постоянно пребывает в Присутствии Бога.

Писали уже о блаженстве лицезрения славы Господней в Раю, но пребывание в Присутствии – это другое. Из всего, что бывает в обителях, это, пожалуй, единственное состояние, возникающее из нахождения в поле внешней энергии. Присутствие Бога ощущается как поле окутывающей тебя энергии, и поле это наполнено Любовью, принятием, участием, вниманием к тебе; кроме того, оно излучает ощущение защищённости. Господь воспринимается, как Друг, хотя, конечно, никакого личностного присутствия здесь нет. Есть поле Присутствия, есть его особая теплота, есть постоянное ненавязчивое доброжелательное внимание. Есть энергия, плотность которой ощущается почти физически, но плотность эта лёгкая, необременяющая. Явной Любви здесь нет, но есть особое состояние комфорта, которое, если долго держать на нём внимание, превращается в тонкое, но явное блаженство. Ты будто бы окутан золотой энергией, пребывать в которой, одновременно ощущая близость с Ним, можно бесконечно; впрочем, состояния любой из обителей прекрасны, чего уж говорить.

 

Обитель четвёртая: свежесть непрестанного обновления

Если вы знаете усталость от впечатлений или скуку от повторения одних и тех же впечатлений, то поймёте в чём кроется блаженство четвёртой обители. Однообразие утомляет, повторение одного и того же приедается, любым наслаждением можно пресытиться; рано или поздно надоедает всё. И то, что переживает мистик в четвёртой обители своего Рая, является полной противоположностью скуки повторения, проклятия пресыщенности и утраты интереса к жизни. Представьте себе, что вы просыпаетесь прекрасным летним утром с ощущением, что вы только что родились на свет. Это ощущение не касается памяти, но затрагивает только ваше восприятие, которое абсолютно свежо, будто бы вы видите мир впервые, будто бы всё окружающее вас тоже появилось на свет сию минуту, вместе с вами. У вас нет прошлого, нет будущего, вы живёте одним-единственным моментом, в котором ваше восприятие постоянно обновляется, и его свежесть, незамутнённость и ясность наполняют вас счастливым блаженством. Окружающий мир не имеет к нему отношения, потому что оно возникает из постоянного обновления восприятия, из постоянного рождения заново, и из свежести, сравнить которую можно только с свежестью первой утренней росы на пробуждающейся траве, но это очень слабое сравнение.

Свежесть – следствие непрестанного обновления, стирания и нового возникновения, хотя, конечно, это тоже попытка описать неописуемое. Лучше, наверное, сказать о школьной доске, на которой всё время что-то пишут, но она снова и снова становится девственно чистой. Так очищается ум и всё вообще восприятие мистика в четвёртой обители. Так он познаёт новые неведомые ранее чудесные состояния и величие благодати Господа нашего. Так ему воздаётся за долготерпение.

 

Обитель пятая: блаженство собственного бытия

Тяготы пребывания в физическом теле известны любому, кто хоть раз в жизни достаточно серьёзно болел. Мучение неприятия себя, чуть ли не во всех своих проявлениях, тоже известно многим. Избыток сил и желаний, присущий молодости, не воспринимается как нечто блаженное, потому что это состояние и слишком естественное, и часто мучительное. Состояние пятой обители не противостоит всему вышеперечисленному, оно самостоятельно; но в сравнении с тем, что человек переживал ранее, оно выглядит недостижимой вершиной человеческого существования.

Представьте себе, что ощущения от пребывания вашего внимания в физическом теле стали всегда приятными и очень комфортными. Да что там физического – общее ощущения себя стало постоянно блаженным, как если бы энергия блаженства источалась не только физическим телом, но и эмоциональным, и телом ума. На каждом «этаже» вашего бытия царит непреходящий комфорт и расслабление, и если вам вздумается обратить внимание на это и без того приятное состояние, как оно тут же усиливается до блаженства. Каждое ваше движение не усиливает, но как бы проявляет уже существующее блаженство, и в нём любое действие обладает явно ощущаемой завершённостью, что вносит чувство гармонии и красоты в свершаемое действие. Даже самое мелкое действие и движение здесь обладают всей полнотой гармонии и завершённости.

В итоге, в блаженство превращается само твоё существование, причём для этого не требуется ровно ничего – ни исполнения желаний, ни каких-то веществ, и никакой вообще причины. Есть ты – и это само по себе блаженно. Надо, правда, попасть в пятую обитель, и она достигается теми, кто самоотвержен в служении. В общем, придётся попотеть.

 

Обитель шестая: всеобъемлющая любовь

Всем известны состояния «нравится-не нравится», и «люблю-не люблю». Привычная дуальность человеческого ума, основанная на противопоставлении одного другому. Все знают, как любить какую-то еду, фильм или человека. Любовь, направленная на вполне конкретный объект, всем понятна. То, что переживается в шестой обители Рая мистиков, не имеет объекта. Это любовь, которая может быть обращена на кого угодно, не адресуясь изначально никому – даже Богу. Это любовь необычайной силы и глубины, наполняющая и пропитывающая всё твоё существо, и её воздействию подвластны все твои тела. Блаженство любви – это приязненное, всё принимающее в себя, приносящее безмятежность и удовлетворённость переживание. Ты наполнен любовью так, будто лёгкой ртутью накачали все твои сосуды и органы. Она может истекать из тебя, она может оставаться внутри, но она не кончается. Интенсивность блаженства всеобъемлющей любви может быть слабее импульса Божественной Любви, который иногда сходит на мистиков; но жить, изнывая от блаженства, тоже непросто, к тому же, это нарушает высшую гармонию.

Познающий всеобъемлющую любовь, одновременно познаёт одно из высочайших состояний, доступных человеку. Любовь выше доброты, выше сострадания, выше принятия. Тот, кто любил, может пытаться вообразить себе отдельно существующую и ни на что не направленную, и всё вмещающую, любовь, но полученный результат будет очень далёким от истины. Человеческая любовь приносит беспокойство, всеобъемлющая даёт наполненность и покой. Шестая обитель достигается теми, кто познал обычные виды человеческой любви, потом получил переживание Божественной Любви и ответной своей любви к Богу, но сумел не привязаться ни к одной из них, выйдя за их пределы.

До дальних пределов добирается тот, кто отверг ближние – понятные и приятные – пределы.

 

Обитель седьмая: неизменность и невовлечённость

То, что люди любят быть участниками самых разных процессов, а также кружков по интересам и фанатских объединений, давно известно. Вовлечённость даёт новые смыслы человеческой жизни и делает её как бы более интересной. Приятно же болеть за наших, против не наших, и приятно знать, что ты не один такой безумный; и что фриков, подобных тебе, на свете много. Состояние седьмой обители открывается, как полная противоположность вовлечённости во что бы то ни было.

Трудно представить себе статичные энергии, но они есть. Есть поток энергии, и есть поле энергии. И есть абсолютно неизменная, ни с чем не взаимодействующая энергия, наполняющая внутреннее пространство мистика в седьмой обители его Рая. Она не имеет отношения к покою, или к чему-то ещё из ранее мной описанного, потому что основное её качество – неизменность и полная инертность по отношению к другим энергиям, внешним или внутренним. Всё движется – ты стоишь, всё изменяется – ты неизменен, всё преходяще – ты вечен. Твоё внимание может быть обращено на любую ситуацию или вещь, но ни во что ты не вовлекаешься, оставаясь внутренне неизменным, но не отстранённым, подвижным, но неколебимым. Живая неизменность, всё чувствующая невовлечённость, ровность взгляда, действие без суеты и страсти. И вот на границе твоей неизменности и постоянных внешних перемен, этого постоянного движения, в котором ты присутствуешь, оставаясь им не захваченным, и возникает тонкое блаженство неизменности. Блаженство невовлечённости проявляется там, где все истощены желанием результатов и перемен, где все становятся инициаторами и участниками активных жизненных процессов. Невовлечённость – одна из разновидностей свободы, обретаемой мистиками на Пути, а неизменность – отражение вечности в их внутреннем пространстве.

Блаженство невовлечённости даруется тем, кто преуспел в свидетельствовании.

 

Обитель восьмая: восторг и блаженство

Состояние этой обители, пожалуй, наиболее яркое из всех, прежде мной описанных. По силе оно не выделяется из прочих, но энергия восторга – хоть это слово не совсем точно отражает происходящее, но ближе всех к нему из известных – воздействует на ум так, что он опьяняется им снова и снова, и мистик чувствует себя воспарившим над всем, что существует во всех мирах. Восторг этого состояния неописуем, говорить о нём трудно, но я скажу: это выше состояния ребёнка, все мечты которого сбылись разом; это выше восторга, возникшего, когда ты узнаёшь, что твоя любовь не безответна, и что она взаимна; в общем, этот «восторг» выше всего, что можно ощутить в обычной, пусть и очень счастливой человеческой жизни. Но одним восторгом состояние восьмой обители не ограничивается там, где раньше у мистика был сердечный центр, открывается как будто бы небольшое окошко, из которого, подобно божественному нектару, течёт ручеёк блаженства и благодати. Течёт он непрерывно, не увеличиваясь, и не уменьшаясь, разливаясь блаженством и благодатью по всей груди. И при желании можно вложить эту благодать в любую вещь или в человека, ежели такой вдруг окажется рядом. Сочетание восторга, блаженства и благодати – это такое неповторимое сочетание, из-за которого состояние восьмой обители и ощущается ярче всех других райских состояний мистика.

Обитель восторга и блаженства открывается тем, кто не унывал, и тем, кто был благодарным; неблагодарные познают совсем другие обители.

 

Обитель девятая: отсутствие и небытие

Люди не так уж редко испытывают чувство внутреннего опустошения – особенно если разочаруются в том, во что верили, или же просто истощатся умственно и физически. Ничего особенно приятного в таком опустошении нет, и ощущается это состояние, как негативное и дискомфортное.

В девятой обители мистик переживает состояние внутреннего отсутствия при формальном своём присутствии в виде физического и прочих тел. Мистик есть, и одновременно его нет, так это ощущается. В этом отсутствии нет настоящей пустоты, а потому описывать его непросто, ведь отсутствие – только начало, потом приходит небытие. Бывает невовлечённость неизменности, а бывает невовлечённость отсутствия; и если неизменность – это проявление вечности в человеке, то отсутствие проявляет его связь с бесконечностью. Небытие – то ли отдельный пласт энергии, то ли дверь в Абсолют, а может быть – и то, и другое. Небытие, подобно дао, принимает в себя всё без остатка, но из него же могут появляться энергии, необходимые мистику здесь и сейчас. И отсутствие, и небытие, подобно условно-патогенной микрофлоре, не уничтожают мистика, но могут стать опасными для него при определённых условиях. Здесь вы спросите меня – и что же тут райского? А вот что – помимо необыкновенности ощущений в этих состояниях, блаженство возникает на стыке между отсутствием и присутствием, и чем активнее внешняя среда, тем глубже блаженство небытия мистика. Небытие и проявленный мир не сочетаются в принципе, и в девятой обители мистик становится носителем парадокса, нарушением очевидных законов. И в этом же состоянии он сам оказывается источником настоящих чудес.

Обитель небытия открывается тем, кто превзошёл привязанности и освободился от страха смерти; ведь жить и не жить одновременно пугливым не под силу.

 

Обитель десятая: абсолютная свобода

Весь Путь – это последовательность действий, ведущих к всё новым и новым степеням освобождения человека. В освобождении от страхов, желаний, реакций ума, подавленных эмоций, идей, запретов, и прописанной ранее личной судьбы – суть первой половины Пути. В трансформации и обретении нового, не порабощающего тебя, но расширяющего уровень твоей свободы – суть второй половины Пути. Мистик идёт от одного освобождения к другому, но состояние десятой обители всё равно стоит особняком. Это состояние – переживание абсолютной свободы. Когда нет над тобой ни человека, ни даже Господа нашего, лишь ощущение некоего внутреннего парения, как будто ты летишь и вниз, и вверх одновременно, в полной непривязанности ни к чему, и в полной независимости от всего. Как и положено райским состояниям, переживание абсолютной свободы (или окончательного освобождения) не меняется и не ослабевает, а уж то блаженство, которое ему сопутствует, я только упомяну и всё. Вот где слова реально ничего не отражают, так это в описании состояния десятой обители.

Логично, что Путь, постепенно освобождающий тебя от всего «человеческого», приводит к максимальной свободе. Каждый шаг в просветлении будет давать тебе глоток этой свободы, но пить её без остановки ты сможешь только тогда, когда привычный твой Путь будет завершён. Что, впрочем, тоже логично, ведь Путь, ведущий к свободе, и должен заканчиваться достижением высшей её степени.

* * *

«В доме Отца Моего обителей много», – говорил Иисус. То, что я описал, – малая часть от возможного и от уже существующего. Чудеса Господа бесконечны, а состояния обителей – изощрённы. Чтобы познать их все, не хватит ни жизни при жизни, ни жизни после смерти, ни количества доступных нам добродетелей, чтобы заслужить множества открытых для нас обителей. Но тот, кто не бросит Путь на половине, познает Рай мистиков.

Вряд ли этим можно серьёзно вдохновиться, но знать, о том, что такой Рай есть, я думаю, людям полезно. Не всё же им думать об Аде; пусть хоть кто-то иногда думает о Рае, глядишь, гармонии в мире и прибавится.