Подчинение по принуждению встречается часто, и от него бывает как польза, так и вред, но никогда не бывает счастья. Дети вынужденно подчинены родителям, ведь выбора у них, считай что и нет; а в трении между сопротивлением требованиям родителей и подавлением «неразумных» желаний  дети получают все виды психологических травм. Жена тоже должна подчиняться мужу, хотя нередко бывает и наоборот; вступая в брак, люди как бы дают согласие на принудительное подчинение; тем не менее, «вкус» принуждения от этого более приятным не становится.

Принуждения в обычной человеческой жизни более, чем достаточно, но на Пути оно совсем не работает. Свобода воли, изъявление готовности и необходимости — вот что единственно важно для прохождения Пути. Соответственно, и подчинение на Пути — следствие осознанно совершённого выбора, основанного на понимании, что без внешнего руководства продвинуться в решении своих проблем и прийти к духовной трансформации не удастся. Нужен тот, кто знает Путь, нужен тот, кто видит твоё истинное состояние, пока сам ты ещё слеп в отношении себя.

Подчинение Мастеру — заключение контракта, содержание которого всегда более или менее детально проговаривается. Подчинение Господу на Пути формально предполагается, но здесь есть разные виды и формы подчинения. Вот, например, следование десяти заповедям. Это как бы подчинение Воле Бога, явленной Моисею, а потом Иисусу, которые каждую из версий явленной Воли донесли до людей. Подчинение требованиям священных текстов — это опосредованное подчинение, в отличие от прямого, в котором ты получаешь указания прямо от Бога.

Если вы считаете подобное невозможным, значит, вы верите в то, что Бога нет; ведь если Он есть, то любой человек может быть избран Им для служения. А Путь существует только для того, чтобы приводить людей к прямому взаимодействию с Богом, и, как следствие, к прямому подчинению Ему. Ну и действительно, кто лучше Господа знает, что искателю нужно делать, чтобы подготовить себя к трансформации, и кто может открыть человеку самый прямой Путь?

Подчинение по собственной воле подразумевает доверие тому, кому подчиняешься, а доверие не возникает на пустом месте, оно вырастает из опыта общения  и общих же действий. Человека исследовать легче, чем Бога, хотя любое такое исследование всё равно требует времени. Тому, кто боится обмана и полностью довериться никому не способен, готовность к полному подчинению недоступна. В таких случаях дистанция остаётся всегда, а потому ничего, выходящего за границы его готовности, боящемуся не даётся. Недоверчивые боятся принуждения к чему-то неприемлемому, но суть руководства на Пути в том и заключается, что то, чего человек не хочет, ему и не предлагается. Более того — оно не может быть ему предложено.

Вот как это выглядит: чем больше страха и внутренних ограничений, тем меньше готовности к точному следованию указаниям; чем меньше ограничений и больше внутренней свободы — тем более точно, спокойно и глубоко человек может выполнить необходимое. Поэтому и до следования Воле нужно дорасти, ведь если вы не доверяете даже самим себе, поскольку себя толком не знаете, то как вы доверитесь Богу, пусть даже получая ответы на молитвы и периодически ощущая Его Присутствие? В состоянии неготовности искателю можно дать совет, но нельзя дать указание — по причинам, описанным выше. Если же он сильно просит об указании, объективно являясь не готовым к его исполнению, то он может его «вымолить», но толку от этого будет немного. Поэтому многие из тех, кто просит о получении Воли, не получает никакого ответа. Им следует просить о ведении, где у них будет оставаться выбор — сделать или не сделать, потому что к более «плотному» подчинению они не готовы.

Умозрительное доверие к Богу, свойственное истинно верующим, часто даёт трещину при начале следования Его Воле. Священные тексты это хорошо, но твоя ситуация и твоё состояние требуют конкретных действий для их изменения и добрыми делами ничего не изменишь — нужно идти в подавленные желания и работать с ними. И пока не пройдёшь через недоверие и не убедишься в том, Господь видит гораздо дальше тебя и знает лучше, настоящего доверия у тебя не будет.

Могут ли готовность и доверие стать полными? Да, могут. Делает ли это Путь легче? Отчасти. Но главная разница в том, что полностью доверившийся обретает такие же полные возможности в выборе действия, которое может быть ему предложено. Эти возможности и есть открытие самого прямого Пути для данного конкретного человека. Чем полнее может быть подчинение — тем прямее становится Путь.

Ум всегда боится потерять некий контроль над ситуацией, и все напуганы историями про тоталитарные секты, где начинают с добровольного подчинения, постепенно меняя его на принудительное. Поэтому тексты о подчинении не выглядят привлекательно.

Но реальность может нравиться или не нравиться — описание её, свойства и правила, по которым она существует, от этого всё равно другими не станут.