Любое серьёзное внутреннее изменение сопровождается выбросом или падением. Любому шагу к большему просветлению предшествует помрачение.

С выбросом понятно – это острое принудительное выделение подавленных эмоций и чувств (где, конечно, могут присутствовать и желания тоже), которому невозможно, да и не нужно, противостоять, а нужно терпеть и помогать выйти всему, что хочет выйти. Выброс, как правило, следствие получения энергетического импульса, настолько мощного, что он разблокирует подавленные энергии, лежавшие себе тихо-мирно внутри тебя. Они были упакованы и сжаты, а внешний импульс их распаковывает и даёт им раскрыться. Чтобы изменение могло случиться, внутреннее пространство должно быть освобождено, отсюда и необходимость сбросить часть подавленных энергий. Иногда вся энергия импульса уходит на распаковку и выталкивание подавленного, но, если у вас самих руки не доходят до практик очищения, получите его хотя бы так. Лучше, ведь, чем ничего.

Падение обычно предшествует взлёту; оно возвращает вас в прежние состояния, от которых вы вроде бы уже ушли, и почти про них забыли, но вот они вернулись. Вы не просто падаете на колени – если перемены ваши глубоки, то падаете вы ничком на самое-самое дно своего ума. Дно это подобно омуту, снизу заполненному тяжёлым тягучим илом неприятия, разочарования, безнадёжности, ненужности, бессмысленности, бездарности, отвращения и тоски. Погружение на это дно тоже способствует очищению ума, хотя перепроживать все эти состояния удовольствие, прямо скажу, то ещё.

Падение сочетает в себе элементы выброса и помрачения. Эмоции поднимаются, но не так сильно, как при распаковке их внешним импульсом, поэтому обычно нужно самому спровоцировать выражение, чтобы помочь им сброситься. Переживание безнадёжности и всего остального помрачает ум – когда сильнее, когда слабее. Падение тоже провоцируется взаимодействием с высшими энергиями, но оно – предвестник изменения ума, большой или малой его трансформации.

Помрачение – либо атака Тьмы, либо острое отождествление с желанием, эмоцией или чувством. В обычной жизни помрачения – привычное состояние большинства людей. Отождествление внимания с печалью, гневом, тревогой и прочими своеобычными состояниями, всегда приводит к большему или меньшему помрачению ума. На Пути человек постепенно учится не входить в помрачения, но, без хорошего уровня осознанности, трудно не свалиться в очередное помрачение из-за какой-нибудь ерунды. Сила привычки очень велика, а человек слаб.

Если в момент выброса подавленностей ты отождествишься с эмоциями, утратив позицию свидетеля – ты помрачишься. Если, нырнув в падение, ты позволишь себе провалиться в ощущение бессмысленности и безнадёжности – ты помрачишься. И прояснишься сразу по возвращении в позицию свидетельствования. Грань тонкая, но разделяющая два радикально разных состояния.

Со сбросом подавленного всё понятно – ему нужно не мешать и всячески способствовать. В случае с падением разобраться бывает сложнее. Падение – всегда возвращение в прошлые состояния, мысли и реакции. То есть, в обычной жизни ты достаточно давно от них освободился. Если же падения сопутствуют тебе постоянно – то ты, возможно, живёшь на дне ума, подобно рачку-отшельнику ползая от отчаяния к разочарованию и обратно.

Чем глубже падение, тем глубже грядущие за ним перемены. Понятно, что у начинающих падений вообще не бывает, поскольку они пока никуда не поднялись. Тем же, кто поднялся и дошёл до своего первого падения, нужно знать, что принцип поведения здесь стандартный – дать проявиться всему, что хочет проявиться, не бороться с собой, не бояться мыслей, возникающих при этом; надо выражать, наблюдать, терпеть и ждать. Самое длинное падение, что у меня было, длилось трое суток, но через день после выхода из него я обрёл новую глубину просветления.

С помрачением всё просто: чем бы тебя не накрыло, сразу начинай выражать. Телом ли, словами ли – выражай, сбрасывай энергию эмоции, желания или чувства и тогда быстро вернёшься в более-менее ясное состояние ума, разотождествившись с происходящим. Конечно, если тебя помрачает Тьма, остаётся только терпеть. Но дать гнева всё-таки тоже полезно: Тьме всё равно, а тебе немного легче.

Почему мы должны подниматься ввысь, отталкиваясь от дна – вопрос открытый, но это явно связано с доочищением ума. Не бойтесь падений, но научитесь проходить их максимально осознанно (хоть это бывает и непросто). Прямой Путь нередко бывает похожим на сплошные зигзаги, где искателя носит то вверх, то вниз в смысле содержания состояний, а долгожданные перемены чаще всего начинаются не с благодати, а с утраты мотивации и ощущения полной бессмысленности происходящего.

Можно, наверное, пытаться пройти Путь без какого-либо экстрима, но тот, кто попробует это сделать, вряд ли уйдёт дальше вдохновлённого нафса, и останется в самом начале Пути. Жизнь с желаниями частенько требует экстремальных ощущений, а жизнь без желаний – экстремальна по своей сути. Бог – совершенно невероятен, и чем ты к Нему ближе, тем тоньше становится лезвие ножа, по которому ты движешься. Познание себя – тоже занятие не для слабонервных, от одних только детских воспоминаний порой можно истечь ледяным потом.

В общем, упасть, чтобы подняться выше, и помрачиться, чтобы после просветлеть – сущие пустяки и дело житейское; духовный Путь проходят сильные духом.