Удивительно, как много народа мучается вопросом сочетания духовного поиска и секса. Людей настолько запугали его греховностью, что теперь они не знают, как им быть с простыми своими нуждами, изыскивая способы оправдания своей сексуальности и привнесения мистического в сексуальное. Если, например, решить, что анальный секс способствует пробуждению и поднятию кундалини, тогда, значит, и заниматься им не только можно, но и нужно.

Потребность в сексе создаёт зависимость от наличия партнёра, и, конечно, сделаться отшельником, не подавив свою сексуальную потребность, практически невозможно. А значит – невозможно полностью предать себя Господу, поскольку между тобой и Им периодически появляется некий необходимый партнёр, разрушая твою великую преданность твоей великой цели. Конечно, это невыносимо, да и Бог очень ревнив, а потому – секс как таковой должен быть осуждён. А то, что осудили великие отшельники и монахи, позже внедряется в умы слабых мирян, которые и без секса не могут, и без духовности чувствуют себя совсем уже ущербными.

Уму нравится радикализм, и выбор в духе или-или; где выбирать можно или близость с Господом, или простые человеческие необходимости. Эта дилемма – ложная. Вы можете любить человека и стремиться к Богу. Да, есть вопрос привязанностей, но он не от любви, а от ненасыщенных желаний.

Ненасыщенность желаний – страшная штука. Чем больше их не реализовано, тем более неудовлетворённым чувствует себя человек. И если сексуальные желания не удовлетворены, то секс становится слишком важным, оттягивающим на себя много внимания. Борьба с сексуальными желаниями, кстати, тоже делает секс слишком важным. Тогда он и становится помехой во внутренней работе. Если же ты не делаешь из секса проблему, то он стоит в ряду других естественных потребностей, для удовлетворения которых требуется определённое время, и ты его тратишь. И тогда мысли о сексе не крутятся в твоём уме круглые сутки.

Году в 95-м меня сильно интересовал вопрос: занимаются ли просветлённые сексом. Этот интерес возникал на фоне сильного стремления к просветлению и сильной же ненасыщенности сексуальных желаний. Так это всегда и работает – стремясь успеть везде, ты ищешь возможность сочетать то, что сочетать не нужно.

Желания исчезают после глубокой духовной трансформации, которую Иоанн Креста называл тёмной ночью духа, а я называю исчезновением в Боге. Тогда и пропадают похоть и сексуальные желания – вместе со всеми остальными. Но, чтобы прийти к этой трансформации, не нужно пытаться жить без желаний тогда, когда кроме них, тебе и жить-то нечем. А радикальная логика ума твердит – живи сразу так, как если бы ты уже просветлел. Ничего из этого не выходит, кроме подавления желаний и невроза, но люди то и дело пытаются.

В общем, не нужно искать оправдания своим сексуальным желаниям – удовлетворяй те, что возможно, работай с теми, которые в принципе невыполнимы. Осознавай себя до секса, во время секса, и после него; наблюдай проявления осуждения, чтобы избавиться от идеи, которая за ним стоит.

А тем, кого волнует вопрос — есть ли секс после просветления, скажу: он возможен, но ценность оргазма, в сравнении с другими состояниями просветлённого, весьма, весьма и весьма невелика.