Говорят, что на Пути не стоит стремиться к силе, но нужно избавиться от слабости. Говорят, что поиск силы сам по себе совсем не духовен, а потому заводит искателя либо в магию, либо в раздувание собственного эго, набравшегося мистических знаний. В общем, ищущие личной силы ни до просветления, ни до Бога не доходят. Впрочем, внутренне слабые ни до того, ни до другого не доходят тоже.

Первая причина внутренней слабости — страх боли, который на практике проявляется как неспособность переносить любые дискомфорты – как физические, так и психоэмоциональные. Терпения в этом случае очень мало, ведь страх обостряет чувствительность и малейшие дискомфорты кажутся очень мучительными. При этом человек оказывается неспособным созерцать свой страх, потому что это неприятно; к тому же, он не может прилагать длительные усилия в практиках из-за того, что это требует усилий, а они некомфортны. Я описываю самый крайний случай, но суть реакций при страхе боли будет всегда одинаковой, просто выраженной более или менее сильно. Чтобы улучшить ситуацию, нужно развивать терпение к неприятному и избавляться от страха боли.

Вторая причина слабости — страх ошибки, создающий хроническое расщепление в уме из-за стремления к безошибочному действию и страха ошибиться. В этой ситуации искатель теряет решимость и силу намерения. Его действия половинчаты, он часто «не дожимает», в итоге, не получая искомого результата практики, что, конечно, тоже не придаёт ему сил. Здесь надо убирать страх ошибки вместе с желанием безошибочного действия.

Третья причина — самоосуждение и неуверенность в себе. Чувство собственной недостойности очень мешает искателю в мистических практиках. Намерение прямо зависит от уверенности в себе, и если человек полон сомнений, его действие недополучает энергии, оно ослабляется в зародыше. Слабые искатели либо вкладывают недостаточно энергии в действие, либо делают его недостаточно долго. В случае недостаточного вкладывания искателю, например, не хватает сил, чтобы держать внимание разделённым; если же у него получается правильно разделять внимание, но он делает практику 15 минут вместо получаса, то нужного эффекта всё равно не достигается.

Для исправления ситуации здесь нужно работать с осуждающими идеями и детскими травмами. Непростая, прямо скажем, работа.

Четвёртая причина — жалость к себе, ослабляющая всё в момент своего возникновения. Про неё я уже писал, добавить особенно нечего, кроме того, что реакция жалости к себе прерывается волевым усилием, и отвыкать от привычки жалеть себя приходится примерно с теми же усилиями, которые нужны для избавления от любой вредной привычки. Трудно, но можно.

Каждая из вышеописанных причин сама по себе неплохо ослабляет человека, если же у него сочетаются несколько из них, то ситуация становится ещё сложнее. Тем не менее, если получится развить в себе сильное желание изменить свою ситуацию, то оно поможет в том, чтобы сначала ослабить свою слабость, а после и вовсе от неё освободиться.

Было бы желание, а возможность откроется; и если слабому не хватает сил и на желание, то надо осознать своё бессилие и из него молить Бога о помощи.

Искренняя просьба всегда получает ответ.