Известно, что о других люди судят по себе. Недавно одна искательница, которой очень трудно далось начало взаимодействия с Господом, почти возмущалась тем, что кому-то оно может даться легко. «Если мне было трудно, то и другим должно быть трудно», – вот логика оценки ситуации других, исходя из своего опыта. Я же, как повидавший многое, видел искателей, которым такое же взаимодействие открылось легко, почти безусильно, и они, конечно, думали, что и другим оно даётся так же легко. И там, где ваш опыт совпадает с опытом окружающих, вы им доверяете, а там, где расхождения сильные, вы начинаете сомневаться – либо в истинности своего опыта, либо в истинности того, что вам рассказывают. 

Если люди судят о других по себе, то эти суждения прямо зависят и от опыта, и от знания себя. Если вы знаете свои слабости и то, как легко вы нарушаете обещания, данные себе и другим, тогда вы будете точно так же относиться к обещаниям окружающих, не доверяя им, подобно тому, как вы не доверяете и своим собственным обещаниям. Если вы привыкли держать своё слово, то такого же будете ждать от людей; и пока вас несколько раз не обманут, своё отношение не измените. Горький опыт, в конце концов, побеждает любые иллюзии и ожидания.

Откуда берётся доверие или недоверие к людям, в общем, понятно. С доверием к Богу вопрос обстоит несколько сложнее. Опуская подробности, скажу, что главная проблема доверия к Богу – это недоверие своему восприятию. Трудность не в том, чтобы поверить словам, сказанным Господом, – трудность в том, чтобы поверить в то, что это сказал именно Господь, а не ваш разгорячённый ум это придумал. Другими словами, в вопросе доверия Богу главным пунктом становится доверие себе. Если вы в принципе себе не доверяете, потому что боитесь своих проявлений и подавляете их, то явление Господа должно быть очень ощутимым, чтобы вы сумели в него поверить. Впрочем, Господь обычно Себя проявляет вполне ясно, особенно в начале взаимодействия, чтобы искатель точно знал, с Кем имеет дело. Но постоянно подтверждать Себя – это чересчур, потому что не желающему видеть можно показывать что угодно, но он останется в отрицании. Поэтому, дав одну-две ярких демонстрации Своей власти, Господь перестаёт это делать. Дальше должно быть взаимодействие из доверия, уверенности и веры. И если вы сомневаетесь в том, что вам сказано или показано, то доверие разрушается, а проблема возникает с вашей стороны, не со стороны Господа.

Сомнения в собственном восприятии могут возникать всегда, особенно в случаях, когда вам даётся нечто сильно расходящееся с вашими представлениями о должном и правильном. Есть два пути к решению этой проблемы: первый – оттачивание навыка различения. Оно возникает из высокой осознанности и привычки к наблюдению ума. Когда вы будете знать свои мысли и ощущения, появляющиеся при их возникновении, то вы отличите свою мысль от вошедшей извне, а свой внутренний голос от голоса Бога. Без хорошей осознанности в целом и разотождествления с умом, добиться ясного различения будет сложно.

Второй путь – опыт, сын ошибок трудных. Сомневаетесь в истинности ведения? Максимально осознанно сделайте то, что вам сказано, и будьте объективными в оценке результатов. При этом не спешите с выводами, потому что результаты могут быть совсем не сиюминутными. Доверие, возникающее из опыта следования, – самое крепкое, но и цена у него высокая.

В общем, если хотите перестать сомневаться в своём восприятии, работайте с осознанностью и созерцайте работу своего ума. Чем лучше вы будете видеть его движения, тем меньше будет шансов на самообман и больше шансов на истинное общение с Ним.