1
Существует точка зрения, что чем больше знаний имеет человечество – тем ему лучше. Весь нынешний прогресс обеспечен прорывами в познании природы материи и законов, по которым она существует, а потому становится совершенно очевидным, что большее количество знания приведёт нас к ещё большему прогрессу. В случае с человечеством, в общем, всё понятно, хотя об опасности, которую несут ему некоторые открытия, время от времени заявляют сами учёные. Мнение о полезности знаний распространяется и на индивидуума, который, по идее, чем больше знает, тем более успешным может стать – если, конечно, найдёт своим знаниям прилично оплачиваемое практическое применение. Так это выглядит, и так оно, по сути, и есть. Но знание внешнего мира и знание внутреннего мира отличаются друг от друга и имеют, что называется, разные векторы и разную пользу для человека.
С точки зрения Пути всё знание о внешнем – будь то сообщения о событиях, описание открытий, содержание наук, преподаваемых в средней школе, и даже рассказы мистиков о пережитых ими состояниях – не более чем информация. Всё знание, что вы получаете извне, – просто информация, которую вы можете запомнить, а можете забыть, и тут уж, как говорится, бывает по-всякому. Единственное реальное знание, которым вы обладаете и которое только и может называться истинным знанием, – это то, что вы пережили, прочувствовали и поняли сами, получив собственный опыт. Всё остальное относится к информации, которую вы можете использовать либо для получения собственного знания, либо для украшения эго и повышения ощущения своей значимости. Ум питается информацией и всегда ищет её новые порции, потому что она позволяет ему: во-первых, гонять мысли, то есть быть занятым; во-вторых, создавать себе протезы понимания того, что происходит в мире, почерпнув «достоверные сведения» из поста в интернете или разговора с соседом. А без понимания происходящего ум становится растерянным, глупым и испуганным. Вот почему чем сильнее у человека страх, например, заболеть раком, тем более он интересуется вопросами, связанными с его лечением и со статистикой онкологических заболеваний. Некоторые люди решают проблему страха через его подавление, и тогда они, наоборот, избегают опасной информации, исключая её из поля своего внимания. И то и другое – симптомы, по которым можно понять, чего вы хотите или боитесь.
Интерес, который вызывает у вас та или иная тема, ясно и определённо показывает вашу ситуацию. Например, мужчина живёт с женщиной и вроде бы её любит, но продолжает интересоваться другими женщинами, мысленно прикидывая свои шансы на успех в случае знакомства с ними. Или искатель обрёл Путь, который ему вроде бы близок, но интерес к чудесам и возможностям других Путей у него так и не исчез. Оба этих примера говорят об одном – о той неудовлетворённости, которая всё ещё остаётся и которая, конечно же, связана с нереализованными желаниями. Ваши интересы порой говорят о вас больше, чем вы можете сказать о себе сами. Собственно говоря, именно по интересам люди и собираются в сообщества, чтобы обмениваться информацией и мнениями относительно неё. Ну и что-то делать вместе, конечно.
Всё это довольно банально, однако тому, кто хочет продвинуться на Пути, лучше использовать все возможности – и осознание того, что тебя всё ещё интересует в миру и в мире, может существенно сократить время, затраченное на избавление от привязанностей. По мере продвижения внутрь потребность во внешнем знании становится всё меньше, и происходит это естественным образом, вследствие избавления от привязанностей, желаний и страха. И можно следовать этой естественности, просто наблюдая то, что есть, то, что видно, не замечая до поры до времени того, что у тебя под носом и что держит тебя крепче стального капкана. Никакие наставления и указания были бы не нужны, если бы у нас был только этот выбор – осознавать то, что есть здесь и сейчас. Осознавайте, и рано или поздно осознаете. Оставайтесь пассивными. Но есть и другой подход – осознавайте активно, практикуйте целенаправленное осознание, и тогда подсказка о том, куда бы следовало обратить внимание, становится весьма полезной. И вот посмотреть на свои информационные интересы бывает весьма полезно. Какое внешнее знание вы собираете? Что у вас не насыщено, какая часть вашего существа ищет новостей или другой информации? Лежит ли причина этого только в уме, или же у вас имеются некие более глубокие сущностные потребности? Пока вы не откроете причин своего интереса к тому или иному знанию, он будет оттягивать на себя ваше внимание. Кроме того, нередко живой и страстный интерес к новостям и собиранию разного рода информации поддерживается беспокойством ума, которое тоже имеет свои причины. Поскольку за беспокойством стоят идеи и представления, то на них вы в итоге и выйдете, если станете наблюдать за тем, какая информация вас привлекает. Если вы поймёте, какое знание собирается вами только из страха перед будущим, а какое – из желания что-либо в нём же обрести, то станет совершенно очевидным, что привязывает вас к Нисходящему Потоку Творения.
Человек, вставший на Путь, постепенно сам отходит от собирания ненужного знания. Он ограничивается необходимым и перестаёт собирать новости из жизни обитателей социальных сетей, а также о том, как и чем живут люди в других странах. Для того, кто устремляет свой взор к Богу, земная суета перестаёт быть волнующей и милой. Не менее бессмысленным становится собирание информации о других Путях и чтение текстов из других традиций – чем поначалу занимается любой искатель, не определившийся с тем, какой из Путей ему нравится более других. Это не значит, что человек, твёрдо вставший на Путь, вообще перестаёт интересоваться тем, что происходит вокруг. Просто его интерес больше не диктуется модой, средствами массовой информации и мнениями окружающих. В определённый момент ему может понадобиться прочесть некую книгу или перечитать ту, которую он уже читал раньше. Это – интуитивный выбор, диктуемый необходимостью, а не перегретым умом, которому нужны новые дозы информации, чтобы продолжать своё кажущееся осмысленным вращение. И чем лучше человек чувствует своё текущее состояние, тем лучше он чувствует, нужно или нет ему сейчас получить какое-то дополнительное знание извне. Не будем забывать, что и чтение романов есть получение впечатлений и информации, которая может быть полезной для проживания тех или иных состояний. Жить ощущениями и их осознанием – к этому приходят те, кто продвинулся на Пути. Тем более что восприятие, которое у них к тому времени развивается, служит им куда более надёжным проводником в физической и метафизической реальности, чем самый изощрённый ум.
На самом Пути тоже существует ненужное и даже вредное знание. В «Книге о духовной Работе» я писал о том, что Мастер всегда не договаривает. В большинстве случаев – это чистая правда. Мастер видит больше и дальше, чем может видеть ученик, каким бы продвинутым он ни был. И тут, например, нельзя говорить человеку о его состоянии и главной внутренней проблеме, пока тот не созреет для того, чтобы принять эти слова и посмотреть на свою ситуацию. Точнее, сказать-то можно, только вреда от этого будет куда больше, чем пользы, потому что ученик не сможет увидеть того, на что ему указывается, и либо уйдёт в сопротивление, либо останется пребывать в недоумении и растерянности. Мастеру всегда приходится выжидать подходящего момента, чтобы преподнести ученику знание о нём самом. И пока он не наступит – это ненужное знание, которое не только не помогает, но чаще всего вредит.
Каждому этапу Пути соответствует своё знание, которое обретается человеком через опыт. Это может быть не только непосредственный опыт личной трансформации, но и откровения, и познание каких-то граней Истины. В прошлом знания, связанные с поздними этапами Пути, давались очень кратко и вообще скрывались от непосвящённых. Теперь, в век информационного потопа, все виды знаний стали публиковаться и выплёскиваться в массы. Благодаря этому у многих людей возникла новая иллюзия, в которой им кажется, что они всё знают и о духовном, и о мистическом Пути. Ну или о просветлении и высших состояниях бытия. Их умы отравлены ненужным знанием, которое не даёт им ни понимания, ни возможности двигаться в неизвестное с полным доверием. Когда вы хотите ясно прописанной карты Пути, то сами загоняете себя в тупик мнимой определённости. Когда ученик доверяет Мастеру и готов совершать усилия без гарантий, то этим он готовит себя к следованию Воле Бога, которая ведёт человека в неизвестное без каких-либо описаний того, что там случится. В этом смысле Господь никогда не даёт человеку ненужного знания о будущем. Каждый дервиш знает ровно столько, сколько ему сейчас нужно знать, чтобы прожить новый опыт во всей возможной полноте, пройдя через боль или экстаз без всяких ожиданий, продуцируемых многознающим умом. Вы следуете в неизвестное, открывая для себя новое знание или очередную порцию Истины, и только потом, задним числом, вам открывается вся красота Божественного замысла и красота Узора, который был вами прожит. И тогда вы ощущаете благодарность за всё, что поначалу могло показаться вам неприемлемым, непереносимым или избыточным. Так дервиши превращаются в суфиев, и искатели становятся мистиками.
Мудрые говорят, что всего знать нельзя, и воистину это так. Более того, всего знать и не нужно – ни вам, ни кому-то ещё. Только раздутое эго может иметь желание стать равным Всезнающему. Тот, кто следует Пути, всегда получает необходимое для себя знание, ровно соответствующее времени, месту и своим текущим потребностям. При следующем продвижении откроется другое знание, и оно будет отвечать вашей необходимости в этот момент. Опыт показывает, что незачем искать больше, потому что при продвижении к Богу вам придёт переживание Истины, а вместе с ней – безмятежность и расслабленность.
2
Говоря о ненужном знании, нельзя не упомянуть знание изначально ложное. Оно – ненужное по определению, но многие люди оказываются совершенно неспособными отличить правду от лжи. Допустим, вам предлагается послание инопланетян, в котором рассказывается о нашем внеземном происхождении и даются советы как правильно жить. Вся эта информация абсолютно фантастична и принципиально непроверяема, а советы – весьма банальны. У вас есть выбор – поверить предлагаемому вам знанию или не относиться к нему серьёзно. Знание, которое невозможно поверить опытом, не имеет никакого практического смысла, хотя даёт вам набор идей, пригодных для того, чтобы пересказывать их окружающим и даже пытаться жить в соответствии с ними. При нехватке здравого смысла и наличии желания, чтобы инопланетяне существовали, вы примете их послания на веру, став поклонниками весьма посредственной фантастической повести. Ложное знание – в виде сплетен, разного рода пропаганды и откровенной лжи – распространено в миру. Вы верите в то, во что готовы поверить, в то, что кажется вам правдой. Причиной веры в ложь становятся либо ваши страхи, либо желания – вспомним хотя бы матерей Беслана, которые платили большие деньги за очевидно лживое обещание воскрешения их погибших детей. В том, что касается ложного знания, распространённого в миру, вам следует полагаться на разум и понимать, подлежит ли предлагаемая вам информация хоть какой-то проверке на опыте.
Знание, касающееся Пути, должно быть подтверждено опытом, и в этом главный смысл того, для чего оно вообще распространяется и даётся. Путь для того и Путь, чтобы его проходил не один единственный мистик, а многие и многие искатели Высшего. Их общий опыт составляет знание, описывающее Путь, и в суфизме, например, это проявлено особенно ярко.
Помимо внешней лжи существует так называемое внутреннее ложное знание. Знакома ли вам внутренняя уверенность, утверждающая, что всё сложится так, а не иначе? Этакая иррациональная убеждённость в правдивости чьих-нибудь слов и верности своего выбора? Если да, значит, вам известно и то, насколько часто подобная уверенность бывает ложной. Ум – великий обманщик самого себя. Он может создать вам любое знание, особенно если вам его очень хочется получить. И здесь отличить истинное переживание от ложного бывает очень трудно – тем более, когда переживание это очень хорошее и приятное. Вам, например, открывается ваше предназначение, в котором говорится о вашей избранности, или же приходит некая особая информация о том, что все мы пришли на Землю с других планет, и потому должны слушать указаний более высоких космических рас. Вам может почудиться, что вы достигли просветления или исчезновения в Боге. В принципе – вам может почудиться или «открыться» всё, что угодно; всё, чего вы сами хотели, пусть и не признаваясь в этом ни себе, ни другим. Диапазон «открытий» может быть самым широким – вплоть до общения с Богом напрямую – но суть их обычно сводится к собственной избранности и особенности, то есть к пляске эго. Я довольно часто получаю письма с описанием подобных переживаний, и люди, как правило, совершенно не готовы взглянуть на них критически. Самообман – вещь приятная и удивительная. Люди пробуют выполнять практики и сталкиваются с необычайными явлениями, которые отчасти действительно имеют место, как эффект воздействия тех или иных духовных упражнений. Вот только немалая часть этой необычайности создаётся человеческим умом, который, подобно Богу, творит поразительные переживания из себя самого.
Известно, что при желании любой человек может довести себя до психоза. Кроме того, существуют галлюциногены, употребив которые каждый может увидеть то, чего нет в реальности. Однако всё это возможно только потому, что у человека есть ум, в котором изначально заложены все эти способности – от создания разных ощущений в физическом теле до сотворения иллюзорных, но неотличимых от реальных миров. И если в отношении внешнего ложного знания вам может помочь разум и здравый смысл, то в отношении внутренней лжи помогает только осознанность. Пока вы не станете видеть того, как работает ваш ум, отличить грёзы от реальности будет практически невозможно. Нужна бдительность к тому, чтобы не обмануться; нужно взрастить осознанность до той степени, когда вам станут известны ваши скрытые желания и ум не сможет выполнять их, находясь вне вашего поля зрения. Поэтому, кстати, обязательно нужна работа с желаниями – иначе вы не будете их знать и станете искренне радоваться тому, что высшие силы проявляют к вам особую благосклонность. Ну или наоборот – тёмные силы вас питают и поддерживают, бывает и такая игра воображения.
Люди с нестабильной психикой нередко создают своё собственное ложное знание. Пока оно касается только их – невелика беда. Когда они начинают распространять его среди других – это может стать общей проблемой, потому что поди-ка объясни интересующимся, почему то или иное описание «реальности», данное новым «провидцем», есть вымысел с элементами бреда и редкими вкраплениями правды, заимствованной из истинных источников. Так ложное знание из внутреннего становится внешним.
Избавиться от избыточной продуктивной деятельности ума можно двумя способами. Первый – совсем закрыть эту дверь, прекратив выполнять практики и подавив все поползновения ума к тому, чтобы выполнять желания духовно-мистического характера. Второй – налечь на практики осознания, относясь критично ко всем движениям ума и тому, что он вам время от времени преподносит. В освобождении от внутреннего ложного знания осознанность выполняет ведущую роль, и без неё никак не обойтись. Понятно, что в любом случае ложь остаётся ложью, и никакой самогипноз не заменит реальных достижений. Но эго может долго играть в игры с самим собой, хотя в редкие минуты прозрения человек, конечно же, будет понимать истинную свою ситуацию. Хотя если его психика так и останется нестабильной, то проблесков подобного понимания может и вовсе не возникать. Тогда можно долго и счастливо получать знания из «иных» миров, записывать диктовки от Господа и Его ангелов, да и вообще чувствовать себя важным и полезным участником Творения. Каждому – своё.
И ненужное, и ложное знание приносят проблемы искателю на ранних стадиях поиска и Пути. Позже он либо перестаёт его собирать и продуцировать, либо так и остаётся в мире или, в случае с ложным внутренним знанием, – на «своём особом Пути». И здесь тоже – каждому своё.