Воистину, ум человеческий очень загадочен. С одной стороны, он любит определённость и завершённость. Ему нравится иметь понятный план действий и знать их порядок. И, одновременно с этим, ум любит оставлять некоторую неопределённость в своём будущем, некоторую иллюзию свободы воли и свободы выбора. Вот я, может быть, завтра напьюсь, а может, останусь трезвым. Или завтра вообще брошу пить — навсегда и вовеки веков. А может, и не брошу.
Понятно, что эта неопределённость мнимая, и она — всего лишь очередная разновидность самообмана; игра ума с самим собой. Выбор уже сделан, и напиться придётся, но иметь иллюзию наличия выбора человеку всегда приятно. На то он, как говорится, и человек.
Бывает, что человек подвешивает желание, играя с ним, как кот с мышью, и размышляя о том, надо ли это желание выполнять, или можно и так жить счастливо. Этот выбор менее иллюзорен, ведь желание можно подавить, и тогда исполнять его, может быть, совсем не придётся. А если оно когда-нибудь вырвется из подвала бессознательного ума, то заявит о себе с такой силой, что не исполнить его будет невозможно. Но выбор здесь всё-таки есть.
Привычка — страшная сила, а потому игра в «исполню-не исполню» и в «сделаю-не сделаю» у некоторых продолжается и на Пути. Причём, теперь уже ум не ищет иллюзии свободы выбора, теперь он создаёт иллюзию самой неопределённости там, где без этой игры всё было бы ясно и понятно. Вот, например, приходит человеку видение какого-то действия. И он понимает, что это действие надо бы осуществить, и что это вИдение не кое-что, а высшее ведение к высшей же цели. Казалось бы, что тут непонятного, если, конечно, человек понимает и принимает сам феномен ведения? Да ничего особенно непонятного нет, кроме танцев ума, которые способны сделать абсолютно понятное столь же абсолютно непонятным.
Игра такая: я, кажется, знаю, но не уверен. Это — создание всё той же неопределённости вкупе с возможностью соскочить, решив ничего не делать, чтобы не выглядеть дураком в собственных глазах. Ум очень держится за рациональность и логику, и чем больше в человеке остаётся привычки к самоконтролю и самоосуждению, тем сложнее ему будет следовать ведению — хоть человеческому, хоть Божественному. И тем чаще ум будет обесценивать опыт мистических переживаний и указаний ведения. Этот самообман рождается из стремления ума к самосохранению, из сопротивления к переменам и из страха утраты контроля над собой и своей жизнью.
Каждый сделанный шаг на Пути открывает возможность для следующего шага. Игра в неопределённость и недопонимание позволяет останавливаться и стоять, имея для того «важное» оправдание — «я не знаю наверняка» и «я не уверен». И не стройте иллюзий — это вы позволяете уму играть в эти игры, потому что они вас устраивают. Это вам нравится неопределённость, благодаря которой вы можете до последнего сохранять иллюзию свободы от своего выбора, своих желаний, и от необходимости абсолютно точно следовать указаниям Всевышнего.
Игра в неопределённость превращается в ловушку, потому что для выхода из неё вам нужно достоверное подтверждение полученного ранее указания (вербального или визуального — всё равно). А Господь не обязан ничего вам подтверждать, хотя и может. И здесь вы начинаете маяться уже настоящими сомнениями, и чем дальше — тем их становится больше.
Игру в неопределённость можно прервать в любой момент, приняв решение делать или не делать то, что вроде бы нужно. Решение у вас есть изначально, но вам нравится игра в свободу выбора. Признав свой выбор сразу, вы избавите себя от проблем подтверждения, и сэкономите своё время. Детали действия бывают действительно не всегда понятными, но с ними разбираешься, начав действовать.
Въедливый читатель может сказать, что бывают случаи, когда перегретый ум имитирует ведение, давая задания сам себе, и не грех в таких заданиях сомневаться. Да, такое бывает, и для того, чтобы отличить истинное ведение от его имитации, нужен неплохой уровень осознанности.
Ну, а я здесь пишу о другом.