Говорить о себе можно по-разному. Слова передают только часть информации, а остальное в живой речи зависит от интонаций, отношения говорящего к тому, что он рассказывает, и к тем смысловым оттенкам, которые поневоле обретает его речь, если он использует много общих слов и пренебрегает уточнениями. Тогда те, кто будет его слушать, могут понять его рассказ очень неодинаково. У них возникнут отличные друг от друга образы описываемой реальности, и вот вопрос: можно ли считать неточность изложения и запутывание смыслов – ложью? И тут всё устроено хитро – пока человек прямо не произнёс то, что не соответствует действительности, он не лжец. Это вы тупые и неправильно понимающие, а он объяснял так ясно, как мог. Недоговорённости и умолчания – прекрасный способ лгать косвенно, намеренно создавая у собеседника неверное представление о предмете беседы. Впрочем, все, полагаю, это умеют.

Если вы озаботились поисками Истины, то ложь как таковая становится вашим врагом. Знаете, как формулируется Истина Бога? Очень просто: Он существует. Всё остальное – уже детализация, уточнения и дополнительные описания. Но пока реальность существования Бога не стала вашим личным опытом, все слова не имеют большого смысла. Вы либо верите им, либо – не верите; самой Истины у вас нет. Для того, чтобы получить её переживание, вам нужно привести себя в состояние, в котором ваше восприятие станет открытым Богу. Волевым решением этого не добьёшься, нужны соответствующие практики. Подобное притягивает подобное; пока вы часто и привычно лжёте, Истина Бога окажется скрытой от вас ровно потому, что вы находитесь в дисгармонии с реальностью.

Люди лгут из двух причин: первая – корысть; неважно материальная, духовная или политическая. Вторая причина – желание выглядеть лучше, чем они есть; за этим порой тоже стоит корысть, но чаще всё-таки лгущему не слишком нравится он сам и хочется большей значимости и большего смысла. И да: ложь во спасение и ложь для избежания наказания – это тоже, по сути, приукрашивание своей и чужой реальности. Начинающий поиск Истины обладает очень слабым восприятием, поскольку осознанность его слишком мала. То, что он может пережить и прочувствовать – ограниченно; великие Истины просто не поместятся в объём доступного ему внимания. С ростом объёма внимания искатель может ощущать куда более тонкие и сложные энергии и состояния, и где-то там, в первой трети Пути, ему и придётся определяться со своим отношением ко лжи. Можно ли не лгать себе, но лгать окружающим? Для чего нужна ложь, и почему ты должен её поддерживать? Сочетается ли прямой Путь с узкими и кривыми тропками обмана?

Очищение ума – это и очищение от всех видов лжи себе и людям. Продолжающий лгать очевидно не готов к взглянуть на истину Реальности прямо. Она его пугает, она не оставляет ему пространства для манёвра. Когда можно сказать: да вы неправильно меня поняли, да я не это имел ввиду… А на Пути никому, в общем, не интересно, что ты имел в виду, потому что по тебе и так видно, кто ты такой. Ложь – это слабость трусости и неприятия, поэтому те, кто не способен отказаться от лжи, покидают Путь как раз в этой, условной его первой трети.

Есть реальность внутренняя и реальность внешняя. Если ты привык искажать их в своих словах или мыслях, ты входишь в рассогласование с ними, постепенно утрачивая адекватность восприятия. Чем больше лжи, тем больше рассогласование и неадекватность – вспомним примеры жертв тотальной пропаганды, которые эту неадекватность реакций наглядно демонстрируют. И чем сильнее рассогласование между твоими словами и реальностью, тем дальше ты от Бога. И если ищешь Его – избавляйся от лжи и от причин, из-за которых она была тебе нужна. И жизнь твоя тогда станет сильно проще и намного приятнее.