1
Каждое сложное действие состоит из простых, и для достижения успеха в сложном простые действия должны выполняться в правильной последовательности. Измени последовательность – и результат будет другим, если вообще он будет. В линейном потоке времени и так же линейно разворачивающемся Узоре Судьбы последовательность действий имеет решающее значение в достижении цели. И там, где она нарушается, ничего толкового в итоге не выходит.
Мистический Путь подобен лестнице, устремлённой в небо. Уберите из неё несколько ступенек, и выше вы уже не заберётесь. Тот же, кто пытается перепрыгнуть через какие-то из них, надеясь ускориться и обмануть судьбу, рискует сорваться вниз, особенно если его лестница стоит почти вертикально. Ведь чем прямее избранный человеком Путь, тем он вертикальнее и круче; там же, где предлагаются менее радикальные практики и способы достижения высшей цели, и Путь более пологий.
Конечно, метафора лестницы, ведущей в небо, давно избита и не слишком хорошо соответствует ситуации Пути, но одно нужно уяснить всем, кто действительно хочет пройти Путь до высочайших его ступеней, – каждая ступень важна, и если вы надеетесь избежать прохождения каких-то из них, то окажетесь не там, куда стремились.
Может ли человек проскочить какую-то ступень эволюции нафсов? Опыт появления спонтанных мистиков подтверждает, что такое возможно. Тогда достижение совершенного нафса происходит, минуя, например, стадию служения Воле Творца, и этого опыта у спонтанных мистиков просто нет. Но, зная, что и просветление может иметь разную по степени глубину, трудно не задаться вопросом – насколько совершенен совершенный нафс тех, кто достиг одним прыжком, инициированным свыше? Или Господь здесь Сам решает, кого и насколько усовершенствовать согласно тем задачам, которые будут возложены на очередного спонтанного просветленца? Ответа мы, конечно, не узнаем, поскольку провести сравнительное исследование никак невозможно в силу того, что известные нам спонтанные мистики, достойные внимания, покинули этот мир. Да и глупое это занятие, если честно.
2
Нет Бога без чудес, и нет чудес без Бога. Он и Сам – великое чудо, не поддающееся пониманию весьма ограниченного человеческого ума. Взаимодействие с Ним то и дело оборачивается чудесами – маленькими и большими, но восприятие их зависит от степени вдохновлённости человека или глубины его скепсиса по отношению к чудесному; кроме того, бывают люди с совсем некритичным мышлением, склонные видеть чудеса в любых совпадениях и случайностях. Понимание того, что чудо возможно, даёт людям надежду на волшебное изменение их обстоятельств и состояний, и хотя принято считать, что надежда позволяет человеку выжить в невыносимых условиях, на Пути она превращается в ослабляющий фактор, лишающий искателя должного упорства в работе над собой. Зачем совершать сверхусилие, если всё может разрешиться чудесным образом? Зачем маяться созерцанием своего страха, если Господь сотрёт его одним махом, если захочет?
Любой описанный и прописанный Путь – представляет собой попытку создания способа гарантированного достижения высших состояний, при соблюдении всех условий и требований, на которых и стоит данный конкретный Путь. Он не исключает чудес и даже может обещать их, но каждый Путь основан на законах, согласно которым происходит внутренняя эволюция человека, и законах, предопределяющих порядок эффективного взаимодействия с Творцом. Чудеса здесь – не основа, а следствие правильно прилагаемых усилий; а усилия – главное условие успеха.
При этом чистой наукой ни один из Путей так и не становится – присутствие чудесного, проявляющегося всё сильнее на высших ступенях каждого Пути, постепенно сводит на нет всю «научную» предсказуемость того, что будет дальше. Поэтому полная «научность» и такая же полная предсказуемость происходящего свойственна начальным этапам работы над собой, но чем ближе человек придвигается к Богу, тем менее предсказуемыми становятся его внутренние ситуации и состояния.
Чудо – как феномен мистической стороны жизни – и благословение, и проклятие одновременно. Духовная трансформация – тоже чудо, чего уж там говорить, а без неё – ни просветление, ни достижение высших стадий развития нафса невозможно. То есть чудо – обязательная часть каждого истинного Пути, без исключений. Но чудеса, происходящие вне всяких Путей, вносят неминуемую путаницу, потому что появление очередного настоящего спонтанного мистика подвергает сомнению саму необходимость Пути. А то, чему эти мистики начинают учить, вносит новую неразбериху в поле духовного знания, где и так без проводника сам чёрт ногу сломит. Обилие теорий и разного рода «духовных знаний» напоминает паутину, в которой застревают те, кто ищет простых или многомудрых ответов. Сейчас это не помощь, а препятствие, но Господь, видимо, хочет, чтобы дойти до Него смогли только самые способные. И главной их способностью должно быть умение отличать ложь от Истины.
3
Чудеса – товар штучный, поэтому, если уж говорить серьёзно, то чудеса преображения искателя на Пути, планово в нём прописанные, не могут приравниваться к тем, что случаются с человеком, не совершавшим целенаправленных усилий для того, чтобы они стали возможными. Другими словами, на вере в чудеса и на ожидании чудес далеко не уедешь, и самому постараться всё равно придётся.
Чудо в обычной жизни – осуществление невозможного; нарушение причинно-следственной связи. Чудо на Пути – следствие усилий искателя по созданию его возможности. И усилия эти должны свершаться системно и последовательно. Те, кто практикует то одно, то другое; те, кто не делает свою практику регулярной, – тоже в итоге рассчитывают на чудо, хотя могут и не осознавать этого. И как одни живут надеждами, что всё плохое не затронет их тихую жизнь, так другие думают, что чудо с ними обязательно случится, ведь они такие особенные и прекрасные люди. Как давным-давно сказал один поэт: блажен, кто верует.
4
Практикующий осознанность на собственном опыте познаёт принцип последовательности, без соблюдения которого полностью осознанным ему никогда не стать: начинаем с наблюдения ощущений тела и потом продвигаемся к более тонким ощущениям энергий. Невозможно сразу же начать с осознания работы ума, потому что ничего не получится. Вы не сумеете запрыгнуть на третий этаж одним могучим прыжком, вы слишком слабы. Вам придётся подняться по лестнице, начав своё восхождение на первом этаже. Начинать следует с простого, а осознавать поначалу – наиболее грубое; то, на чём внимание удерживать легче.
Метод практики осознанности, заключающийся в наблюдении того, что проявлено здесь и сейчас, сам по себе задаёт определённую последовательность внутренней работы. В результате вы станете осознавать именно то, что вас чаще всего мучает. Страх, гнев, печаль; напряжение контроля, откликающееся напряжением в мышцах тела, перепады настроения и давление желаний. То, что будет проявляться наиболее часто, на то вы и будете смотреть в случае правильного выполнения практики. Если вы не станете сбегать из неприятных вам состояний, тогда поневоле вам придётся их созерцать, ведь стойкое и терпеливое наблюдение страха, которым вы охвачены, уже, по сути, есть практика созерцания. В ней энергия страха постепенно рассеется, и одной проблемой у вас будет меньше. Когда этот страх отступит, он перестанет быть наиболее частым вашим гостем, и на его место придёт вторая по частоте проявления эмоция, которую вы так же начнёте наблюдать во всей её красе. Так последовательность работы с внутренними проблемами и дисбалансами выстраивается естественным образом.
Конечно, процесс можно ускорять, заходя на созерцание какой-то проблемы как на отдельную практику, но без последовательного постоянного усилия в осознании своих текущих состояний она будет куда менее эффективной. Основа успеха закладывается в ежедневном осознании себя, созерцание здесь – хоть и важный, но всё равно вспомогательный метод. Но если вы, не научившись видеть и наблюдать проявления своих чувств и эмоций, попробуете начать работу по избавлению от обусловливающих вас идей – вы не преуспеете. Многие терпят неудачу в практике осознанности ровно потому, что идут не от того, что ощущают прямо сейчас, а следуют за желанием сразу же разобраться с «главными» проблемами человека, остановив ум, избавившись от всего лишнего и вообще мгновенно просветлев. Спешка вредит во всём, а в работе над собой она всегда приводит к неудаче.
Тот же, кто не готов зайти на осознание и созерцание своего самого актуального страха, чаще всего себя проявляющего, тот не сможет пройти дальше и бросит практику. Есть такие ступени на Пути, не пройдя которые, продолжать невозможно. На том, чего не обойти и не избежать, и куда очень не хочется заходить, люди обычно и «ломаются», бросая практику и пускаясь в поиски более лёгких путей, обещающих безусильное продвижение и прочие фантастические чудеса. И что-нибудь многообещающее они, конечно, находят, ведь спрос рождает предложение, а продажа обещаний – тоже бизнес, не хуже и не лучше других, пока люди готовы платить за поддержание и продление своих надежд.
5
В осознании себя человек приходит к естественному выстраиванию приоритетов в том, что касается внутренней работы. Что сейчас актуально, с тем и работаешь, такие дела. Но если осознанность не слишком высокая, тогда надо либо упереться в её развитие, либо найти того, кто тебе подскажет, на что ещё (помимо усилия в осознании себя) стоило бы обратить внимание. Существует взаимозависимость между уровнем осознанности и количеством подавленных эмоций, чувств и желаний. И можно идти простым, но длинным путём – осознавая то, что всплывает, и не сворачивая с этой прямой дороги. Конечно, посозерцать вновь обнаруженный страх дополнительно к повседневной практике осознания вам никто не запрещает, и так все порядочные искатели и делают; но выйти за пределы своего собственного узкого видения ситуации им не дано. Собственно, поэтому людям, работающим над собой, нужен тот, кто уже осуществил такую же работу, а искателям на Пути необходим проводник, его знающий.
Тем, кто упивается своей самостоятельностью, стоило бы немного подумать о том, насколько они самостоятельны. Чтобы чего-то захотеть, нужно сначала от кого-то об этом узнать. Чтобы начать делать практики, надо сначала прочитать их описание или найти того, кто покажет необходимые упражнения. С нуля никто не начинает – все нуждаются в помощи извне, в какой бы форме она ни приходила. А те, кто, узнав всё, что нужно, приступают к самостоятельной работе, рассчитывая только на себя, вскоре заходят в тупик, недоумевая, что же они делают не так. Послания с подобными вопросами от самостоятельно практикующих я получаю регулярно.
Стремящиеся к оголтелой самостоятельности либо несут в себе обиду на людей, либо очень хотят самоутвердиться. В любом случае, выбор этот – не слишком умный, ведь никакая трансформация не осуществима без импульса энергии, приходящего извне, и сами мы ничего сделать для себя в этом смысле не можем. От нас зависит только то, насколько мы станем готовыми к взаимодействию с Высшим, вот и всё, а те, кто рассчитывает достигнуть всего самостоятельно, не достигнут в итоге ничего, ведь свобода воли священна, и раз уж вы хотите маяться сами, так никто мешать вам не станет.
Можно, конечно, постепенно разобраться во всём самому, практикуя осознанность, но это слишком дорогой способ познания, если учесть, что главная ценность, которой мы обладаем, – время нашей жизни, и вот его-то обычно и не хватает. Да и удаётся подобное единицам, если вообще удаётся. Без помощи Бога, опираясь только на свой ум, желания и силу воли, к высшим состояниям всё равно прийти не удастся. Все знают, что сильное эго становится преградой на Пути, но его проявлений в себе предпочитают не видеть, и более того – желают найти ещё больше силы, чтобы уж точно преодолеть всё и всех победить. И некому им на это указать, потому что они не готовы кого-либо слушать.
6
В предыдущих частях этого текста я рассматривал ситуацию в общем, и примерять на себя всё сказанное мог бы любой искатель. Теперь я буду говорить только о ситуации обучения, в которой работа искателя осуществляется под руководством того, кто прошёл дальше и знает больше. Здесь заключается своего рода устный договор, в котором один берёт на себя функции учителя, другой – ученика. Формат обучения определяется учителем, и тот, кто пришёл в обучение, с ним соглашается. Дальше начинаются нюансы, а главным пунктом договора всё равно остаётся вопрос повиновения указаниям учителя – насколько оно должно быть полным и беспрекословным?
Восточная традиция даже не задаётся таким вопросом, ведь там беспрекословное подчинение является изначальным условием принятия соискателя в ученичество. Действительно, кому надо возиться с человеком, которому оставляется право выбора – делать или не делать того, что ему сказано? Западная традиция, в основном берущая своё начало от восточной, отклонилась от требования строгого подчинения ученика учителю. Оно как бы подразумевается, но упор делается на сознательность пришедшего в обучение и на то, что это ему действительно необходимо.
Полное подчинение хорошо практиковать в замкнутых системах, где учитель и ученик проживают в едином пространстве вроде монастыря или ашрама, или же где ученик проводит бок о бок с учителем много времени, посещая его каждый день. Такой плотный контакт позволяет контролировать то, насколько учащийся действительно старается и выполняет всё, ему предписанное. На Западе подобный контроль остался только в тоталитарных сектах и с ними же ассоциируется, и где тоже все участники секты живут скученно.
Полная сдача воле учителя имеет свои плюсы – в ней, например, обнажаются все проблемы эго, и ученику придётся либо подавить своё желание самоутверждения, либо осознать и отработать его. Внутри человека, следующего чужой воле, поневоле возникает сильное трение между необходимостью выполнения вменённых действий и сопротивлением к ним, подпитываемым своими желаниями. Так быстро отсеиваются те, кто не готов заниматься всерьёз, и, кроме того, ученики взращивают в себе готовность к безоговорочному следованию воле Бога. Для западного уха это самое безоговорочное следование звучит очень зловеще, поскольку в чистоту намерений кого бы то ни было никто уже не верит. Если твои помыслы чисты, то и полное подчинение тебе не нужно, иначе зачем тебе такая власть над человеком? А в то, что подобная изначальная сдача (если она удаётся ученику) существенно укорачивает его Путь, люди обычно тоже не верят, потому что и наличие Пути, с их точки зрения, больше напоминает какой-то изощрённый обман, а не чистую Истину.
В любом случае, ситуация обучения на Западе выглядит иначе, а потому и свободы у учеников чаще всего куда больше, чем на Востоке. И, как обычно, эта ситуация приводит к вполне предсказуемым следствиям. Например, можно сказать, что я не могу выполнить упражнение, потому что оно у меня не получается. И, вместо того чтобы держать ученика на этом упражнении ровно до того момента, пока он не выполнит его правильно, приходится идти дальше, потому что десять лет размышлять над звуком хлопка одной ладони никто из современных людей не готов. Они слишком привыкли к обилию впечатлений и частой их смене; да и к жизни, в которой скорость движения высока, а обновления всех программ выходят каждые несколько месяцев.
Свобода, как известно, подразумевает ответственность за свои действия, но далеко не каждый её ощущает. С другой стороны, можно ли назвать истинно свободными тех, чьи решения обусловлены достаточно скудным набором идей и представлений? Тем не менее наличие свободы выбора есть и свобода выбора следствий, которые неизбежно следуют за каждым принятым решением. И вот чем оборачивается для учеников свобода следования или неследования указаниям учителя: когда кому-то говорят, что сейчас надо бы поработать, например, с конкретным страхом, а он (или она) этого не делают, то их продвижение останавливается.
Путь внутрь себя тоже можно сравнить с лесенкой, последовательность прохождения ступенек которой изменить не получится. И вот учитель видит, что сейчас главным препятствием к продвижению в работе ученика является данный конкретный страх, и что пока он не будет серьёзно ослаблен или вообще изжит, дальнейшее продвижение и какие-то серьёзные перемены невозможны. Причина игнорирования слов учителя очевидна: заниматься страхом не хочется, ведь на то он и страх, чтобы человек его избегал и не погружался в него по собственной воле. Ну и подумаешь, какой-то там страх, даже не самый главный, с чего бы ему меня тормозить, ведь я его даже не слишком часто чувствую? Буду делать выражение и другие практики, авось всё как-нибудь и наладится, а там, со временем, и с этим страхом разберусь. Или он, может, сам собой исчезнет – всякое же бывает на мистическом Пути, верно? Ровно так человек осуществляет выбор в пользу простоя и застревания в своей работе.
Помните о том, что уровень осознанности и внутреннего очищения тесно связан? Так вот, подавленные энергии, на работу с которыми вы не хотите заходить, блокируют все ваши попытки ввести внимание в своё внутреннее пространство, и потребуется немалое упорство, чтобы преодолеть их естественное сопротивление. Всё, что подавлено, – стало таким согласно принятому вами же решению, утвердившему запрет на проявление каких-то желаний и эмоций. И то, что лежит во внутренней тьме, поддерживает вашу бессознательность, а потому и увидеть самому свою главную на данный момент проблему бывает крайне сложно. И если ваша осознанность не слишком велика, то подсказка может очень помочь, если, конечно, вы к ней прислушаетесь. И даже если ваша осознанность уже такая ничего себе приличная, то есть ещё инерция мышления и представлений о себе, мешающих увидеть свою ситуацию объективно. Так что полезное указание можно получить всегда.
Конечно же, указания учителя могут касаться не только внутренних препятствий, но и внешних ситуаций ученика. Их пропускают между ушей ещё чаще, чем указания по внутренней работе, потому что подобные «советы» тоже редко выглядят приятными и отвечающими привычкам и желаниям ученика. Но обучение, предоставляющее немалую долю свободы, – не детский сад, и талдычить одно и то же или уговаривать ученика следовать сказанному – никто не обязан. Свобода ученика даёт свободу учителю – например, не слишком заботиться о его преуспевании в обучении, раз уж ему нравится топтаться на месте. Если вы не делаете того, что вам говорят, то и не спрашивайте, почему вы не продвигаетесь и почему у вас ничего не меняется.
Вопрос следования – это вопрос решимости. Успех в практике – следствие решимости и упорства. Если вы хотите только новых приятных ощущений, а практика приносит вам нечто иное, то она вам не понравится, и вы её сольёте. А потом станете вздыхать, что занимаетесь уже два года, а толку от этого почему-то очень мало.
Причин, из-за которых мало что меняется у людей, пришедших на Путь, всего две. Первая – привязанности, вторая – откладывание и избегание того, что необходимо делать прямо сейчас. Нередко обе причины подпитывают друг друга, и тогда ситуация кажется неразрешимой, но так только кажется. Настойчивость и терпение хорошо помогают.
Ну, и ещё всегда остаётся надежда на чудо. Если, конечно, вы считаете, что достойны чуда, и уже сделали всё, чтобы его заслужить.